Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Фольклор в музыке русских композиторов

Тема  открытого урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Цель урока:

Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.

2.      Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.

Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

Задачи урока:

Образовательные:

·         Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.

·         Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».

·         Познакомить с  музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.

·         Познакомить со сказочной картиной А.К.Лядова «Кикимора».

·         Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.

Развивающие:

·         Развивать творческие способности учащихся.

·         Развивать музыкальный кругозор.

·         Развивать музыкальную память.

·         Развивать вокально-хоровые навыки.

·         Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.

Коррекционные: развивать  внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

·         Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

·         Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.

·         Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.

Ожидаемый результат:

Знать понятие программная инструментальная  музыка.Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 5 класс

УМК:

·         Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М. :Просвещение, 2012.

·         Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.

·         Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.

Музыкальный материал:

·         А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.

·         А. К. Лядов «Колыбельная».

·         Музыка А.Морозова, слова Ю. Паркаева «Волшебная сказка».

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Структура урока:

I. Организация учащихся на урок.

II. Актуализация знаний.

III. Основной этап урока.

1. Беседа.

2. Слушание и анализ музыкального произведения.

3.Музыкально-ритмическая минутка.

IV. Вокально-хоровая работа.

1.      Подготовка к песенной деятельности.

2.      Песенная деятельность.

V. Подведение итогов урока.

Ход урока:

I.                   Организация учащихся на урок.

Приветствие.

- Сегодня у нас будет сказочный урок. Слайд №1

- Мне бы хотелось, чтобы  вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор) Слайд №2

- Давайте вспомним, что такое фольклор?

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от  английского слова -  folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А.К.Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.

III. Основной этап урока.

1.      Беседа.

Слайд №3

Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.

Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял  композитора. Автор говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». Слайд №4

- Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н.А.Римский-Корсаков).

Сегодня мы познакомимся со сказочной картиной «Кикимора». Слайд №5.

- А вы знаете кто такая Кикимора?

Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем. Слайд №6.

В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).

Название «кикимора» - сложное слово, вторая часть которого - имя злого духа Мары (моры).

Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте.  Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Слайд №7.

Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А  она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину. Слайд №8.

Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти. Слайд №9.

Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота. Слайд №10.

Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить. Слайд №11.

Берет кикимора бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле самой печи. Слайды №12 - №13.

Дух тревожных снов, мечтаний,

Беспокойных сновидений,

Привидений с огоньками,

Синим цветом замелькавших,

И вводящих во смущенье, -

Он Кикиморой зовётся.

Уж зловредная бабёнка:

С тельцем тонким как соломка,

С головой напёрстка меньше,

С носом длинным, любопытным,

Да к тому же, и гребёнка

Век волос её не знала.

Днём сидит себе тихонько,

Но уж ночью разойдётся:

Погремит, пощиплет живность,

Свесит головы детишкам,

Пищу сделает прокисшей

И шипит в лицо мужчинам,

Обернувшись серой кошкой.

Большего вреда не сладит,

Но досаду вызывает.

Пробудившись от кошмара,

Запряжёт хозяин дровни,

Их застелет мехом наверх,

А потом возьмёт метёлку,

Подметёт, прочтёт заклятье,

Да свезёт и мех, и дровни

В лес и Лешему оставит

Своего врага ночного.

Ну, а можно обереги

Сотворить на именины

Этой нечисти домашней,

Да поставить угощенье

Для неё и для супруга;

Пусть себе сидят, пируют,

И не делают худого.

Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И.Сахаровым. Слайд №14.

«...Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной...».

- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?

- Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?

2. Слушание и анализ музыкального произведения.

- Понравилась  ли вам эта сказочная картина?

-Что именно понравилось вам в музыке?

- Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?

- Почему?

Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

В основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе которого  есть определенный сюжет или название, называется программным. Слайд №15. Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.

-Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?

Слушание фрагмента, где звучит челеста.

Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая «вреднючка» - волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент? Слайд №16.

Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

Слушание фрагмента, где звучит колыбельная.

- Что напоминает эта часть музыки?

Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок - облик самой Кикиморы - звучит нежная колыбельная. Слайд №17.

И  вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной -  её мягко поёт английский рожок - деревянный духовой инструмент похожий на гобой, и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.

А вот и сама Кикимора.

Слушание второй части  картины.

-Какая она?

Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы.  Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого. Необычно окончание этой оркестровой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Слайд №18.

- Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой - Кикимора?

- Ребята, а интересно было бы жить если бы не было сказок?

3.Музыкально-ритмическая минутка. (Произвольные движения учащихся, соответствующие характеру музыки).

IV. Вокально-хоровая работа.

1.Подготовка к песенной деятельности. (Распевание различных певческих упражнений в диапазоне до1октавы - ми 2 октавы).

2.Песенная деятельность.

·        Исполнение разученной на прошлом уроке «Колыбельной» А.Лядова.

-Какого персонажа изобразил Лядов  в своей «Колыбельной»?

·        Разучивание песни «Волшебная сказка» А.Морозова .

o   Показ  песни.

o   Определение характера, настроения, содержания песни.

o   Отработка в виде упражнений ритмического рисунка (синкопированный ритм), скачков в мелодии на широкие интервалы по хроматической гамме (ч5 вниз и вниз, ч8 вверх, ч4 вверх и вниз; можно использовать в качестве упражнений конкретные мотивы данной мелодии).

o   Разучивание мелодии с текстом.

V. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:

- Что вам наиболее понравилось?

- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?

- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?

- Кто такая Кикимора?

- Что такое программная музыка?

- Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?

- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?

- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?

- Какую песню вы сегодня разучили?

В заключении  хочется сказать, что музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.

Домашнее задание: нарисуйте любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы). Слайд №19.

-Урок окончен. До свидания.

Источники.

Литература:

1.     Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки 5 класс: методическое пособие для учителя. - М. :Просвещение, 2012.

2.     Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М. :Просвещение, 2011.

Интернет ресурсы:

3.     http://muzpuls.ru/blog/music_playing_systems/282.html

http://planetashkol.ru/uchenik/Blogs/Predmety/BlogEntryInfo.aspx?Id=0A0C54E1-4420-4827-8741-AC2A925E6EFC

Раздел: Конспекты уроков по музыке для 5 класса
Автор:
учитель музыки МБОУ СШ №5 г. Архангельска
Дата публикации: 27.11.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кузнецова М. К. Фольклор в музыке русских композиторов // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/muzyka/5-klass/file/34791-folklor-v-muzyke-russkikh-kompozitorov (дата обращения: 28.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию