конспект урока РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Развитие творческих способностей на уроках музыки в начальной школе
Ивакина Анна Андреевна, 4 курс,
Преподавание в начальных классах,
ГАПОУ СО НТПК № 1
Аннотация. В данной статье будет рассмотрена тема развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки и ее важность в настоящее время. Будут представлены различные виды творческих заданий.
Ключевые слова: творческие способности, музыка, творчество, творческие задания, вокал, развитие творческих способностей, урок, урок музыки.
Уроки музыки играют важную роль в комплексном развитии ребенка, способствуя его эмоциональному, творческому, когнитивному развитию и физическому. На уроках музыки творческие способности позволяют обучающимся выражать свои эмоции, чувства и мысли благодаря музыке. В центре внимания на таких уроках находится их увлекательность и доступность для обучающихся, а также стимулирование их творческого мышления и воображения.
В настоящее время возрастает интерес к проблеме развития творческих способностей, что подтверждается требованиями ФГОС НОО к результатам освоения программы начального общего образования «Уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности». Это связано с тем, что в новых социально – экономических условиях произошла переоценка представлений о наиболее значимых качествах личности: самостоятельности, творческой инициативе, новаторству, определяющих движение к прогрессу в жизни общества.
Творчество на уроках музыки способствует общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно – ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.
Школьный возраст является наиболее подходящим для развития творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов Б. М. Теплова, А. В. Запорожец, обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно–творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческие силы, внутреннюю активность.
Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, необходимые и значимые для общества. На сегодняшний день учеными было проведено большое количество опытов и экспериментов по изучению творчества, знания, которые были целесообразно собраны с исторического экскурса развития психологии творчества как науки.
В своих исследованиях, Н. А. Ветлугина проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.
При составлении творческих заданий одним из ключевых моментов является формирование внутренней мотивации ребёнка. Творчество невозможно развить через принуждение; оно возникает из чувства интереса, вдохновения и желания сами исследовать окружающий мир. Поэтому важно организовывать образовательный процесс так, чтобы ребёнок был вовлечён в него осознанно. Это подразумевает акцент не на конечном результате, а на радости, которую приносит сам процесс познания и созидания. Значимым становится также предоставление свободы выбора. Например, ребёнка можно привлечь к разработке проектов или решений задач, которые соответствуют его интересам.
Одно из наиболее важных направлений уроков по музыке является развитие творческих способностей обучающихся через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формировании эмоциональной осознанности.
Примеры творческих заданий на уроках музыки: импровизация, создание музыкальных композиций, сочинение нового текста песни, рисование под музыку, придумывание сюжета для вокальной композиции, представление музыкальных историй и сказок, коллективное распределение ролей в музыкальном спектакле.
Творческие задание, перекликающиеся с игрой находят невероятный отклик у обучающихся, особенно в начальном звене. Это могут быть ребусы на музыкальные темы, музыкальные викторины и кроссворды. Такие задания формируют находчивость, варьирование и остроумие, нестандартность мышления.
Одно из наиболее важных направлений уроков по музыке является развитие творческих способностей обучающихся через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формировании эмоциональной осознанности.
Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, инсценировках песен. Примером является «Кузнец» И.Арсеева. Дети делятся на две группы – кузнецы и всадники, исполняя, каждая поочередно импровизирует образные движения, подчеркивая характерные особенности своего персонажа. Такое же творческое задание они получают при исполнении скороговорки Д. Кабалевского «Барабан». Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Поэтому импровизацию нельзя рассматривать как обязательную часть программы школьных занятий музыкой, и отсутствие ее не может рассматриваться как недостаток в проведении уроков музыки.
Таким образом, проведённый анализ подтверждает, что творческие задания на уроках музыки являются эффективным средством развития творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста. Через музыкальную деятельность школьники не только познают искусство, но и раскрывают собственную индивидуальность, учатся взаимодействовать с окружающим миром и стремятся к самореализации.
Список использованных источников:
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка/Н. А. Ветлугина. –Москва: Просвещение, 2019. – 241с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1989. – 32 с.
- Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М.: 1984. – 206 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287. – М.: Просвещение, 2022. – 160с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ивакина А. А. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/muzyka/3-klass/file/131608-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-na-urokakh-muzyki-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 13.12.2025)Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1989 пользователей.
Отзывы
