Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Пословицы и поговорки

Содержит презентацию

Урок 4 Пословицы и поговорки.
Цели: продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора.
2. Рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок.
3. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
4. Способствовать формированию ценностей через национальные традиции.
Тип урока: комбинированный, использование ИКТ
Ход урока
1.Организационный момент (1-2 мин)
I. Проверка домашнего задания. (3-5)
Учащиеся должны были подобрать и записать 5 загадок.
II. Актуализация знаний
.III. Изучение нового материала
1. Слово учителя. (5 мин)
Мы продолжаем наше знакомство с устным народным творчеством.
Работа с первым слайдом. Чтение пословиц и поговорок учащимися. (2-3 мин)
Чтение – вот лучшее учение.
Кітап – оқығандікі, білім тоқығандікі.
Беседа о вопросам
- Ребята, что написано на слайде?
- О чем пословицы и поговорки ?
Молодцы.
Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Правильно о пословицах и поговорках.
Слайд 4,5
Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.
Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.
Запись в тетрадях учащихся.(2-3 мин)
2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования. (7 мин)
Общее в пословицах и поговорках:
– в них мудро и точно отразилась жизнь народа;
– создавались многими поколениями людей;
– появились еще в то время, когда не было письменности;
– они, как правило, безымянны;
– в течение столетий совершенствовались;
– темы бесчисленны и безграничны.
Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок), а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка).
В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.
3. Беседа по прочитанной статье учебника. (2 мин)
– О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них?
– Почему пословицы легко запоминаются? (В них есть ритм и рифма.)
4. Чтение пословиц, их комментирование. Слайд 6 (4 мин)
Задание: озаглавить каждую группу пословиц.
Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.
Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц: слайд 7 (6 мин)
5. Объяснение учителя с элементами беседы.
Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок, а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».
– А теперь, мы свами поработаем с пословицами и поговорками, которые вы подобрали самостоятельно дома, (задание на опережение). Чтение записи в тетрадях. (2 мин)
Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием. Давайте определим тему каждой пословицы и поговорки.
В следующем задание вам необходимо собрать россыпь пословиц. На партах у вас лежат конверты, в которых лежат пословицы и поговорки. Ваша задача собрать их по смыслу и приклеить на лист. Время для работы (2-3 мин)
III. Подведение итогов урока.
Ребята, чтобы проверить, как вы усвоили тему урока, я для вас приготовила следующее интересное задание. Давайте посмотрим на следующее слайды. Вам необходимо прочитать пословицы и поговорки и сказать, когда можно применить данные пословицы и поговорки.
Слайды 9-12. (3 мин)
Молодцы. Вы очень хорошо научились отличать пословицы от поговорок.
В следующем задании на слайде 13 мы свами видим пословицы и поговорки на казахском языке. Давайте мы их прочтем и переведем на русский язык. (2-3 мин)
Тіл жоқ жерде-ұлт жоқ.
Кітап алтын сандық: іші толған қазына, құт, оқы, оқы, ойыңа тұт.
Тәрбие тілден басталады.
Күлме досқа - келер басқа.
Көз қорқақ,
Қол батыр.
6.Этап закрепление.
Беседа по вопросам (2-3 мин)
-Почему мы используем пословицы в своей речи?
- Какие пословицы мы используем чаще всего?
- На какие тематические группы можно разделить пословицы и поговорки?
Информация о д.з. (2 мин)
Д.з. к подобранным пословицам и поговоркам нарисовать иллюстрацию.
Комментирование оценок (1 мин)

Раздел: Конспекты уроков по литературе для 5 класса
Автор:
учитель русского языка и литературы
Дата публикации: 10.11.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сейтова Д. В. Пословицы и поговорки // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/liter/5-klass/file/33759-poslovitsy-i-pogovorki (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию