конспект урока Теоретические подходы к проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников на уроках литературного чтения
Теоретические подходы к проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников на уроках литературного чтения
Коптелова Алиса Вячеславовна
ГАПОУ СО «НТПК №1»
специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
группа № 43
Аннотация. В статье поднимаются вопросы актуальности формирования духовно-нравственных ценностей, анализ деятельности и конкретных приемов современных педагогов, способствующих развитию личности.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, приём, урок литературного чтения, младший шккольный возраст.
Проблема формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в настоящее время является приоритетной. Ученики 1-4 классов начинают путь своего нравственного воспитания в школе. Именно в этом социальном институте у детей начинают формироваться нравственные представления и убеждения, становятся постоянными навыки и привычки поведения. Уже в эти годы у детей начинают формироваться личностные и общественные ценности: верность, патриотизм, честность, справедливость, свобода, дружба. Мы можем наблюдать принятие нравственных ценностей ребенком тогда, когда он познает новую для себя ценность, он способен определить свое личное отношение к ней, в его поведении появляется потребность соответствовать этой ценности и применять ее в своей жизни на практике. По ФГОС НОО образование должно содержать в себе развитие личности школьника, в которое входит создание образа мира, ценностно-смысловых направлений и основы для морального выбора, соответствующего нравственным ценностям.
Для начала рассмотрим понятия «духовность» и «нравственность». Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности». Нравственность – это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности.
Именно в начальной школе начинают формироваться духовно-нравственные ценности. Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
В младшем школьном возрасте ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с окружающими. Переход ребенка в школу, новый образ жизни оказывают существенное влияние на дальнейшее формирование его личности. Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобретает типичные черты школьника только после того, как начнет учиться в школе.
Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе литературного образования является целенаправленным и педагогически организованным процессом, требующим системного подхода. Его эффективность напрямую зависит от умелого подбора и реализации комплекса методических приемов, которые позволяют не только анализировать художественное произведение на событийном уровне, но и выходить на уровень экзистенциальных смыслов, личностных переживаний и ценностных выборов. Урок литературного чтения в этой парадигме перестает быть лишь площадкой для развития техники чтения и становится пространством для диалога с культурой, историей и самим собой. Среди многообразия методов и приемов можно выделить несколько ключевых групп, наиболее соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся начальной школы, для которых эмоционально-чувственное восприятие мира является доминирующим. Урочная деятельность по литературному чтению во 2 классе обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной как психофизиологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста, так и целевыми установками, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Как справедливо отмечала Л.Ф. Климанова, на данном этапе происходит качественный переход от «научения чтению» к «чтению для научения», то есть использование чтения как инструмента познания, эмоционально-образного освоения мира и формирования духовно-нравственных основ личности.
Некоторые педагоги и исследователи, которые занимались формированием духовно-нравственных ценностей у младших школьников на уроках литературного чтения:
1. В. А. Сухомлинский. Считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивает их мышление, воображение, речь, нравственные качества.
2. Л. В. Кутьева. Разрабатывала программу по литературе, которая формировала у детей эстетические представления, нравственные понятия, теоретическое мышление, умение грамотно и свободно владеть устной и письменной речью.
3. О. В. Джежелей. Автор программы «Чтение и литература», которая формировала навыки чтения, способы и приёмы работы над текстом и книгой, знакомила с детской литературой.
4. Р. Н. и Е. В. Бунеевы. Разработали программу по чтению, которая включала интересный учебный материал и структуру уроков-дискуссий, чтобы привлечь младших школьников к чтению и воспитать внимательных, думающих над книгой юных читателей.
Некоторые приёмы, которые используют учителя начальных классов на уроках литературного чтения для формирования духовно-нравственных ценностей:
1. Наблюдение и обсуждение нравственных и безнравственных поступков героев литературных произведений.
2. Беседы по результатам собственных наблюдений, воспоминаний, пережитых эмоций в процессе чтения.
3. Оценка качеств личности литературных героев, их поступков, в том числе составление характеристик, выделение положительных и отрицательных черт характера.
3. Ознакомление с русскими народными пословицами и поговорками, высказываниями известных людей, которые раскрывают суть того или иного нравственного понятия, и соотнесение их с содержанием текста.
4. Работа со словарями по объяснению лексического значения слова, требующего осмысления с точки зрения морально-этических норм поведения человека.
5. Проектные работы, предусматривающие возможность применения ребёнком полученных знаний (составление памятки, написание объявления и т. п.).
6. Инсценирование произведений, которое способствует усвоению новых нравственных норм.
7. Читательские конференции на этапе обобщения изученных тем.
8. Выполнение творческих работ, направленных на выработку определённого отношения к рассматриваемому вопросу (написание сочинения, выполнение рисунка и т. п.).
9. Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать своё завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.
10. Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов и литературных произведений другим людям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.
В духовно-нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки. Таким образом, процесс нравственного воспитания на уроках литературного чтения имеет свои специфические особенности. Они заключаются в подборе методов, средств и форм нравственного воспитания. Все это необходимо учитывать учителю при организации уроков литературного чтения.
Список литературы:
1. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Ч. 1/ Данилюк А.Я. – Москва : Просвещение, 2011
2. Петракова, Т.И. Духовность и нравственность – базовые характеристики личности // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие : науч.-практ. Семинар «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравсвенных ценностей у детей и молодежи», - Москва: Импэто, 2004.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Коптелова А. В. Теоретические подходы к проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников на уроках литературного чтения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/liter/2-klass/file/131851-teoreticheskie-podkhody-k-probleme-formirovaniya-dukhovno-nravstvennykh-tsennostej-u-mladshikh-shkolnikov-na-urokakh-literaturnogo-chteniya (дата обращения: 05.12.2025)
