конспект урока Что такое мюзикл?
Урок-путешествие «Что такое мюзикл?»
Цель урока: Познакомить учащихся с историей развития мюзикла, его жанровым и тематическим многообразием.
Задачи:
Обучающие: изучение учащимися жанра мюзикла, его характерных особенностей и жанровых категорий; знакомство с историей развития жанра мюзикла за рубежом и в России.
Развивающие: развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач; развитие творческих и музыкальных способностей и познавательного интереса; развитие вокальных навыков; развитие творческих и актёрских способностей детей, инициативности, любознательности.
Воспитательные: воспитание сознательного отношения к учёбе, коммуникативных умений. Воспитание эмоционального отклика на звучащую музыку, умения вдумчиво, внимательно слушать музыкальные произведения; привить интерес к урокам музыки.
Необходимое оборудование: компьютер, колонки, фортепиано, карточки с текстом песен.
Средства обучения: презентация по теме урока, аудиофрагменты мюзиклов, музыкальный материал.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Ход урока
Звучит фрагмент мюзикла «Звуки музыки» Р.Роджерса.
Сегодня мы совершим путешествие в мир музыкального театра. Но сначала я бы хотела спросить у вас: что для вас значит словосочетание «музыкальный театр»? (ответы детей).
Мы с вами остановимся на очень интересном и весьма популярном в настоящее время жанре – мюзикл. В последнее время мы часто слышим о постановках мюзиклов на театральных сценах. Что такое мюзикл? Каковы его особенности, разновидности? На этом уроке мы ответим на эти вопросы.
Мюзикл – это особый музыкально-сценический жанр, который вобрал в себя несколько видов сценического искусства - драму, музыку, вокал, хореографию, пластику.
Мюзикл иногда называют музыкальной комедией. От других разновидностей драматических произведений для музыкального театра (опера, оперетта, балет) мюзикл отличает в первую очередь синтетичность: ни вокальные, ни танцевальные номера, ни музыкальное сопровождение в мюзикле не являются самодостаточными — они лишь служат равноправными средствами передачи содержания.
В основе мюзикла лежит литературное произведение. Содержание (сюжет, образы действующих лиц, идейное содержание) играет в мюзикле большую роль, поэтому мюзикл, в отличие от оперы и оперетты, как правило, принято исполнять на языке, понятном зрителю.
Возник этот жанр в США в начале XX в. в результате синтеза балладной оперы, оперетты, ревю, водевиля, профессиональной эстрадной песни и американских бродвейских эстрадно-концертных представлений.
Официальной датой рождения нового жанра принято считать март 1943, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля «Оклахома!», музыка Р. Роджерса. Так началась новая эра в истории сначала американского, а потом – и мирового театра, которую прославили такие композиторы, как Дж.Гершвин, Ричард Чарлз Роджерс, Леонард Бернстайн, Эндрю Ллойд- Уэббер, Дж.Герман и др.
Мюзикл - дитя XX столетия. Его историю можно разделить на два периода. Первый период (1900-1930) характеризуется произведениями, которые носят явно выраженный развлекательный характер и должны были удовлетворять спрос преуспевающего бизнесмена того времени.
Второй период связан с экономическим кризисом 1929 г. Серьёзными становятся темы и сюжеты мюзиклов: гражданская война в Америке – “Цветущая девушка” Гарольда Арлена ( 1946 г), вторая мировая война – “Южный Тихий океан” Ричарда Роджерса ( 1948 г.).
Послевоенные десятилетия стали для мюзикла триумфом. Он шагнул за пределы Америки и отправился покорять мир. В этот период появляются такие признанные шедевры как “Целуй меня, Кейт” Коула Портера и “Моя преккрасная леди” Фридерика Лоу.
Мюзикл проникает на театральные подмостки Европы. В Англии появляется произведение, завоевавшее всемирное признание – мюзикл “Оливер” Л. Барта.
Опытом западных коллег воспользовались и русские композиторы, создавшие ряд удачных мюзиклов. Российский мюзикл – практически ровесник Бродвейского: в России начался с участия в кинофильмах джаз-банда Леонида Утесова.
24 декабря 1934 г. состоялась премьера музыкальной комедии (а именно так называли мюзикл в России) режиссера Г.Александрова и композитора И.Дунаевского “Веселые ребята”.
За ней последовали новые работы этих же авторов – “Цирк” 1936 г., “Волга-Волга” 1938 г., “Светлый путь” 1940 г., “Весна” 1946 г.
Период высшего расцвета отечественного мюзикла приходится на 60-70 годы, когда появились такие композиторы как Г.Гладков (м/ф “Бременские музыканты”), А.Рыбников (“Юнона и Авось”, «Буратино»), М.Дунаевский (“Мэри Поппинс, до свидания”) и т.д.
Думаю, все помнят песенку-дуэт Короля и Принцессы из «Бременских музыкантов»? Предлагаю прямо сейчас сыграть сцену из этого мюзикла: мне нужны для этого три пары – три мальчика и три девочки (пары выходят). В песне 3 куплета, для каждого куплета новая пара –Король и Принцесса - исполняют свой дуэт, а все остальные – это зрительный зал! Напомню нашим участникам, как танцуют менуэт, ведь именно его танцуют Король и Принцесса из мюзикла.
Звучит минусовка: Дуэт Короля и Принцессы из м/ф «Бременские музыканты» - муз Г. Гладков, ст. Ю. Энтина. (Дети поют и танцуют дуэт, на каждом куплете одна пара сменяет другую).
Молодцы! Вы настоящие артисты мюзикла!
Итак, продолжим. В 1985 г. на лондонской сцене появляется парижская постановка мюзикла “Отверженные”. За этим красочным шоу по мотивам одноименного романа В.Гюго последовала постановка “Мисс Сайгон” (1989), действие которого происходит во время войны во Вьетнаме.
И, наконец, 1998 г. – премьера самого кассового мюзикла “Notre Dame de Paris”Люка Пламмонда и Ришара Кошана.
Л. Пламмонд долго искал героя своего мюзикла. Он причитывал роман В.Гюго “Собор Парижской Богоматери”, пересматривал уже снятые фильмы на этот сюжет, пока не понял, что, эта история должна принести успех мюзиклу хотя бы во Франции, где любят свою историю и все французское. И, действительно, билеты были проданы за 6 месяцев до премьеры. Только дисков было выпущено более 7 миллионов.
Собор Парижской Богоматери – символ Парижа. Он расположен в старой, средневековой части столицы, на острове Ситэ. Его строили почти без перерыва 185 лет. Нотр-Дам прославился скульптурными чудовищами, которые украшают водостоки. Парижане не очень любили этот большой (высота 35 м., длина 130 м., высота колоколен 69 м., вес колокола Эммануэль – 13 тонн, его языка – 500 кг.) и старый собор… до 1831 г., когда появился роман В.Гюго “Собор Парижской Богоматери”.
Сегодня мы познакомимся с музыкой мюзикла «Звуки музыки» Ричарда Роджерса, американского композитора, автора 900 песен и 40 мюзиклов. Вот сюжет.
Зальцбург. Мария, молодая женщина, намеревающаяся стать монахиней, направлена в дом овдовевшего морского капитана Георга фон Траппа в качестве гувернантки для его семерых детей. В доме фон Траппов царит угнетающая военная дисциплина, и дети поначалу относятся к Марии настороженно и недружелюбно. Но ее доброта и открытость берут верх – она учит их пению, и вскоре дети влюбляются в неё. Мария же начинает испытывать чувства к Георгу, но ее останавливает его помолвка с состоятельной баронессой. Баронесса понимает, что сердце капитана принадлежит не ей, и коварно убеждает Марию вернуться в монастырь. Но настоятельница, покровительствовавшая юной девушке все эти годы, уверена, что та должна бороться за свою любовь. Мария возвращается в семью фон Трапп. Она и Георг больше не в состоянии скрывать свои чувства друг к другу, капитан расторгает помолвку с баронессой и вскоре женится на Марии.
В результате насильственного присоединения страны к фашистской Германии в Австрии устанавливается нацистский режим, и капитана фон Траппа пытаются вернуть на военную службу. Он, не желая служить Рейху, задерживает своё отправление, настойчиво убеждая гаулейтера Целлера, в том, что, являясь участником семейного ансамбля певцов фон Трапп, он обязательно должен быть с ними во время выступления на городском музыкальном фестивале, в охраняемом театре, и что после концерта обязательно поедет служить. Однако после выступления, не явившись на вручение присуждённого первого приза, вся семья сбегает и перебирается через горы в Швейцарию.
Слушание: Р. Роджерс. Музыкальные фрагменты из кинофильма «Звуки музыки»
Отражают ли эти фрагменты жанр музыкальной комедии? Почему? (Ответы детей)
Современный мюзикл – это шоу, грандиозное и дорогое. Допустим мюзикл Призрак оперы. Здесь все работает «как часы». Сотни артистов играют, танцуют и поют вживую. Еще сотня людей управляют декорациями, светом и звуком. Как выглядит этот механизм на сцене, то есть снаружи – видели многие. Как он устроен изнутри – зрелище не менее грандиозное, о нем не догадывается практически никто.
Распевка: Р. Роджерс. Музыкальные фрагменты из кинофильма «Звуки музыки»
В заключение нашего урока мы все вместе разучим и исполним песню из мюзикла «Том Сойер и другие»
Пение: В. Семенов. Когда я стану миллионером. Из мюзикла «Том Сойер и другие»
Мюзикл – прекрасная сказка, подаренная нам 20 веком; загадка, феерия, призрак, ставшая для многих людей жизнью, звездным часом.
Вывод: Мюзиклы разные по содержанию, настроению стали одним из ярких театрально-музыкальных явлений нашего времени.
Итоги: Наш урок подходит к концу, вы все замечательно справились с заданием. Я оцениваю вашу работу на отлично, всем за урок ставлю оценку «5», а вы, если урок вам понравился, похлопайте в ладоши!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Федосова М. Г. Что такое мюзикл? // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/muzyka/4-klass/file/125325-chto-takoe-myuzikl (дата обращения: 22.12.2024)- ТАЙНЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
- Музыка о героях Отечества
- Образ русской народной песни в музыке русских композиторов
- У пионерского костра
- Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде
- Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
- Динамические оттенки как средство выразительности в вокальном произведении
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3340 пользователей.
Отзывы