конспект урока Развитие музыкально - художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальных коммуникативных игр
Развитие музыкально – художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста, средствами музыкальных коммуникативных игр
Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.
К ним относится практически весь детский фольклор — частушки, потешки, прибаутки. Это может быть не только обычная сюжетно-ролевая игра, но и музыкальная игра — с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Основанные на методах и приёмах, найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры с элементами фольклора успешно развивают не только принципы игровой народной педагогики — они помогают социальному, духовно-нравственному, художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Несложные фольклорные игры со сменой партнёров можно рассматривать как одну из форм коммуникативных музыкальных игр. Такие игры есть в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания. В этих играх, как правило, есть сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В качестве коммуникативных упражнений эти простые весьма полезны.
«Заинька»
Заинька, походи, серенький, походи.
Вот так - этак походи.
Вот так - этак походи.
Заинька, покружись, серенький, покружись.
Вот так - этак покружись.
Вот так - этак покружись.
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.
Вот так - этак топни ножкой,
Вот так - этак топни ножкой.
Заинька, попляши, серенький, попляши.
Вот так - этак попляши,
Вот так - этак попляши.
Заинька, поклонись, серенький, поклонись.
Вот так - этак поклонись,
Вот так - этак поклонись. (Движения по тексту)
«Золотые ворота»
Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас! Или другой вариант Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас. Вот один из вариантов напева: На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
«Шел козел по лесу…»
Выбирают одного ведущего — «козла».
Шёл козел по лесу,
По лесу, по лесу,
«Козел» проходит мимо сидящих детей, показывая указательными пальцами «рога».
Нашёл себе принцессу,
Принцессу нашёл.
Приглашает поклоном выбранную девочку.
«Козел» вместе с «принцессой» выходят на середину зала и поворачиваются лицом друг к другу.
— Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем
Прыгают на двух ногах.
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем,
Продолжают прыгать, поднимая то одну, то другую ногу в сторону.
Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем
Стоя па месте, хлопают в ладоши.
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем,
Топают ногами, высоко поднимая колени.
Хвостиком помашем,
Помашем, помашем,
Выполняют движения бедрами — «машут хвостиками».
Ну а потом попляшем,
Попляшем, попляшем мы! Кружатся поскоками. Игра продолжается, но уже два «козла» идут искать «принцесс», затем — четыре, восемь и т. д.
Дударь
Дударь, дударь, дударище,
Старый старый старичище
Его во колоду,
Его во сырую,
Его во гнилую.
Дударь, дударь, что болит?
По правилам: водящий показывает одно" больное место", затем все повторяют и идут по кругу и поют песню, после вопроса "Что болит?" водящий, продолжая показывать первое действие, придумывает следующее и т.д. пока руки-ноги не кончатся... Тогда говорит: "всё болит!" и догоняет того, кто будет следующим Дударем.
У Маланьи у старушки
У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей. (Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр.). Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой.
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так.
Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Демкина Н. Б. Развитие музыкально - художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальных коммуникативных игр // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/muzyka/1-klass/file/104659-razvitie-muzykalno-khudozhestvennogo-vkusa-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-muzykalnykh-kommunikativnykh-igr (дата обращения: 21.11.2024)- Музыка в цирке
- Основные задачи и функции концертмейстера на уроках в хоровом классе ДШИ
- Некоторые аспекты начального периода обучения в классе классической гитары
- Музыка осени
- Край, в котором ты живешь
- Динамика и динамические оттенки
- Праздник детства!
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 17901 пользователь.
Отзывы