конспект урока «Красота человека: создаем портрет русской красавицы ( в национальном костюме с учетом этнокультурных особенностей региона)». Ярославский край
Конспект урока по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс.
Тема урока: «Красота человека: создаем портрет русской красавицы ( в национальном костюме с учетом этнокультурных особенностей региона)». Ярославский край.
Работу выполнила:
Луговая Ольга Александровна
Учитель ИЗО, 1 категории
Средняя школа №91 «ИнТех»
Ярославль 2024 год.
Конспект урока.
Тема урока: «Красота человека: создаем портрет русской красавицы( в национальном костюме с учетом этнокультурных особенностей региона)»
«Русская красавица Ярославского края».
Цель: создать женский образ в национальном головном уборе и одежде.
Задачи:
- Узнать роль головного убора.
- Рассмотреть женский праздничный костюм – как устройство мира.
- Изобразить женский праздничный костюм и головной убор.
- Образовательные: познакомить учащихся с жанром - портрет.
- Развивающие: развить воображение, творческую фантазию.
- Воспитапельные: развить чувства гордости и любви к родине и культуре. Формировать эмоционально – ценностное отношение к своей культуре и традициям русского народа.
Материал: восковые мелки, акварельные краски, альбом, карандаш.
Тип урока: комбинированный
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Зрительный ряд: русские народные костюмы, работы художников И.Билибина, И И. Аргунова, А. Васнецова, М. Врубеля,В.Сурикова.
Ф. Сычков «Праздничный день. Зима», А. Костинечев «Девушка в русском костюме»,фото А. Карелина головные убора 1870- 1880г.
Основные понятия и термины: кокошник, повойник, венец, сорока, платок, повязка.
План урока:
Организация – 2 мин
Обьяснение нового материала – 10 мин
Физкультурная зарядка – 3 мин
Практическая работа – 25 мин
Подведение итогов. Выставление оценок- 5 мин.
Ход урока:
1.Организация
2.Обыяснение нового материала.
- Выполнение работы.
3.1.Расположить лист вертикально
3.2. Построить карандашом, соблюдая пропорции, голову человека и продумать головной убор.
3.3. Обвести все линии восковым мелком
3.4. Оставшееся свободное место заполнить акварельной краской.
- Подведение итогов.
- Выставление оценок.
Материал для урока: «Особенности Ярославского головного убора»
У каждого народа складывается свое представление о красоте человека. Это связано с традициями жизни и труда в определенных природных исторических условиях.
«Русская красавица» - сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и нежность, величавость в образе русской женщины.
Головной убор, особенно праздничный не столько имел утилитарное значение, сколько отражал местные особенности и общественный уклад. Наиболее традиционными на протяжении столетий оставались женские головные уборы, их передавали по наследству. Их вид и конструкция продиктованы тем, что замужняя женщина никому не должна показывать волос. Женщину с непокрытой головой называли «простоволоской», или по ярославскому выражению «в волосах».
Прообразом известных всем кокошников входили в состав мерянских ритуальных одеяний. Изначально их треугольная форма символично обозначала три точки на пути солнца по небосклону: восход – зенит – закат. В Ярославской губернии носили разные кокошники, но самый распространенный высокий, остроконечный их называли «наклонами». И селянки и горожанки одевали их до середины XIX века.
Передняя часть делалась из бересты, позже из картона, нескольких слоев бумаги, проклеянных рыбьим клеем. Сверху – бархат ил шелк ил парча. Для украшения брали жемчуг, рубленный перламутр, цветные граненные стекла, бисер. Орнамент: чаще растительный или с изображение птиц. Поверх кокошника набрасывали тонкое покрывало.
Другой головной убор – сорока, шился из двух кусков ткани. Длинная часть приходилась на лоб и охватывала голову с двух сторон. Вторая часть спускалась вниз и закрывала затылок. Концы ее завязывались сзади, образуя «крылышки».
Пожилые женщины надевали повойник – шапочка из цветной материи, как правило расширяющаяся к верху.
Девушки убирали голову повязкой. Сшитой из парчи или бархата. Повязка играла большую роль в свадебных обрядах как символ девичества. Ее в Ярославской губернии называли «красотой» или «волюшкой». Часто невеста перед свадьбой обращалась в парчовой повязке:
«..Ты прости- ко, моя красота! Я навек с тобой расстануся!».
Еще один головной убор до свадьбы– венец. Замужние женщины его не носили, не одевали его и повторно выходящие замуж женщины.
Русскую женщину невозможно представить без яркого платка или шали. Молодкам и девицам подобало носить яркие платки, пожилым – темные.
Информация добавлена автором. Будьте внимательны при переходе на внешний сайт.
-
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Луговая О. А. «Красота человека: создаем портрет русской красавицы ( в национальном костюме с учетом этнокультурных особенностей региона)». Ярославский край // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/izo/4-klass/file/124500-krasota-cheloveka-sozdaem-portret-russkoj-krasavitsy-v-natsionalnom-kostyume-s-uchetom-etnokulturnykh-osobennostej-regiona-yaroslavskij-kraj (дата обращения: 22.12.2024)- Живопись. Зимний пейзаж
- Зимние игры. Рисование человека в движении
- День художника
- Образ театрального героя
- Искусство первобытного общества
- Золотая Хохлома
- Конструктивный рисунок с частичным введением тона гипсовой вазы, параллелепипеда и шара на двух контрастных по тону драпировках
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5125 пользователей.
Отзывы