конспект урока Упражнения для развития навыков чтения
Упражнения для развития навыков чтения обучающихся младшего школьного возраста
Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.
Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:
1. Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ - ЗУБ, ДОМ - ЗУБ - НОС, ДОМ - ЗУБ - НОС - ЛЕС, ДОМ - ЗУБ - НОС -ЛЕС - СЫР,...
2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся. Например: в лесу, по реке; и сказала.
3. Читай скороговорку многократно от начала до конца «по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секундомера.
4. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе ; повторив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ» Старайся каждый раз читать предыдущие слова всё быстрее, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.
5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.
Темпы чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно. СРЕДНЕ - норма чтения со всеми правилами выразительности. БЫСТРО - скороговорка.
7. Чтение отрывков в разных темпах.
а) Чтение, с изменением силы звучания голоса: ТИХО -ОБЫЧНО - ГРОМКО; ГРОМКО - ТИХО - ОБЫЧНО;
б) Комбинации силы звучания голоса и темпа чтения: МЕДЛЕННО - ГРОМКО; БЫСТРО - ТИХО;
8. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и постарайся передать своё отношение к прочитанному.
9.Выбери 2-3 предложения и читай их по очереди со взрослым , записывая время:
Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.
Ребёнок: 1 мин.16 сек, 1 мин , 50 сек, 46 сек
Далее предлагаются конкретные задания по типу которых каждый педагог может составить подобные. Назначением этих упражнений является совершенствование технической успешности чтения младшего школьника без насилия, на основе развития интереса к данному виду деятельности.
1.. Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.
ОСЫ мак
Кот усы
рот кит
рак рог
2.Скажи, чем похожи и чем отличаются.
ДЕРЕВО и КУСТ, РУЧКА и КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ и СУМКА
3.Каждый последующий слог произноси всё громче, затем всё тише:
Ра-ру-ры-ри-рэ-ре. за-зу-зы-зи-за-зя
4.Исправь ошибки.
Бьётся как рыба о мёд.
Лентяй да шалопай - два родных врата.
5.Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.
Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.
6.Прочитай и напиши названия птиц. Для этого
надо переставить слоги.
НИЦАСИ РОКАСО ВЕЙЛОСО ЛИНФИ
Читай слова в столбиках и строчках « по кругу»
Кит | и у кита | хомяки |
кот | у кота | тюлени |
заяц бобр | растут у бобра | мотыльки сверчки |
морж | у моржа | тигры |
крот | отпустил | львы |
лиса | и у лисы | мыши |
/
Все слова первого столбика измени по образцу лиса - лисы.
Все слова третьего столбика измени по образцу; лисы – лиса
7.Прочитай скороговорку, причитывай по одном слову.
У осы не усы, не усищи, а усики.
8.Читай, причитывая по одному слову. А где ты сделаешь паузу и возьмёшь дыхание?
Медведь не по одной ягодке срывает, а вес куст целиком обсасывает.
9.Прочитай предложение с интонацией: удивления, осуждения, возмущения.
Ну и жадный же ты, мишка!
10.Читай: сначала тихо, а закончи чтение очень громко; сначала очень громко, а закончи очень тихо.
Смотри, объешься - живот заболит.
11. Какие они по-твоему? Соедини слова стрелками.
Волк осторожная, хитрая.
Лиса злой, жадный.
Заяц запасливая, пугливая.
12. Расставь правильно перепутанные слоги:
дыш-когнёз
точ-ки-лис
гол-и-ки
13. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:
Ли-са-ды-ра-ки-ты
ла-па-ра-но-ша-лун
14.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.
ФЫВАИВАНГОР _________
САШАИТЮБЬЛТ _____________
ОНМАКНГТАНЯ _________________
15.Прочитай предложения. Следи за вдохом и выдохом.
Была гроза (вдох) и гром. Была гроза и гром, (выдох). Саше не слышно было, (вдох) прошла ли гроза.
16.Выдели голосом подчёркнутые слова.
Почему киты молчат? Ничего не говорят.
Почему киты молчат? Ничего не говорят.
Почему киты молчат? Ничего не говорят.
17.Предложение прочитай с интонациями: удивления, сомнения, радости.
"Хорошо в лесу осенью!"
17.а)Сопровождай фразу: "Я очень рад" различными жестами:
- протяни радостно руку для приветствия,
- отдёрни руку испуганно,
- сердито пригрози пальцем,
- пожми равнодушно плечами,
- подзови хитро к себе.
18.Прочитай слова в порядке усиления действия:
пронеслась, прошла, пробежала
19.Соедини пословицы в левой части с половинкой правой.
Ученье – свет, а по уму провожают
По одежде встречают, и не будет скуки
Не сиди сложа руки а неученье – тьма
20.Исправь ошибку.
Рог до ушей - хоть завязки пришей.
21.Читай скороговорку « по кругу», увеличивая скорость.
Наш Полкан попал в капкан.
22.Прочитай предложения, распределяя правильно дыхание.
(вдох) И дом у него без печки (вдох) - \просто собачья будка, (вдох) \а там соломка постелена, (вдох) \а ему не холодно.
23.Какой слог надо добавить, чтобы получились слова? Напиши эти слова.
Мисс___ реп___ масс____ чаш___ лож_____
24. Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.
ФЫВАПРЕНОТМ
ЯЧСМЕДВЕДЬ
ЭЖДВОРОНАПА
КЕНРОМЫШИ
25.Читай предложения, выделяя голосом выделенные слова
Расставь паузы «/».
Лиса тащит детям то мышку, то птицу, то зайца. Сядет в сторону и следит как лисята добычу ловить учатся.
26. К данным словам подбери слова с противоположным значением.
Глубокая-? Длинная- ?
Чистая - ? Грустная- ?
Сядет - ?
27.Читай как одно слово предлоги со словами.
На рыбалку от воды к реке на берегу за поплавком
28. Исправь ошибки.
На безрыбье и бак - рыба.
Под лежачий камень мода не течёт.
Купить кита в мешке.
29. В каком порядке можно поставить эти слова?
Ручей, лужа, пруд, река, море, океан, озеро
30.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.
РЕКА, КАЗАК, СУМКА,
РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.
31.Ответь. Кто летает? Бегает? Плавает?
Сорока, собака, воробей, щука, заяц, лещ, ворона, аист, тюлень, снегирь, журавль, пчела, жираф, мышь, окунь, волк, синица, акула.
32.Вычеркни буквы, которые повторяются дважды. Что написано?
ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП
33. Буратино подчёркивал буквы как на образце: А и Б. Найди ошибки.
Й Ц У А К Е Е Н А Н Г Ш Б Ш Щ Д Ф Х Ъ Ф А Ы В А П Е Р О Л Е Д Ж Э А Я Ч С Е Б И А Т Ь Б Ю Й Ц Б
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Головачева О. В. Упражнения для развития навыков чтения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/1-klass/file/110653-uprazhneniya-dlya-razvitiya-navykov-chteniya (дата обращения: 15.11.2024)- Читательская грамотность как основа успешности учащихся
- Путешествие в Африку
- Звери
- Методические рекомендации для родителей по всестороннему развитию речи дошкольников
- Сенсорное развитие, зрительное восприятие
- Что нам осень принесла
- Текст и предложение
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6130 пользователей.
Отзывы