Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Народное творчество Дымковская игрушка

Конспект

На тему «Народное творчество. Дымковская игрушка».

Цели:

-     познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента;

-     развивать художественный вкус, творческое воображение, графические умения;

-     прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Оборудование: иллюстрации дымковской игрушки, росписи промыслов различных мастеров, образцы росписей дымковской игрушки,компьютер, мультимедийный проектор.

Ход деятельности

Педагог: Ребята у всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково, что недалеко от реки Вятки, родилась дымковская игрушка. Веселый игрушечный народец отличается яркими красками.

Педагог показывает дымковские игрушки.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

(В.Фофанов)

Деревня Дымково

Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.

(Народное творчество)

– В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки для того, чтобы они были прочными; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Педагог  демонстрирует игрушки на слайдах “Олень”, “Барышня”, “Конь” и др

У этого оленя золотые рога.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.

– Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

(Народное творчество)

– Даже кони приобрели яркий наряд.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

(Народное творчество)

Педагог: Что общего у всех этих игрушек?

Дети: Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма.

Педагог: Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети: Белой.

Педагог: А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, (на каждой игрушке может быть до 10-12 цветов). Они  особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Педагог: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

Педагог: Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Педагог: Какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.

Педагог: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

– Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка расколется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз.

Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке.
Самые любимые из них – это свистульки.

Учитель демонстрирует игрушки.

Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!

– Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника “Свистопляска”. Позднее ярмарка-праздник стала называться “Свистунья”. Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Барашек-свисток.
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.

(Народное творчество)

– Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик.

Демонстрируются игрушки "Дама с собачкой", "Водоноска". Дети рассматривают и описывают каждую игрушку вместе с педагогом.

– После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Педагог: Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?

Дети: округлая форма, , белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы кольца.

Проводится беседа об элементах дымковских узоров, их цветовом решении. Беседа сопровождается демонстрацией дымковских игрушек, фотографий, слайд, таблиц.

Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

(Народное творчество)

– Много разнообразных узоров дымковской росписи.

Педагог: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?

Дети: кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Педагог: Какие цвета любят мастера Дымково?

Дети: Яркие нарядные: красный, алый, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Педагог: Сколько различных цветов можно насчитать в росписи дымковской игрушки

Дети: от10 до 12 цветов.

Педагог: Дети,с какой игрушкой вы сегодня познакомились и где она зародилась?

Дети: С дымковской игрушкой,она появилась в слободе Дымково.

Педагог: Всё верно,в следующий раз мы с вами попробуем нарисовать некоторые элементы дымковской росписи.

Раздел: Конспекты уроков по ИЗО для 2 класса
Автор:
педагог дополнительного образования МКУ ДО АГО "Ачитский ЦДО"
Дата публикации: 12.12.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Якимова Е. Г. Народное творчество Дымковская игрушка // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/izo/2-klass/file/35759-narodnoe-tvorchestvo-dymkovskaya-igrushka (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию