Требования учителя к самому себе (А.И. Анастасиев)
Вот что писал педагог Анастасиев Андрей Иванович о требованиях учителя к самому себе еще в начале ХХ в.
- Не давай ни одного урока без подготовки.
- Начинай и заканчивай урок точь-в-точь в назначенное время.
- Так как все новое, что ты хочешь объяснить ученикам, необходимо привести в связь с тем, что ученикам уже известно, то старайся вовремя восстановить в своей памяти учебный материал настолько, чтобы без затруднений применять свои познания к делу.
- Для проверки себя во время этой подготовительной работы и для запоминания материала полезно хотя кратко, в виде набросков, составлять письменные конспекты учебного материала и плана преподавания, а также записывать и примеры.
- Начинай урок, когда все ученики сядут прямо, положив руки на стол и спокойно держа ноги; следи за этим и при всякой перемене во время урока, например, при уборке или доставании книг, тетрадей и т.д.
- Во время урока должен быть спрошен, по возможности, каждый ученик или, по крайней мере, каждый привлечен к участию в уроке. Большая ошибка предложить десяти ученикам по пять вопросов, а тридцати — ни одного.
- Научись правильно ставить вопросы: пусть они будут ясны по содержанию, кратки по форме и правильны грамматически; если заметишь, что вопрос неудачен, то, прежде чем требовать ответа, предложи другой вопрос, лучше составленный, более ясный и краткий.
- Не перебивай ученика при первом неполном или не вполне правильном выражении, но дай ему окончить предложение.
- Вопросы, которые ты предлагаешь, должны относиться ко всем ученикам. Поэтому после каждого вопроса делай небольшую паузу и только тогда вызывай отдельных учеников, которые должны отвечать на твои вопросы.
- Говори правильно и отчетливо, соблюдай логические ударения, облекай свои мысли в краткие, легко обозримые предложения и излагай их с живым интересом к делу и своей задаче.
- Никогда не обучай и не спрашивай подолгу только одного ученика, оставляя других без дела ли не обращая на них внимания.
- Если ученик не может дать правильный ответ, помоги ему, наведи его, а потом спрашивай другого; но если заметишь, что дальнейшее спрашивание бесполезно, то не заставляй учеников отвечать наугад и не трать времени попусту...
- Старайся пробудить в своих учениках интерес, и тогда не потребуется особенных усилий для поддержания дисциплины в классе.
- При всех ответах учеников следи за тем, чтобы они выговаривали слова ясно и отчетливо, и в сомнительных случаях убеждайся на деле, слышат ли отвечающего ученика товарищи его в самом отдаленном углу класса...
- При объяснении всегда пользуйся наглядными пособиями: ландкартами, картинами, моделями и т.п., главным же образом пользуйся классной доской.
- При исправлении письменных работ неправильные формы языка и неправильные обозначения их не доводи до слуха и до зрения учеников; в противном случае ты как раз сам вкоренишь эти неправильности.
- Если ты берешь на дом письменные работы учеников, удостоверяйся по возможности сейчас же в опрятности тетрадей и тщательном с внешней стороны исполнении задачи; работы, исполненные неряшливо и небрежно, возвращай тут же для переписки. Требуй, чтобы ученики на каждой письменной работе обозначали время исполнения ее (число и месяц). Возвращай ученикам работы всегда в срок.
- Помни, что ты должен не выказывать свое красноречие, а суметь развязать язык у своих учеников.
- Не расхаживай по классу, но выбери себе определенное место, откуда и все ученики могут видеть тебя, и ты можешь видеть всех учеников. Не стой, однако, как прикованный к одному месту: каждый ученик должен быть уверен, что ты во всякую минуту, если захочешь, можешь быть около него.
- Держись на уроке серьезно: ты исполняешь свой долг, а к долгу относятся серьезно. Не говори ничего, не идущего к делу.
- Держись перед учениками как образованный человек; не позволяй себе по отношению к ним вульгарных выражений.
- Никогда не давай урока в раздраженном состоянии. В случае раздражения сделай небольшой перерыв и продолжай дальше, уже успокоившись. Всякое раздражение учителя, овладевая вниманием учеников, вредит делу обучения.
- Не рассчитывай на быстрый успех, не будь нетерпеливым, не падай духом. Ищи причину недостаточного успеха всегда главным образом в самом себе.
- Избегай всяких замечаний относительно положения, сословия и жизни родителей и родственников ученика.
- Не имей любимцев и доносчиков, не позволяй себе кого-либо «не терпеть».
- Не объявляй ученика неисправимым относительно нравственности или успешности; не говори никому «ступай вон» и тому подобных выражений...
- Ни в коем случае не употребляй бранных слов; не читай также длинных поучений, не прибегай к иронии или к насмешкам; в большей части случаев строго, но без крика произнеси фамилию ученика.
- Будь правдив в своих отношениях к ученикам. Если при преподавании или при исправлении работы допустишь ошибку, то сознайся в ней тотчас и покажи ученикам, что истина выше тебя. Это сделает честь тебе как человеку, как учителю и воспитателю, а на юные души произведет благотворное влияние.
- Ежедневно повторяй себе, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя.
- После каждого урока отдавай себе отчет о ходе его, о своих ошибках в спрашивании учеников, в объяснении урока, в наблюдении за классной дисциплиной и в собственном поведении, а равно и о том, подвинул ли ты вперед своих учеников на пути их умственного и вообще духовного развития.