Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Золотая хохлома

Тема урока: Золотая хохлома

Дидактическая цель урока: познакомить учащихся с народным промыслом «Хохлома»

Задачи урока:

  • личностные: создавать условия для раскрытия интеллектуальных возможностей детей;

           -работать над самооценкой и адекватным пониманием причин

           успеха/неуспеха в учебной деятельности.

  • метапредметные: воспитывать наблюдательность, способность видеть прекрасное в искусстве народных промыслов и жизни;

 

  • предметные: сформировать умения выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальности как принципа изобразительной композиции;

           -развивать умения и навыки художественной росписи;

           -совершенствовать умения и навыки декоративной росписи в изучении

            народных художественных промыслов;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор,

презентация «Золотая хохлома», стихотворение О. Простовой «Хохлома», альбом, простой карандаш, гуашь, непроливайка, кисти, модели для раскрашивания. 

Зрительный ряд:  посуда, иллюстрации посуды.

Музыкальный ряд: песня «Хохлома» автор Ю. Таран

Ход урока.

  1. Организационный этап.

   Проверка готовности учащихся к уроку

  1. Введение в тему урока.

 

Не могу налюбоваться, взглядом долгим оторваться

От причудливых узоров и фантазии просторов.

Ты душою глубока и торжественно легка.

В твоих кудрях золотых солнечный играет блик,

Травник весело кружится, гордая сидит Жар-птица,

Песни счастья нам поет, красны ягоды клюет.

Что за дивная посуда? Роспись льется - просто чудо.

Здесь цветы, луга, поля - все чем славится земля,

И березовый листок, и пшеницы колосок.

(эпиграф записан на доске).

 

-Ребята, обратите внимание на зрительный ряд. (посуду стоящую на столе)

Можете ли вы определить, к какому народному промыслу они относятся? (хохлома)

- Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? (Хохлома)

  1. Сообщение темы и цели урока.

 

-Действительно, сегодня мы будем говорить о хохломе, красотой Руси полна Золотая хохлома.  Тема  урока так и называется - «Золотая хохлома ». Слайд №2

  1. Повторение пройденного материала.

 

- Какие народные промыслы вы знаете? (Гжель, Городец, Жостово, Дымково, Филимоново,  Каргополь)

  1. Изучение нового материала.

Слайд №3.   Откуда же появилось это удивительное искусство?                                                             Разное сказывают старики. Говорят, будто давным - давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу жар – птица и он её угостил. И вдруг птица – жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой.  Вот такое поверье ходит в народе. Считается, что родоначальником Хохломы является Семён - ложкарь, который вооружил целую армию деревянными ложками. А художник Г. Матвеев, под руководством которого была создана школа росписи и токарного искусства, развил этот кустарный промысел до промышленного производства. Он собирал традиционные рисунки и обучал мастеров. Растительный орнамент, исполненный в насыщенных красках осеннего русского леса, становится главной темой творчества художников. Город Семенов, превратился в столицу золотой хохломы. Слайд №4

Слайд № 5

-Ребята, хотите попасть на фабрику хохломской росписи?

-Закройте глаза и представьте, как мы идем на пристань, садимся на катер, который идет по Волге. Мы в пути. Посмотришь в окно, увидишь красоту родной природы, русские деревни Новопокровское, Семеново. Именно там мы и заглянем на фабрику.

Слайд №6

- В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

Слайд №7

  1. 1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы".

   Глина     закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

  1. 2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо

 просушивают.   Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя

 эту  операцию 3-4 раза.

  1. 3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова

или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся

ладкими,   блестящими и напоминают металлические.

  1. 4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который

 наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи  выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5.Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком

 (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под

  воздействием   температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот

  восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание

  «Золотая  Хохлома».

 Слайд №8

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют  художники? (Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.).

- Какие основные цвета в росписи? (Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый). Слайд №9

- Почему именно эти цвета? (Цвета природы)

- Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный – торжественность).

Слайд №10

-Ребята, какие элементы росписи вы видите?( Травка, ягодки, цветы, птицы)

- Верно - это символы счастливой жизни, как бы райский сад. Слайд №11

Слайд № 12-13

Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри.

Динамическая пауза

                                  (Учащиеся выполняют упражнения за учителем).

По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
И красненьким и жёлтеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

Возьму у солнца чашку я,

Водички я напьюсь.

И хохломскому мастеру

За это поклонюсь.

  1. Творческая практическая деятельность.

- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды или нарисовать его  самостоятельно. Слайд №14 (звучит музыка)

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая Хохлома!

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

- контроль организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения рисунка;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

 

  1. Итог урока.

 

  • Выставка работ учащихся.
  • Рефлексия.

Закончить фразу:

  • · сегодня я узнал…
  • · я понял, что…
  • · теперь я могу…
  • · я научился…
  • · у меня получилось …
  • · мне захотелось…
  • Заключительное слово учителя.

Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями. Слайд № 15,16,17

         

Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку

Для радости жизни!

Ты, как  душа у народа, красива.

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

                                            В. Боков

Литература

Н. А. Горяева  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс». Издательство: Просвещение 2012 год.;

Н. А. Горяева Уроки изобразительного искусства  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс». Издательство: Просвещение 2012 год.

О.М. Гусева Уроки изобразительного искусства «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс». Издательство: Просвещение 2011 год.

Информационные источники:

Золотая хохлома.

http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post140430061/

Хохлома своими руками.

http://www.narodnews.ru/print/430

Золотая хохлома. Чаша с ложкой

http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post140430061/

Золотая хохлома. Набор посуды.

http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post140430061/

По пути в цеха узнали историю происхождения...

http://toyota-rus.narod.ru/files/voyage2/07-07-10_voyage-534.htm

Зарождение хохломы - http://hohloma.pp.ua/zarozhd.php

Мастер-класс по хохломской росписи.

http://fr.tourismnn.ru/node/689

Мастер-класс по Хохломской росписи 2.

http://vk-uzor.ru/1/26/0/0/0/41/

Самобытный мастер хохломской росписи.

http://master-raduga.nnov.ru/taxonomy/term/75?page=3

Мастерская

http://is.park.ru/print_doc.jsp?urn=31380071

ЗАО "Хохломская роспись.

http://www.nnews.nnov.ru/news/2007/09/03/

Раздел: Конспекты уроков по ИЗО для 5 класса
Автор:
учитель ИЗО МБОУ лицей № 23 г. Ставрополь
Дата публикации: 14.04.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сериченко Т. В. Золотая хохлома // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/izo/5-klass/file/57140-zolotaya-khokhloma (дата обращения: 29.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию