конспект урока Пути эффективного преподавания истории и обществознания в современной российской школе
Пути эффективного преподавания истории и обществознания
в современной российской школе
Сегодня в образовании мы наблюдаем постоянное обновление, следствием чего является постоянная смена установок, различных экспериментов, новых образовательных технологий. Одним из главных аспектов стратегии новых реформ является — свобода плюрализма в образовании. Это проявляется в постоянном обновлении учебников, пособий, программ.
Современная российская школа – это современный урок, новейшие методики обучения, информационно - коммуникационная среда и электронные образовательные ресурсы, новый закон « Образовании» (2014г.), обновленные федеральные государственные образовательные стандарты, и, в рамках предмета история, новая концепция исторического образования (утвержденная на Собрании российского исторического общества 19 мая 2014 года) , включающая историко-культурный стандарт.
Мы, как педагоги истории, на сегодняшний день ощущаем максимальные изменения в организации исторического обучения. И, возможно, до конца еще не представляем, что нас ждет.
Как пишет Вяземский Е.Е учебном издании из серии «Работаем по новым стандартам», реализация современной модели исторического образования предполагает овладение педагогами интерактивными методами преподавания, способами педагогической деятельности на основе информационных технологий, ресурсов Интернета [1].
В условиях насыщенной информационно-образовательной среды педагог должен уметь использовать ресурсы дистанционного обучения и виртуального общения. Таким образом, реализация современной модели исторического образования предполагает более высокие требования к подготовке и квалификации учителей истории. Переход и адаптированность к новым параметрам реальности в России проходит очень сложно и противоречиво.
И. все таки, главная цель обучения сегодня — развить индивидуальность ученика, содействовать проявлению и развитию в ребенке не типичного, а ярко индивидуального. Необходимо помнить, что основная миссия образования — обеспечение условий самоопределения и самореализации личности[2].
Перед нами, как всегда стоит вопрос - «как создать то необходимое образовательное пространство, в котором ребенку легко будет проявить и развить свои способности, сформировать у молодого поколения ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире и т.д.?»
Важнейшей целью в своей работе главным считаю формирование интереса к предмету. Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ГИА, а позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к предмету.
В своей работе я стремлюсь заинтересовать ученика, используя разнообразные направления. Огромное значение придается внеклассной, внеурочной работе. Чтобы любить историю, её необходимо не просто услышать, но увидеть, ощутить, даже потрогать. В настоящее время я являюсь руководителем школьного исторического клуба «Отечество», который осуществляет свою деятельность на базе школьного музея Боевой славы. Систематически проводим музейные занятия для классов силами наших активистов. Кроме того, два года принимаю участие в деятельности поискового отряда, так на базе нашей школы организован поисковый отряд «Высота», и хотя членов не много, результаты деятельности достойные.
Как классный руководитель и учитель истории используем максимальные возможности для приобщения детей к истории, открываем перед ними возможности проникнуться историей Отечества. Данные возможности ценны, конечно, как и в изучении истории, так в расширении кругозора, который так необходим в рамках смежного предмета - обществознания.
Важный аспект обучения сегодня - возможность использования дистанционного обучения. В нашем распоряжении электронные ресурсы, сервисы WEB 2.0, технологии удаленного общения и обучения, блоги и т.д.
Мы продолжаем участвовать в олимпиадном движении, конкурсах и конференциях.
И, конечно же, огромное внимание отводим организации урочной деятельности, совершенствуем педагогические технологии и приемы обучения.
Хочу поделиться некоторыми из них сегодня. Данные приемы и технологии активно используются для запоминания материала, особенно при подготовке к ГИА по истории и обществознанию. Как запомнить даты? Как выучить все термины и их определения на долго?
Технология Лейтнера (флеш-карточки)
Система Лейтнера (англ. Leitner system) — широко используемый метод для эффективного запоминания и повторения с помощью флэш-карточек, предложенный немецким ученым и журналистом Себастьяном Лейтнером в 70-е годы XX века.
Эта система — простое применение принципа интервальных повторений, где карточки повторяются через увеличивающиеся интервалы.
В этом методе так называемые флеш-карточки рассортированы в группы в зависимости от того, как хорошо ученик усвоил информацию на каждой карточке. Например, при изучении иностранного языка ученик пытается вспомнить значение слова, написанного на флеш-карточке. Если он вспоминает его, то карточка перекладывается в следующую группу. Если же нет, то карточка возвращается в первую группу. Каждая следующая группа повторяется через увеличивающийся интервал. Данный метод может использоваться как для изучения слов иностранного языка, так и запоминания другой информации.
Электронные приложения для запоминания
Барабук — это сервис для заучивания информации на вашем мобильном устройстве.
Учить с Барабуком можно все что угодно: иностранные слова, даты, ноты, химические формулы, определения, идиомы и любую другую текстовую и графическую информацию, которой очень много в школе и институте.
Anki (яп. 暗記 — запоминание) — программа для облегчения запоминания с лов, выражений и любой другой информации с помощью интервальных повторений.
«Интеллект-карты»
Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Это инструмент, который помогает визуализировать и структурировать информацию, а также быстрее её запоминать.
Ключевая особенность майнд -карт, как их еще называют, заключается в способности активизировать оба полушария мозга: логическое (систематизация данных) и творческое (использование изображений, ассоциаций и цветов). Благодаря этому подходу данные воспринимаются легче, усваиваются быстрее, а работа с большими объемами данных становится удобнее.
Список используемых источников и литературы:
- Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем / Е. Е. Вяземский. — М.: Просвещение, 2012. — 40 с.
- Губская М. А., Веремчук А. С. Современное школьное образование в России: плюсы и минусы // Образование и воспитание. — 2018. — № 2. — С. 40-43. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3226/ (дата обращения: 20.04.2025).
- Что такое интеллект-карта и как их применять в учебе и работе // https://360.yandex.ru/blog/articles/chto-takoe-intellekt-karty-i-kak-ih-primenyat-v-uchyobe-i-rabote
- Что такое интеллект-карта . URL: https://edunetwork.ru/blog/sovety-roditelyam/chto-takoe-intellekt-karta/ (дата обращения: 12.04.2025).
- Барабук. — URL: https://www.barabook.ru/(дата обращения: 18.04.2025).
- AnkiWeb. — URL: https://apps.ankiweb.net/(дата обращения: 10.04.2025).
- Наследие. Digital. Флеш-карточки и системы Лейтнера . URL: https://nasledie.digital/articles/flesh-kartochki-sistemy-lejtnera/(дата обращения: 18.04.2025).
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Поломодова О. А. Пути эффективного преподавания истории и обществознания в современной российской школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/istoriya/9-klass/file/129778-puti-effektivnogo-prepodavaniya-istorii-i-obshchestvoznaniya-v-sovremennoj-rossijskoj-shkole (дата обращения: 15.12.2025)Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1480 пользователей.
Отзывы
