Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Ударная группа инструментов

Тема: Ударная группа инструментов.

Цель: учить правильному звукоизвлечению на ударных инструментах

Ход занятия.

1.Орг. момент

Дети сидят на стульях полукругом.

Педагог: Здравствуйте ребята (приветствие на деревянных ложках)

2.Сообщение темы и цели занятия

Педагог: Посмотрите на экран (Слайд1).Какие инструменты вы узнали? Ответы детей (бубен, трещотки, коробочка, колокольчик, треугольник, металлофон и т.д). А вы знаете, к какой группе инструментов они относятся? Ответы.

Педагог:  Да, вы, верно, назвали некоторые из них. Но не все. Хотели бы вы узнать побольше об  этих инструментах и поиграть на них? (Да). Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на занятии? (варианты ответов)

Педагог: Действительно, мы сегодня познакомимся с шумовыми инструментами которые относятся к ударной группе, узнаем как правильно извлекать звук, и попробуем поиграть на них.

3.Основная часть

Педагог: Ребята, у меня на столе лежат шумовые инструменты. Кто попробует назвать инструменты? (Выходят дети, по желанию, берут инструмент,  называют его и воспроизводят звук).

Педагог: Давайте вспомним,  все ли  инструменты звучали одинаково. Были ли среди них те, звучание которых похоже на звучание музыкальных инструментов?

(Да, дети показывают на металлофон). Значит, можно сделать вывод, что все шумовые инструменты можно разделить на две группы: ритмические и мелодические.

Ритмические инструменты звучат с определённым звуком, показывая только ритмический рисунок произведения, то есть показывают чередование коротких и длинных звуков; а мелодические шумовые инструменты издают звуки разной высоты, как и другие музыкальные инструменты.

Педагог: Например, что нужно делать, чтобы бубен зазвучал? (ответы детей). Правильно. Все ритмические инструменты можно разделить на те, звук в которых получается путём

1) удара;

2) встряхивания.

Давайте поближе познакомимся с этими инструментами.

(Слайд 2). Инструменты, звучащие благодаря удару:

Коробочка (Слайд 3)

Это полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по  центру верхней плоскости коробочки. (Педагог демонстрирует).

Ритмическое упражнение «Туки-тук».

 

Трещотки. (Слайд 4)

Старинный русский народный инструмент,  заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием.  Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Состоит он из сухих тонких дощечек, которые нанизаны на шнур или ремешок и отделены одна от другой узкими планками. В трещотки очень любили играть скоморохи. Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. (Педагог демонстрирует).

Треугольник. (Слайд 5)

Этот  инструмент изготавливают из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.(Педагог демонстрирует).

(Слайд 6) Инструменты, звучащие благодаря встряхиванию:

Маракасы. (Слайд 7)

Один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Держать маракас нужно за ручку и только одной рукой. Сила встряхивания определяет силу звука, издаваемого инструментом. Движения могут быть как вертикальными, так и горизонтальными. (Педагог демонстрирует).Древние маракасы изготавливали индейцы латинской Америки из плодов дерева агуэро (Слайд 8.) Они вынимали мякоть, а кожуру, высушенную на солнце, заполняли семенами. В Африке маракасы делали из плодов тыквы или кокоса.

Игра «Музыкальный переводчик». Передать ритмический мотив придуманных слов на инструменте.

Колокольчики. (Слайд 9)

Колокольчики — это ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные.
Простые колокольчики представляют собой набор настроенных по хроматизму металлических пластинок, размещённых в два ряда на деревянной раме трапециевидной формы. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и чёрных клавиш фортепиано. Применяемый диапазон колокольчиков — от третьей до пятой октавы, на некоторых инструментах — шире. Играют на колокольчиках двумя маленькими металлическими молоточками или деревянными палочками. (Педагог демонстрирует). Колокольчики изготавливают  из бронзы. Именно этот металл придает инструменту мелодичный звук. 

Педагог: А теперь я предлагаю украсить фрагмент из балета П.И.Чайквского «Щелкунчик» - колокольчиками. (Желающие ребята выходят). Звучит музыкальный фрагмент «Фея Драже».

Бубен. (Слайд 10)

Этот инструмент имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.

Основные приёмы игры:  (педагог показывает)

1)    Встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или, если нужно тихое звучание колокольчиков, покачивая, будто сеют муку через сито);

2)    Удары правой рукой по мембране (бубен держат вертикально левой рукой за обод или продев несколько пальцев в специальное отверстие, сделанное на ободе);

3)    Удары пальцами обеих рук (при исполнении быстрых ритмических рисунков в песнях и танцах народов Востока). Инструмент при этом держат двумя руками вертикально.

Большое значение имеет место удара и его сила, влияющая на тембр и силу звука. Удары можно производить раскрытой ладонью, мягкой (нижней) частью ладони, плоскими и полусогнутыми пальцами (подушечками пальцев), кулачком; можно чередовать удары кулачка и пальцев, ладони и пальцев.

Раньше «бубнами» называли все шумовые ударные инструменты.

Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!

 Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже.

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок.

Педагог: А теперь давайте поиграем и попробуем угадать звучащие шумовые инструменты. «Угадай инструмент».

(Педагог включает звуки шумовых инструментов, прослушав которые дети должны назвать инструмент, найти его и воспроизвести звук).  

Работа над произведением

Педагог: Ребята, давайте возьмём ложки и исполним р.н.п. «Утушка луговая» (идёт исполнение). А теперь, давайте добавим в нашу музыкальную композицию ударную группу инструментов и попробуем проиграть I-часть. (По желанию дети выбирают инструменты и на сильную долю воспроизводят ритмический рисунок I-части)

Педагог: Спасибо, я думаю, вам было интересно использовать эти инструменты, и  на следующем занятии мы продолжим работу над р.н.п. «Утушка луговая». Я предлагаю вам подумать дома над таким вопросом , может ли ударная группа инструментов использоваться на протяжении всего произведения или нет? А также придумать свои ритмические рисунки для каждого инструмента ударной группы.

 

 

 

 

 

4.Подведние итогов.

Педагог:  Наше занятие подходит к концу, и я хочу провести не большой тест. (Педагог раздаёт листочки с вопросами, дети отвечают на вопросы)

Да – «+»

Нет –  « - »

1.Сегодня на занятии мы познакомились с ударной группой  шумовых  инструментов.    (+)

  1. 2. Все шумовые инструменты условно можно разделить на две группы: ритмические и мелодические. (+).
  2. 3. Пианино – это шумовой мелодический инструмент. (-).
  3. 4. Звук на бубне извлекается только при помощи встряхивания. (-).
  4. 5. Маракасы – это старинный шумовой инструмент, который придумали индейцы                                                                                                            (+).
  5. 6. . Трещотки – это старинный русский инструмент, который состоит из сухих тонких дощечек, нанизанных на шнур или ремешок и отделённых одна от другой узкими планками. (+).

Педагог: Спасибо за работу. До свидания.

Раздел: Конспекты уроков по музыке для 2 класса
Автор:
педагог дополнительного образования
Дата публикации: 17.03.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Козырецкая Ю. В. Ударная группа инструментов // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/muzyka/2-klass/file/55817-udarnaya-gruppa-instrumentov (дата обращения: 28.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию