конспект урока Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
ТЕМА УРОКА
«Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов»
Цель урока
Формирование духовного мира ребенка, развитие творческих способностей через музыку и поэзию
Планируемые личностные результаты образования
- бережное отношение к природе;
- выражение своего эмоционального отношения к художественным образам в поэзии и музыке;
- размышление, рассуждение о способах отражения в музыке характеристики зимнего времени года;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей
Планируемые универсальные учебные действия
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
- ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения;
- умение находить взаимосвязи в природе
- способность эмоционально отзываться на музыкальные произведения и поэзию;
- наблюдать и самостоятельно делать выводы.
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.
Планируемые
предметные
результаты
- познакомить детей с образами зимы в музыке и поэзии;
- формировать понятия «Кантата», а так же повторение понятия «Симфонический оркестр»;
- умение определять особенности и характер мелодий различных музыкальных произведений
Оборудование для проведения урока
Для учителя: Мультимедийная установка с презентацией к уроку; аудиозаписи: «Поет зима...», песня «Зимняя сказка», «Вальс» из музыкального цикла «Метель» Г. Свиридова; звуки инструментов.
Для учащихся: распечатанные стихотворения для анализирования
Использованные образовательные ресурсы для проведения урока
Статья из журнала «Из отечественного опыта» на тему «Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов» (Интегрированный урок в 5 классе)
ПЛАН УРОКА
Учебный
(музыкальный)
Материал
Время
Содержание деятельности учителя и
Учеников
1.Организационный этап
2 мин.
Учитель начинает урок с прочтения стихотворения А. С. Пушкина
«Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима».
2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся
2 мин.
Ученики определяют тему и цель урока:
- Ребята, как вы думаете, какая тема будет нашего урока сегодня? О чем пойдет речь на уроке?
3 этап. Целеполагание и планирование
1 мин.
Ученики, определив тему урока, планируют ход работы на уроке.
- Что же мы сегодня будем делать на уроке? Какая у нас цель?
4 этап. Актуализация знаний
6 мин.
Проверка домашнего задания
Ребята, а вам нравится зима? Какой образ зимы вы создали в своих домашних сочинениях? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники.... Расскажите о своей зиме.
5 этап. Открытие нового знания
5.1. Первичное усвоение новых знаний
«Вальс» из музыкального цикла «Метель» Г. Свиридова
10 мин.
Учитель преподносит ученикам теоретический материал по данной теме, параллельно производится практическая работа - дети слушают музыкальные произведения и анализируют художественные произведения
5.2. Первичное закрепление
Звуки инструментов симфонического оркестра
9 мин.
Учащиеся делают вывод, что образ зимы можно передать не только при помощи стихотворений, но и с помощью музыки. Сами пытаются сочинить музыкальное произведение к стихотворению.
6 этап. Включение нового знания в систему знаний. Закрепление
Фрагмент кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима - аукает»
10 мин
Прослушивания кантаты на стихотворение «Поет зима – аукает», определение понятия «Кантата»
7 этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Песня уральского композитора Ирины Фроловой «Зимняя сказка».
5 мин
Учитель заканчивает урок музыкальным произведением
Ученики оценивают свою работу на уроке, подводят итоги.
ХОД УРОКА
У. Здравствуйте, мои дорогие! Давайте скорей начнем урок. Улыбнитесь друг другу и подарите свою улыбку мне.
Д. Здравствуйте! (дети улыбаются и садятся за свои места)
У. Сегодня у нас будет очень интересная тема, а о чем мы будем говорить постарайтесь догадаться сами (Читает стихотворение)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей , вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки зимы.
У. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какая же тема сегодняшнего урока?
Д. О зиме, об образе зимы
У. Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о том, как ее видят не только поэты, но и композиторы. Тема нашего урока « Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов» Что мы с вами должны сделать на уроке? Какая у нас цель?
Д. Сегодня мы будем анализировать стихотворения, а так же музыкальные произведения о зиме. Цель нашего урока познакомится со стихотворениями и музыкальными произведениями о зиме.
У. Верно, а теперь давайте вновь вернемся к стихотворению, которое я прочла, и внимательно посмотрим на него. Какой поэтический образ зимы создал в этом стихотворении А. С. Пушкин?
Д. Зима – матушка, зима – волшебница.
У. Как вы думаете, почему он ее так величает?
Д. Природа – мать, она близка и дорога поэту. Ему нравится зима, хотя это суровое, метельное и грустное время года.
У. Ребята, а вам нравится зима? Какой образ зимы вы создали в своих домашних сочинениях? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники.... Расскажите о своей зиме. ( Ребята выходят к доске и зачитывают свои работы, рассказывают о рисунках)
У. Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ русской зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему. Прослушайте стихотворение русского поэта XX века.
(Учитель литературы читает стихотворение С. Есенина «Пороша». В это время звучит «Вальс» из музыкального цикла «Метель» Г. Свиридова).
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
У. Узнали автора стихотворения?
Д. Да, это стихотворение С.А. Есенина «Пороша».
У. Какой образ зимы удалось создать автору? С помощью каких художественных средств?
Д. Зима тихая, спокойная, волшебная. Она заколдовала лес, преобразила сосну в старушку, красивой шалью укрыла землю.
(Дети находят эпитеты (белая косынка, бесконечная дорога); олицетворения (дремлет лес); сравнения (сосна - старушка)).
У. Что можно сказать о человеке, который написал это стихотворение?
Д. Автор любит природу, понимает ее душу. Он наблюдательный. Пишет о природе, как о чем-то живом, близком, родном.
У. Да, природа для С. Есенина – это его Родина, его дом, его семья. Сам поэт неоднократно признавался: «Я люблю Родину, я очень люблю Родину...». Эту любовь автор сумел передать через стихи, посвященные русской природе. А какие стихи С. Есенина, посвященные русской зиме вы еще знаете? (Дети перечисляют стихи С. Есенина «Заметает пурга», «Поет зима - аукает» и т.д.)
У. Давайте обратим внимание на стихотворение «Поет зима – аукает» (учитель читает стихотворение)
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
У. Образ какой зимы встает перед нами?
Д. Холодной, суровой, властной, злой и грубой хозяйки. «Седые облака» наводят холод и тревогу, «Вьюга с ревом бешеным» стучит по ставням и злится.
У. Есть ли музыкальность в этом стихотворении? Можно ли это произведение изобразить с помощью музыки? Давайте представим, себя в роли начинающих композиторов, и порассуждаем. Какая мелодия может передать характер стихотворения?
Д. Мелодия должна быть громкая на форте. Характер музыки грозный, властный...
У. А если бы вы писали музыку для смешанного хора, каким бы голосам поручили петь эти строки: Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.
Д. Эти строки мы бы поручили петь мужскому хору.
У. Как бы вы изобразили в музыке образ воробышек?
Д. Воробышки жалостливые, тихие, беззащитные.
У. Каким бы голосам в хоре отдали предпочтение петь эти строки?
Д. О воробышках можно поручить спеть женскому хору.
У. А если бы вы писали музыку для симфонического оркестра, какой инструмент мог передать жалостливое звучание?
Д. Флейта (духовой инструмент)
У. Каким встает перед нами образ вьюги? Как можно ее изобразить в симфоническом оркестре?
Д. Вьюга суровая и страшная. Лучше ее характер передадут струнные инструменты – скрипки и виолончели, медные духовые – трубы и валторны.
У. Какой бы вы изобразили в музыке весну? Какая группа хора могла бы исполнить эти строки?
Д. Весна солнечная, теплая, радостная, ясная. Эти строки мог бы исполнить женский хор.
У. Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на это стихотворение написал настоящий композитор. (Звучит фрагмент кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима - аукает»).
У. Похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?
Д. Да, похожа. Если бы мы были композиторами, мы бы сочинили что-то подобное.
У. Эту удивительную музыку написал наш современник Г. Свиридов. Эта кантата называется «Памяти С. Есенина». А что такое кантата?
(Словарная работа: кантата – это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов).
У. Мы с вами слушали только вторую часть кантаты, всего их 10. музыка этого произведения ярко и образно отражает литературный текст. Чувствуется единство музыки и слова.
У. А вдохновила на творчество композитора и поэта русская зима. Хотя она суровая и холодная, но сколько радости она несет в наш дом. Вместе с ней приходят Новый год и долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках.
У природы нет плохой погоды. И суровая, холодная зима проверяет нас на прочность, твердость духа, выдержку. Она учит нас терпению и выносливости.
У. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
Д. О зиме и ее образе в стихотворениях и музыкальных произведениях
У. Какие новые музыкальные термины мы узнали?
Д. Узнали, что такое кантата, вспомнили что такое симфонический оркестр и какие инструменты в него входят
У. Мы с вами выполнили цель урока?
Д. Да
У. Вам понравился урок? Улыбнитесь все те, кому понравился урок, а кому не понравился урок надуйте щечки. Давайте закончим наш урок веселой песней уральского композитора Ирины Фроловой «Зимняя сказка».
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Славкина А. Н. Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/muzyka/4-klass/file/44964-poeticheskij-obraz-zimy-v-tvorchestve-russkikh-poetov-i-kompozitorov (дата обращения: 21.11.2024)- Развитие вокально-хоровых навыков на уроке музыки в общеобразовательной школе
- Музыкальное путешествие в США. Композитор Джордж Гершвин
- Иван Сусанин
- Работа над крупной формой в классе фортепиано
- Что за прелесть эти сказки
- У пионерского костра
- Вечно звучащий Моцарт
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 9266 пользователей.
Отзывы