конспект урока Фольклор в музыке русских композиторов
Тема открытого урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Цель урока:
Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.
2. Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Задачи урока:
Образовательные:
· Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
· Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».
· Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.
· Познакомить со сказочной картиной А.К.Лядова «Кикимора».
· Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.
Развивающие:
· Развивать творческие способности учащихся.
· Развивать музыкальный кругозор.
· Развивать музыкальную память.
· Развивать вокально-хоровые навыки.
· Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
Коррекционные: развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.
Воспитательные:
· Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
· Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.
· Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.
Ожидаемый результат:
Знать понятие программная инструментальная музыка.Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс
УМК:
· Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М. :Просвещение, 2012.
· Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.
· Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.
Музыкальный материал:
· А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.
· А. К. Лядов «Колыбельная».
· Музыка А.Морозова, слова Ю. Паркаева «Волшебная сказка».
Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Структура урока:
I. Организация учащихся на урок.
II. Актуализация знаний.
III. Основной этап урока.
1. Беседа.
2. Слушание и анализ музыкального произведения.
3.Музыкально-ритмическая минутка.
IV. Вокально-хоровая работа.
1. Подготовка к песенной деятельности.
2. Песенная деятельность.
V. Подведение итогов урока.
Ход урока:
I. Организация учащихся на урок.
Приветствие.
- Сегодня у нас будет сказочный урок. Слайд №1
- Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор) Слайд №2
- Давайте вспомним, что такое фольклор?
Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А.К.Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.
III. Основной этап урока.
1. Беседа.
Слайд №3
Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». Слайд №4
- Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н.А.Римский-Корсаков).
Сегодня мы познакомимся со сказочной картиной «Кикимора». Слайд №5.
- А вы знаете кто такая Кикимора?
Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем. Слайд №6.
В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).
Название «кикимора» - сложное слово, вторая часть которого - имя злого духа Мары (моры).
Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Слайд №7.
Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину. Слайд №8.
Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти. Слайд №9.
Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота. Слайд №10.
Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить. Слайд №11.
Берет кикимора бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле самой печи. Слайды №12 - №13.
Дух тревожных снов, мечтаний,
Беспокойных сновидений,
Привидений с огоньками,
Синим цветом замелькавших,
И вводящих во смущенье, -
Он Кикиморой зовётся.
Уж зловредная бабёнка:
С тельцем тонким как соломка,
С головой напёрстка меньше,
С носом длинным, любопытным,
Да к тому же, и гребёнка
Век волос её не знала.
Днём сидит себе тихонько,
Но уж ночью разойдётся:
Погремит, пощиплет живность,
Свесит головы детишкам,
Пищу сделает прокисшей
И шипит в лицо мужчинам,
Обернувшись серой кошкой.
Большего вреда не сладит,
Но досаду вызывает.
Пробудившись от кошмара,
Запряжёт хозяин дровни,
Их застелет мехом наверх,
А потом возьмёт метёлку,
Подметёт, прочтёт заклятье,
Да свезёт и мех, и дровни
В лес и Лешему оставит
Своего врага ночного.
Ну, а можно обереги
Сотворить на именины
Этой нечисти домашней,
Да поставить угощенье
Для неё и для супруга;
Пусть себе сидят, пируют,
И не делают худого.
Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И.Сахаровым. Слайд №14.
«...Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной...».
- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?
- Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?
2. Слушание и анализ музыкального произведения.
- Понравилась ли вам эта сказочная картина?
-Что именно понравилось вам в музыке?
- Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?
- Почему?
Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.
В основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным. Слайд №15. Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.
-Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?
Слушание фрагмента, где звучит челеста.
Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая «вреднючка» - волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент? Слайд №16.
Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
Слушание фрагмента, где звучит колыбельная.
- Что напоминает эта часть музыки?
Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок - облик самой Кикиморы - звучит нежная колыбельная. Слайд №17.
И вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной - её мягко поёт английский рожок - деревянный духовой инструмент похожий на гобой, и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.
А вот и сама Кикимора.
Слушание второй части картины.
-Какая она?
Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого. Необычно окончание этой оркестровой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Слайд №18.
- Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой - Кикимора?
- Ребята, а интересно было бы жить если бы не было сказок?
3.Музыкально-ритмическая минутка. (Произвольные движения учащихся, соответствующие характеру музыки).
IV. Вокально-хоровая работа.
1.Подготовка к песенной деятельности. (Распевание различных певческих упражнений в диапазоне до1октавы - ми 2 октавы).
2.Песенная деятельность.
· Исполнение разученной на прошлом уроке «Колыбельной» А.Лядова.
-Какого персонажа изобразил Лядов в своей «Колыбельной»?
· Разучивание песни «Волшебная сказка» А.Морозова .
o Показ песни.
o Определение характера, настроения, содержания песни.
o Отработка в виде упражнений ритмического рисунка (синкопированный ритм), скачков в мелодии на широкие интервалы по хроматической гамме (ч5 вниз и вниз, ч8 вверх, ч4 вверх и вниз; можно использовать в качестве упражнений конкретные мотивы данной мелодии).
o Разучивание мелодии с текстом.
V. Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:
- Что вам наиболее понравилось?
- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?
- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?
- Кто такая Кикимора?
- Что такое программная музыка?
- Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?
- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?
- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?
- Какую песню вы сегодня разучили?
В заключении хочется сказать, что музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.
Домашнее задание: нарисуйте любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке.
Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы). Слайд №19.
-Урок окончен. До свидания.
Источники.
Литература:
1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки 5 класс: методическое пособие для учителя. - М. :Просвещение, 2012.
2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М. :Просвещение, 2011.
Интернет ресурсы:
3. http://muzpuls.ru/blog/music_playing_systems/282.html
http://planetashkol.ru/uchenik/Blogs/Predmety/BlogEntryInfo.aspx?Id=0A0C54E1-4420-4827-8741-AC2A925E6EFC
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Кузнецова М. К. Фольклор в музыке русских композиторов // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/muzyka/5-klass/file/34791-folklor-v-muzyke-russkikh-kompozitorov (дата обращения: 03.12.2024)- Работа над гаммовым комплексом в классе фортепиано
- Лекция-концерт: Жизнь и творчество А. М. Иванова-Крамского
- Красота русской природы в музыкальном искусстве
- Богатырская тема в творчестве русских композиторов
- Жанры вокальной и инструментальной музыки
- Импрессионизм в музыке и живописи
- Фольклор в музыке русских композиторов
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1770 пользователей.
Отзывы