конспект урока Упражнения на начальном этапе обучения игре на фортепиано
Упражнения на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
Ни один педагог - музыкант не будет отрицать важности упражнений на начальном этапе обучения, когда происходит знакомство и работа по совершенствованию основных двигательных приемов и технических формул. «Занимательные упражнения для маленьких пианистов» представляют собой комплекс постановочных упражнений, предполагающих постепенное включение в работу всех пальцев, начиная с третьего. Также, на данном материале происходит знакомство с основными штрихами.
Одна из главных задач создания сборника- представить в помощь педагогам широко известные, таких авторов, как - С. Альтермана, Ш. Ганона, О. Геталовой, М. Глушенко, В. Макарова, А. Шмидт-Шкловской и др., а также найденные в процессе многолетней педагогической работы, объединенные в некую систему- упражнения.
Для упражнений на начальном этапе главной стороной должны быть простота и понятность, должны быть устранены трудности, связанные с исполнением пьес. Ученик должен научиться отрабатывать красивые движения и закреплять технические навыки, нацеливать внимание к нужным физическим ощущениям во время игры: ловкости, точности, целенаправленности движений, чтобы эта работа на инструменте вызывала удовольствие от полученного результата. Параллельно приучать внимательному контролю за качеством звучания.
Начинающий период для закладывания и формирования технической базы является очень важным. И этот первый подготовительный этап состоит из игры упражнений, обеспечивающих первоначальные технические навыки.
Каждое упражнение мы старались представить не только с определенным названием-образом, но и с соответствующей картинкой. Именно в них определено задание и способ исполнения. То есть, предлагаемый образ или действие становятся стимулом, источником для ассоциаций, возникающих при движении рук и пальцев. Таким образом, мы хотим создать атмосферу игры, которая является для возраста дошкольников ведущей деятельностью, развивающая наглядно действенное, наглядно образное мышление, фантазию, воображение, и способность к опосредованному запоминанию.
Основная цель упражнений-обеспечить техническое развитие игрового аппарата, создать условия, при которых он будет выполнять необходимую музыкальную задачу.
Упражнения помогут приспособить игровой аппарат в достижении поставленных художественных задач, закрепить приобретённые навыки и в дальнейшем применять их в раскрытии музыкального образа.
При помощи упражнений мы обеспечиваем ребенку путь к выполнению любой поставленной музыкальной задачи, доводим до автоматизма и в результате решаем две проблемы: техническую и музыкальную. На начальном этапе обучения нужно находить способы, при которых техническая работа не была бы утомительна. Педагог должен приспособить ребенка к инструменту, помочь понять, какие движения необходимы и обусловлены определенными требованиями.
Следовательно, основная задача- выработать рекомендации для развития технических навыков начинающего пианиста с помощью упражнений. Показать средства, при помощи которых можно творчески и интересно работать с маленькими музыкантами. Преподнести эту трудную и кропотливую работу, как творческий игровой процесс. Показать, как можно больше интересных и нужных упражнений для развития технических навыков юных музыкантов.
У музыки и слова одна первооснова - интонация. Трудно определить, что возникло раньше - слово или музыка. Словесный образ и музыкальный - не разделимы. А значит, чем глубже мы постигаем словесно-поэтический образ, тем легче создаем образ музыкальный, и наоборот. Стихи в данном пособии не обычная подтекстовка. В них есть образ, характер, настроение, что вызывает внутреннее эмоциональное переживание. Слова помогают более осмысленному и правильному интонированию мелодии с текстом, особенно для учащихся со слабо развитым метроритмом.
Упражнения выстроены в порядке постепенного усложнения материала. Тем не менее, изучать их можно произвольно, по мере решения той или иной технической задачи.
Работа над упражнениями -это кропотливый и сложный процесс, мимо которого не нужно проходить в процессе урока. Это одно из небольших составляющих. Во многом от педагога зависит, как интересно и увлекательно проходит этот трудный путь развития технических навыков учащихся.
Заключение
В работе с учащимися мы не можем надеяться на то, что все станут виртуозами-исполнителями, но несмотря на это педагог должен стараться включить в свою работу различные технические компоненты, преодолевать трудности не просто механически проигрывая каждое упражнение, а систематически, интересно, в игровой форме подходить к этому вопросу.
Обобщая вышеизложенное, следует говорить о развивающем характере подобных упражнений. Помимо накопления технического потенциала учащихся, они способствуют обогащению их слуховых представлений, получению элементарных теоретических знаний, воспитанию сосредоточенности и выносливости в работе за инструментом, развитию интеллектуально-творческих способностей, а также формированию устойчивой положительной мотивации музыкальных занятий.
Ссылка на разработанный нами сборник https://cloud.mail.ru/public/EeHK/PuZyVpAp3
Богриенко И.Ю., Литвиненко М.Г., Петрова Ю.П.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Богриенко И. . Упражнения на начальном этапе обучения игре на фортепиано // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/muzyka/1-klass/file/55289-uprazhneniya-na-nachalnom-etape-obucheniya-igre-na-fortepiano (дата обращения: 22.12.2024)- Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки. Из опыта работы
- Пушкин и музыка
- Артикуляционная гимнастика
- Лад в музыке
- Ваш ребенок учится играть на скрипке (методические рекомендации родителям)
- Музыкальное занятие с элементами логоритмики
- М. И. Глинка. Иван Сусанин
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4610 пользователей.
Отзывы