конспект урока C.А.Есенин Стихи о Родине
Русская литература. 11 класс.
Тема. С.А. Есенин . Жизнь и литературная деятельность.Стихи о Родине.
Цели: освоение биографических сведений о поэте;
понимание роли и месте Есенина в русской литературе ;
выработка умений и навыков выразительного чтения , умения выделять главное и
важное по изучаемой теме:
развитие устной связной речи , мыслительной деятельности, навыков
конспектирования ;
осуществление на примере писателя патриотического воспитания и стремления
учиться и совершенствоваться.
Оборудование , наглядности , раздаточные материалы : альбом , буклет , опорная схема.
Ход урока
!. Объяснение нового материала.
2Сообщение темы и цели урока.
- Слово учителя /показ альбома ,рассказ по буклету, использование опорной схемы.
Эпиграф к уроку .
«Моя лирика жива одной большой любовью , любовью к родине,чувство родины , основное в моем творчестве. »
С Есенин.
Если крикнет рать святая :
«Кинь ты Русь,живи в раю!»
Я скажу : «Не надо рая ,
Дайте Родину мою!»
С.Есенин
Хроника жизни и творческого пути.
1895 год. Рязанский уезд. Рязанская губерния,Кузьминская волость,село Константиново.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери .
Дядья его были озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили его на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом его учили плавать. Один дядя /Саша/ брал его его в лодку , отъезжал от берега , снимал с него белье и, как щенка , бросал в воду. После восьми лет другому дяде он часто заменял охотничью собаку , плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям . Среди мальчиков всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.
По субботам его мыли , стригли ногти и маслом гофрили голову , потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало.. Всегда орал благим матом и осталось неприятное чувство к субботе. Когда С.Есенин подрос, его хотели сделать сельским учителем и отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт .К счастью Есенина этого не случилось.
Стихи начал писать рано , с девяти лет , но сознательное творчество относит к 16-17 годам. Перыве поэ-
ты , которые увидели в нем поэта были А.Блок, С.Городецкий, Клюев.
Поступил в университет Шанявского , где проучился 1,5 года и снова уехал в деревню.
В университете познакомился с поэтами Семеновским ,Наседкиным , Колоюловым и Филипченко.
В 1919 году вступил в ряды имажинистов.Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой.
Что касается остальных автобиографических сведений, то они в моих стихах,- писал С.Есенин.
Действительно , рассказывая о себе , он рассказывал о мире , в котором жил, и его раздумья о мире были раздумьями о нем самом.
Тема Родины в лирике поэта.
Любовь к Родине , , к родной природе до конца жизни поэта стала главной темой его лирики.
Природа и Родина неразрывны в творчестве Есенина.
Сильная сторона раннего творчества Есенина – в лирическом изображениирусской природы.
О стихотворении «Песнь о собаке».
Есенин и революция.
Октябрьскую революцию Есенин встретил с радостью , с горячим сочувсвием. Но Есенин воспринимал революцию «по-своему, с крестьянским уклоном».
В начале 20-х годов Есенин переживает глубокий духовный кризис , вызванный непониманием революционной действительности , и это накладывает отпечаток на его поэзию : в ней проявляются мотивы одиночества , душевной усталости и трагической безысходности.
В стихотворении «Русь уходящая» поэт пытается объяснить свое настроение :
Я человек не новый .
Что скрывать ?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Стихотворение «Письмо к матери».Стихотворение написано в форме послания.Форма послания дает поэту возможность с наибольшей полнотой раскрыть самые сокровенные чувства о своей личной судьбе , о старом и новом в жизни родной страны.
Казахстанский писатель Иван Петрович Шухов писал о матери Есенина : «Татьяна Федоровна была неграмотной.Но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала вслух , только пела.И каждое стихотворение на свой лад...»
Чтение стихотворения учителем , комментирование , словарная работа.
!!!.Закрепление.
1.Чтение уч-ся сведений о стихотворении на с. 74-75.
- Чтение стих-я уч-ся/ 5-6/
3.Беседа.
а/ Что нового вы узнали о жизненном и творческом пути Есенина ?
б/ Как переданы в стихотворении чувства матери ?
в/ Как поэт в стих-ии обращается к матери ?
г/ Как относится поэт к родному дому?
д/ Как смотрит поэт на свое будущее и прошлое ?
!\/. Подведение итогов , задание на дом , комментирование оценок.
Подготовиться к чтению и беседе по содержанию жизни и тв. пути С.Есенина. Выучить ст-е «К матери».
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мендыбаева Г. А. C.А.Есенин Стихи о Родине // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/liter/11-klass/file/49516-c-a-esenin-stikhi-o-rodine (дата обращения: 13.11.2024)- Бережное отношение поэтов к родной речи на примере стихотворения Анны Ахматовой Мужество
- Мир поэзии и прозы на основе обзора произведений о войне
- Я- бог таинственного мира
- Родина в лирике С.Есенина
- М.Горький. На дне
- Факультативное занятие "ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ рассказа Рэя Брэдбери «КАРЛИК»"
- Философия поэтической души В. Маяковского
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2244 пользователя.
Отзывы