Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Как преодолеть трудности в обучении чтению

Как преодолеть трудности в обучении чтению

(упражнения, задания)

Предназначено для учащихся 1-4 классов

 

Трудности и помехи,

тормозящие скорость чтения

Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок. Однако часто родители и учителя бывают в недоумении: ребенок владеет синтетическим способом чтения, т.е. читает целым словом, но все равно читает медленно. Почему это происходит?

Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить семь основных: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения. Ниже мы рассмотрим каждую из них.

Остановимся на том, как определить, мешает ли эта причина вашему ребенку читать, и предложим упражнения для работы над проблемой, если она существует.

I Природный темп деятельности

Обычно родители сами замечают, что их ребенок медлителен, немножко «копуша», а если темп занятий высок, то не успевает и легко устает. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребенка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет. Темп деятельности относится к динамическим характеристикам человека, являясь составляющим свойством его темперамента. Это свойство, как и другие свойства темперамента, являются врожденным, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Темп деятельности — это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Таким образом, темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает. Столько, сколько способен за единицу' времени прочесть человек с быстрым темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного ребенка напоминает бег с препятствиями. Ребенок набирает воздух и на одном дыхании старается назвать как можно больше букв. Весь смысл прочитанного почти не постигается. Темп чтения неровный, в словах часты пропуски и перестановки. Поэтому, если ребенок не прочитывает необходимый объем в заданный промежуток времени, необходимо определить его природный темп. Лучше это сделать с помощью специального психологического теста, а не опираться на наблюдении, постольку очень часто родители не могут объективно оценить скорость выполнения ребенком задания, особенно если их личный темп выше, чем у ребенка. В этом случае вам обязательно будет казаться, что можно было бы с работой справиться быстрее, а ребёнок опять копается. Кроме того, скорость выполнения может зависеть и от других факторов, например, в результате низкого уровня концентрации и устойчивости внимания ребенок часто отвлекается, поэтому скорость работы также будет невысокой.

Определить темп деятельности можно с помощью теппинг-теста. Этот тест очень прост в выполнении и проверке. Нам потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги. Очень важно:

  1. В точности повторить размер квадратов (дни ряди по три квадрата, каждый из них 4 на 4 см, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 см).
  2. Объяснить ребенку, в каком порядке их наполнять. Если он не знает цифр, покажите ему направление стрелкой.
  1. При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука не должна быть на весу.

Положите перед ребенком этот лист пронумерованными квадратами. Возьмите секундомер и попросите ребенка постучать карандашом по квадратам в указанном порядке, наполняя каждый квадрат просто точками. Пусть представит, что он дятел, который долбит клювом-карандашом дерево-бумагу. Начинать работать - стучать - надо по команде: «Начали!». На каждый квадрат отводится по пять секунд, а потом командой «Дальше!» дается сигнал перейти к следующему заданию. Подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на шесть).

А теперь подсчитайте результаты.

16 точек и меньше - ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он читает, является для него нормальной (при условии, что способ чтения - целым словом). Заставлять его читать быстрее - значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.

16-20 точек — нормальный средний темп работы.

20 точек и больше - ваш «дятел» умеет и может работать в очень быстром темпе.

Если полученный показатель 16 точек и выше, то это говорит о том, что медленная скорость чтения обусловлена не врожденным темпом деятельности, а какими-либо иными причинами, при устранении которых ребенок будет читать быстрее. Какие это могут быть причины, мы рассмотрим дальше.

Этот психологический тест дает нам информацию о работоспособности ребенка. Работоспособность по-другому можно назвать выносливостью. Это свойство характеризует время, в течение которого человек может продуктивно, не снижая темпа, выполнять заданную работу.

Посмотрите, какой узор получился в квадратах. Если в первом по счету точки стоят густо, а в других редеют и разница в количестве точек между первым и последним квадратами составляет 10 и более, то ребенок склонен к быстрому утомлению. Значит, занимаясь чтением или любой другой деятельностью, необходимо делать частые (каждые 15 минут) небольшие (до 5 минут) перерывы.

Итак, вы выяснили, какой темп у вашего ребенка, и является ли он причиной, тормозящей скорость чтения. Если ребёнок оказался медлительным, не расстраивайтесь. Вы можете ему помочь. Во-первых, поговорите с учителем, а возможно, и с завучем начальной школы и объясните им психологическую особенность вашего ребенка. Они обязаны учесть ее в ходе проверки техники чтения. Во-вторых, помните, хотя темп деятельности и является врожденным

устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, можем постепенно изменяться. Это значит, что, используя определённые упражнения, вы можете увеличивать темп чтения. Такими упражнениями могут быть:

  1. Многократное прочтение

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

  1. Молния

Упражнение заключается в чередовании чтения комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

  1. Буксир

Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребёнка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в

минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш теми чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.

Включайте эти упражнения регулярно в свои занятия с ребенком. Кроме того, вы можете использовать их, когда ребенок выполняет домашнее занятие по чтению, прямо на заданном тексте, выделив для этого 15-20 минут.

  1. Регрессии

Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток - самый распространенный. Некоторые читатели незаметно про себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что такой читатель дважды прочитывает текст. Определить, присутствуют ли регрессии в чтении ребенка, можно с помощью наблюдения. Попросите ребенка прочитать незнакомый ему текст. При этом внимательно следите, как читает текст ребенок: за движениями его глаз и речью. Если при чтении взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания (ребенок сначала прочитывает слово про себя, а затем вслух) или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке два-три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит, что, в том способе чтения, который использует ребенок, присутствуют регрессии.

Причины регрессий в следующем:

  1. Сила привычки.

Это самая распространенная причина. Ее корни кроются в том, как обучали ребенка чтению. Очень часто мы, сами того не замечая, формируем у ребенка эту привычку. На первых этапах, когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и ему еще трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако некоторые дети не прочитывают слово вновь, а лишь проговаривают прочитанное, привыкая к такому способу осмысления. Или другой вариант, когда родители слишком торопятся и хотят, чтобы ребенок как можно быстрей начал читать целым словом, в то время как ребенок еще не готов к новому способу чтения и привыкает сначала читать про себя по слогам (трудно с первого раза прочитать по-другому), а затем вслух прочитывает (проговаривает) целым словом. И то и другое формирует привычку к регрессии. Кроме того, последний вариант способствует формированию привычки в дальнейшем всегда перечитывать длинные и трудные по написанию слова.

  1. Кажущиеся трудности текста.

Если причина регрессий в том, что текст труден для понимания ребенка, то в этом случае предложите ему прочитать текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты ненужными.

  1. Отсутствие внимания.

Если причина регрессий в слабой концентрации внимания, то необходимо прервать чтение. Возможно, ребенок устал (спросите его об этом) или его что-то беспокоит, и это мешает ему сконцентрироваться. Дайте ребенку время на отдых. Кроме того, вы можете использовать некоторые упражнения для концентрации внимания, которые вы найдете дальше в разделе «Уровень организации внимания».

Последние две причины - явления временные и достаточно легко снимаются. Их влияние на скорость не особенно значительно. В то время как первая причина - сила привычки (как и все привычки человека) - явление достаточно устойчивое, и для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения. Это упражнение «Чтение с окошечком». Для него вам потребуется лист плотной бумаги, в котором вы вырежете небольшое окошечко. Итак, вы берете лист бумаги размером 10 на 5 см.

С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие - «окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы

10см

5 см

Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребёнок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания. Как мы уже сказали, для того чтобы преодолеть силу привычки к регрессиям, необходимо сформировать новую привычку, при которой взгляд будет правильно передвигаться по строке слева направо. Формирование новой привычки или переучивание достаточно длительный процесс, ведь привычка - это автоматизированное действие. Поэтому мы советуем вам использовать «окошечко» постоянно при чтении текстов, заданных на дом.

  1. Антиципация

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому - смысловой догадкой.

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием.

В то же время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного. Для того чтобы определить, владеет ли ребенок приемом антиципации и использует ли ее при чтении, предложите ему следующий текст.

Родился зай... в лесу и все боял... Треснет где-ни... сучок, вспорх... пти..., упадет с дере... ком снега — у зайчи... душа в пят...

Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год; а потом вырос он боль... и вдруг надое... ему боя...

  • Нико... я не бою...! — крик... он на весь лес. — Вот не бою... нисколь..., и все тут!

Д. Мамин-Сибиряк

Зафиксируйте время, которое потратит ребенок на чтение текста. Отметьте это для себя. Понаблюдайте, как долго думает ребенок над окончанием слова. Затем предложите снова прочитать этот текст, но уже без пропусков. При этом опять заметьте время.

Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега — у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой и вдруг надоело ему бояться.

  • Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и все тут!

Д. Мамин-Сибиряк

Сравните время, которое понадобилось ребёнку на чтение 1 и 2 вариантов текста. Если разрыв не превышает 16-20 сек., значит, при чтении ребенок пользуется приемом антиципации. Он может догадываться о содержании фразы по смыслу, и ему не требуется слишком много времени на обдумывание неоконченных слов. Более точный вывод о тех трудностях, которые испытывает ребенок при смысловой догадке, помогут сделать ваши наблюдения за тем, как читал ребенок. Проанализируйте, над какими словами дольше думал ребенок, и много ли было таких слов. Если слов, над которыми ребенок думал долго, оказалось много, то необходимо поработать над развитием антиципации. Для этого вы можете использовать следующие упражнения.

Прежде всего, это такие же тексты с пропущенными буквами в окончаниях, которые мы использовали для определения, владеет ли ребенок смысловой догадкой, или других частях слова. Приведем еще несколько таких примеров.

ГРОЗА

Гроза надвига... Огромная лило... ту... медленно поднима... из-за ле... Ракиты тревож... шелесте... и лепетали. Сильный ветер загу... в выши... Дере... забуше... Крупные кап... дож... резко застуча... по листь... Сверкнула мол... Грянул гром. Дождь полил ручь..., но вот солн... опять засия... Как все засвер... вокруг. Как свеж и прозра... воздух! Как пах... земляни... и гри...!

По И. Тургеневу

ЕЖИК

Пошел тем... ночью серый ежик по ле... гу... Уви... красную клюквин... и наколол на серую иголоч... Уви... желтые лис... и тоже нако...

Заметил, нако..., в голубой лу... голубую звездоч... Тоже хотел нако... — да ниче... не выш... Подумал ежик, поду... и накрыл ее лопуш... Пусть до утра поле... А ут... под лопухом вмес... голубой звезд... нашел большое краси... солныш... Вот еж смеял... Очень.

Г. Цыферов

КОРАБЛИК

 
   


Похватал рчей мой корабл_________________________________ и поне_ его. К_угом во ны кип_т, по брасыва его, из

сто_оны в с_орон_ кида . А кора лик плыв_ дальше и да ше. Я ря_ом с ни_ бег_.

Друг_ ребя за м_ой слеш       .

Но вот и ре_а. По_лыл мо_ кораб____ в речи_________________ даль. Вот уже крохо_ной точк_________________ мельнул и

скры_ся.

Ре_ята во_руг шум_____ , крич         :

— Ю_кин ко_аблик не по онул, в ре_у упл         !

Может, до са го мор_ теперь добер ся.                                           

Г. Скребицкий

В последнем тексте пропуски отмечены черточками. При этом сами пропуски встречаются двух видов:

  • такие, которые могут быть заполнены буквой или буквами на основе имеющихся целостных представлений об этом слове (например, ручей, кораблик). Восполнение пропусков этого вида развивает способность охватывать быстро, единым взором все слово целиком, одновременно учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе;
  • такие, которые могут быть заполнены на основе учета последующих или предыдущих слов, т.е. с привлечением контекста (например, окончание в слове речную может быть правильно прочитано лишь с учетом предыдущего предлога в и последующего слова даль). Восполнение пропусков этого вида формирует умение учитывать значение каждого слова при его прочтении, т.е., читая данное слово, обращать внимание и на соседние слова, в том числе и осуществлять операцию забегания глазами вперед, которая типична для хорошо сформированного навыка чтения.

Еще один пример. Упражнение, в котором пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими:

аз_оц_ет_ые КО_АБ_ИК_.

По пруду п_ы_ут же_т_е, к_ас_ы_ и о_а_жев_е ко_а_л_к_. Все они п_и_ете_и сюда из рощи. П_и_е_ит ко_а_лик, о_ус_ит_я на воду и тотчас по_______ ыве_ с по ня ым__________________________________________ арус_м_.

Много еще п_и_е_ит их се_о_ня, _авт_а, осе авт а.               

По Д. Кайгородову

Это упражнение развивает способность одновременно сочетать выдвижение смысловых гипотез о читаемом слове с его строгим побуквенным, анализом. В случаях, когда у ребенка

смысловые догадки преобладают над анализом букв, материал для упражнения следует подбирать так, чтобы содержание задавало несколько вариантов смыслового восполнения слона, но однозначность навязывалась бы составом и месторасположением подсказывающих букв. Например:

а е к девочка бежала по песчаной дорожке. Вдруг она неожиданно о      а_______________________________________________________ л_сь.

Оглянувшись, девочка увидела _т    к_.

К первому слову может подходить, казалось бы, много слов: сладенькая, тарелка, старенькая, маленькая и др., но расположение и количество пропущенных букв однозначно определяют лишь одно из приведенных. Это относится и к двум последующим словам. Так, ко второму слову могут подходить слова: оглянулась, остановилась, засмотрелась и др., а к третьему - стопка, открытка, старый, птичка и др. (Подходящее слово подчеркнуто.)

Упражнениями подобного типа являются короткие тексты, в которых пропущены не буквы в окончаниях или других частях слова, а целые слова.

Над городом низко повисли снеговые__ . Вечером началась___ . Снег повалил

большими __ . Холодный ветер выл, как дикий_____ . На конце пустынной и

глухой_ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно___ . Она

продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и          ей идти.

       
       


Такие рассказы с пропущенными буквами в окончаниях и других частях слова или пропущенными целыми словами вы можете изготовить сами. Постоянное использование этих заданий способствует эффективному развитию антиципации. Кроме того, их польза состоит в развитии словесно-логической памяти. Благодаря необходимости учета ранее прочитанных слов при заполнении пропусков, а также из-за вынужденных задержек при определении пропущенных букв, создается дополнительная нагрузка на память, которая преодолевается через целостный охват предложения, при возвратах к предшествующим словам. Однако, если такие тексты вызывают у ребенка большие трудности и ему требуется длительная и регулярная работа над формированием антиципации, мы советуем вам воспользоваться следующим приемом.

Из листа белой бумаги вырезается решетка с вертикальными столбцами шириной 0,5 и отверстиями шириной в 1-2 см.

Общий размер решетки должен быть с печатный лист. Тогда ребенку не придется ее двигать. Решетка накладывается на печатный текст, скрывая части слов. Ребенок будет читать текст, догадываясь по видимой части слова о его скрытой части. Используйте чтение текстов и рассказов с решеткой по 15-20 минут ежедневно.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! При работе с решеткой ни в коем случае нельзя подгонять ребенка, настаивать на увеличении скорости чтения.

Еще одним упражнением для развития смысловой догадки могут быть тексты с ошибками в содержании или несуразицами.

Например:

Дети не промокли под ливнем, так как спрятались под телеграфным столбом.

Поздней осенью, как обычно, зацвели буйно яблони.

Такие фразы с несуразицами вы можете придумать сами. Важно, чтобы ребенок прочитал и, осознав смысл прочитанного, догадался, в чем ошибка. Подобные несуразицы вы можете найти в разделе «Развитие речи».

Вообще работа над развитием антиципации очень тесно связана с работой по развитию речи. Это, прежде всего, обусловлено тем, что и в том и в другом случае идет работа над расширением возможности лучше осознавать прочитанное. Так, очень часто ребенок не может догадаться по смыслу из-за незнания значения того или иного слова, сложности грамматической конструкции или грамматических форм.

Работа по развитию речи как раз и включает в себя такие виды упражнений: расширение словарного запаса, развитие грамматических навыков, понимание переносного смысла и т.д. Поэтому мы советуем вам при занятиях с ребенком по развитию антиципации сочетать эту работу с упражнениями на развитие речи, особенно тех ее разделов, которые мы уже назвали.

  1. Артикуляция

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Уже само название причины объясняет, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Часто и темп речи медленнее, чем у остальных детей. Это обусловлено недостаточной подвижностью артикуляторного аппарата. Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой. Как правило, в детстве этот ребенок долго не мог научиться правильно произносить отдельные звуки, в то время как его сверстники говорили чисто. Именно у этих детей разрыв между скоростью чтения про себя и вслух особенно велик.

Однако и у остальных детей существует этот разрыв, так как скорость чтения про себя без открытой артикуляции всегда выше. Поэтому, чтобы сделать вывод о влиянии артикуляции на скорость чтения, предложите ребенку прочитать два текста приблизительно одинакового уровня сложности, Пусть один текст он прочитает про себя, а второй вслух. В обоих случаях дайте ему 30 секунд времени и подсчитайте прочитанное количество слов.

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку'; она увидела, муравей тонет, и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу, охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Л. Толстой

СТАРЫЙ ПЕС
(отрывок)

Был у человека верный друг — Пес. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:

  • Значит, ты уже не узнаешь меня?

Пес вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:

  • Прости меня, что я не узнал тебя.

Через несколько дней человек принес маленького щенка...

В. Сухомлинский

Если разделить количество слов, прочитанных про себя на три части, то вслух ребенок за это же время успеет прочитать только две части. Например, если про себя ребенок успел за 30 секунд прочитать 57 слов, то вслух он должен прочитать 38 слов и больше (несложный математический расчет: 57:3=19; 19x2 = 38). Меньшее количество слов свидетельствует о том, что подвижность артикуляционного аппарата недостаточна для быстрого чтения вслух. Не отчаивайтесь в случае неудовлетворительного результата. Выделите на развитие артикуляции дополнительное время.

Особое место занимает артикуляция на этапе послогового чтения. Проговаривание вслух того, что читает ребенок, позволяет ему составить представление о фонематическом (звуковом) составе слова, избежать искажения его слоговой структуры. Поэтому мы советуем использовать рекомендуемые ниже упражнения не только в том случае, если вы установили,

что необходима работа над артикуляцией, но и если при хорошей артикуляции ваш ребенок находится на послоговом этапе формирования навыка чтения. Четкая артикуляция будет способствовать увеличению темпа чтения и формированию правильного представления о звуковом составе слова, облегчать понимание прочитанного.

Для работы над артикуляцией используются упражнения с рифмой и ритмом.

  1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...

(Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью произношения).

з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...

 
   

  • Чтение чистоговорок.

Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним.

Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.

Ло - ло - ло — на улице тепло.

Му - му - му — молоко кому?

Ры - ры - ры — летают комары.

Чи - чи - чи — у дома кирпичи.

Такие чистоговорки вы можете придумать сами или вместе с ребенком. Старайтесь использовать те слоги, произношение которых у ребенка вызывает трудности.

  1. Чтение скороговорок. Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги. Утром присев на пригорке,

Учат сороки скороговорки.

Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.

Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

Вез на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Шел Егор через двор

С топором чинить забор.

  1. Чтение скороговорок в темпе.

Соедините вместе два требования: четкую артикуляцию (особенно окончаний) и высокий темп. Пусть ребенок прочитает скороговорку, выполняя оба требования. Используйте приведенные нами упражнения в качестве разминки перед основным чтением регулярно в течение 5-7 минут.

  1. Малое поле зрения

Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановки взора. Таким образом, повышение скорости чтения - это увеличение объема воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения. Разница между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимается ими в момент фиксации. Большинство людей заблуждается, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле это не так. При

чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух - трех местах на строке. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий (возвратных движений глаз для перечитывания).

Кроме того, для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Что понимается под этим термином? При движении взгляда по строчкам текста, наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии видится неясно, а то и вовсе лежит вне зоны видимости. Такая особенность восприятия относится не только к чте­нию, но и ко всему, что воспринимает человек в пространстве. Обусловлена она строением человеческого глаза и его расположением на лице. Взгляд человека воспринимает то, что находится прямо перед ним. То, что находится слева и справа, как раз и составляет зону периферического зрения. У каждого человека она разная. Один, глядя прямо перед собой, может видеть боковым зрением то, что находится в пространстве слева и справа, не переводя взгляда. Восприятие другого человека может быть гораздо уже.

Психологи доказали, что объем фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит восприятие информации, можно увеличить с помощью специального обучения. Но прежде чем мы расскажем о таких упражнениях, предлагаем вам несложный психологический тест для определения оперативного поля зрения, который называется «Числовая пирамида».

Положите лист с числовой пирамидой перед ребенком и скажите: «Посмотри внимательно в центр первой строки, а теперь, не отводя взгляда от центра, скажи, какие цифры находятся слева и справа от центра. Смотри прямо в центр, взгляд переводить влево и вправо нельзя. Точно так же необходимо поработать со следующими строчками. Остановитесь на той строке, на которой ребенок затрудняется назвать числа, находящиеся слева и справа. Предыдущая строка, с которой он справился, поможет вам определить размер его оперативного поля. Если на этом расстоянии можно поместить меньше шести знаков (букв, цифр), то размер оперативного поля недостаточный, за одну остановку ребенок воспринимает только часть рядом стоящего слова, при чтении взор должен неоднократно остановиться на строке. Необходима работа над увеличением оперативного поля зрения.

Если на этом расстоянии помещается 6-8 букв, то размер оперативного поля достаточный.

Если число букв от 10 и выше, то размер оперативного поля более чем достаточен для обеспечения высокого темпа чтения.

А теперь упражнения на развитие периферического зрения.

  1. Игра «Что вокруг?»

Повесьте перед ребенком на уровне глаз, на расстоянии 1,5-2 м от него лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Круг должен быть небольшим, примерно 1-2 см в диаметре. Эта точка будет помогать ребенку фиксировать взгляд перед собой. Попросите ребенка, чтобы он, глядя в эту точку, назвал те предметы, которые он видит справа и слева от себя. Используйте это упражнение в разной обстановке, чтобы ребенок не мог запомнить имеющиеся вокруг предметы.

  1. Числовые и буквенные пирамиды.

Тестовое задание для определения размера оперативного поля зрения можно использовать и для тренировки.

Работа с таблицей состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного, причем первостепенное значение имеет подготовительный этап. Он содержит следующее требование: перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в центре (как и в пре­дыдущих упражнениях).

Итак, положите таблицу7 перед глазами ребенка. Попросите его зафиксировать взгляд в центре на заштрихованном квадратике.

Спросите у ребенка, видит ли он таблицу всю целиком. Предложите ему назвать, не переводя взгляда с центра, те цифры, которые он видит. В таблице указаны цифры от 1 до 24, но вы можете изготовить другую и сами вписать в пустые клетки любые цифры.

Теперь усложните задание, перейдя к исполнительному этапу. Вы показываете ребенку квадрат, а он называет ту цифру, которая написана в квадрате.

Напоминаем, при этом взгляд ребенка должен быть зафиксирован в центре. Начинайте с чисел, которые находятся в близких к центру квадратиках. Их ребенок будет видеть более ясно. Постепенно расширяйте поле, показывая числа, удаленные от центра.

Если задание вызывает у ребенка трудности, вы можете изготовить таблицу с разноцветными цифрами. Цвет поможет ребенку выделять нужный квадрат. Кроме того, если ребенок не может назвать указанную цифру, то вы можете спросить, какого она цвета. Назвать цвет будет легче, чем саму цифру. В то же время это подскажет вам, что ребенок хоть и не видит цифры, расположенной на периферии поля зрения, но есть потенциал для его расширения. Таким образом вы можете определить актуальное поле зрения ребенка (те цифры, которые он видит четко) и потенциальное поле зрения (то, что лежит за пределами ясного видения, но различается ребенком по цвету).

Кроме специальных цифровых таблиц можно использовать таблицы с буквами.

 
   


6. Уровень организации внимания

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. В свою очередь, это умение предполагает некоторое волевое усилие. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, как только материал стал скучным, эмоционально непривлекательным. Учителя это знают и поэтому используют в своей работе различные приемы и упражнения для привлечения внимания учащихся и развития умения сосредотачиваться.

Однако, если ваш ребенок недостаточно внимателен, не может долго выполнять задание и, тем более, не может долго удерживать внимание при таком трудоемком процессе, как чтение, то ему необходима ваша помощь. Для устранения подобных недостатков нужно вести работу в двух направлениях:

- использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение,

использовать упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.

Определить объем внимания и концентрацию вам поможет следующий тест: «Догони и поймай букву» (корректурная проба). Совершенно необязательно работать по нашему образцу. Вы можете использовать газетную или журнальную страницу с крупным шрифтом. Главное - объяснить ребенку задание. Отметьте на странице две какие-нибудь буквы, одну зачеркните, другую обведите в кружок. Попросите ребенка вычеркивать или обводить в кружок эти две буквы (или вычёркивать и обводить одновременно), просматривая каждую строчку слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Если за это время ребенок просмотрел 400 и более знаков, допустив 5 ошибок и менее, то объем его внимания и концентрация в пределах нормы. Так должно выглядеть выполненное задание. ^0@,1ЛАГЕТС^ЛДЫГ@ТМ^АПФ

Материал для работы

ГКЮШРТИЕПАВУКСМВЩШГОТБЛ

ЕОИНХЩБАВКЦЧСЫОИРАВЬЛЖО

РВНИОЖДБЛЬОТРИПМАСВНПОИМ

МОРНЕКУВАЫЦЧСМВАПРОТИРЮЬ

СМОШВЩЛЬБОАВЕМБДСОЕУЫЧЗ

ОЯЧСМИРПАВЫЦУВАКЕРОШ

ГНЬМНРВЕШЛТБОРВСЧКЦУВПРОИТ

ЛМАНОПВЫЧСМИТОРНШЗХЭЮОВ

П АРЫ ЛАГЕТСРВИДЫ ДЧТМНАПФХ

ГКЮШРТИЕПАВУКСМВЩШГОТБЛ

ЕОИНХЩБАВКЦЧСЫОИРАВЬЛЖО

РВНИОЖДБЛЬОТРИПМАСВНПОИМ

МОРНЕКУВ АЫЦЧСМВ АПТ ОТИОЬ

Итак, теперь вы знаете, достаточно ли сосредоточен ваш ребенок в процессе работы. Хотелось бы заметить, что даже если у ребенка получился хороший результат, мы все равно вам советуем уделить время на своих занятиях упражнениям на внимание. Помните, степень сосредоточенности внимания есть показатель, влияющий на технику чтения. Значит, обучение чтению должно включать в себя как обязательный элемент развитие свойств внимания.

Справится ли ваш ребенок с большим заданием или же его внимания хватает ненадолго?

Вот ряд упражнений, направленных на увеличение объема внимания.

Упражнение № 1. «<

Раздел: Конспекты уроков для начальной школы (1 класс)
Автор:
учитель начальных классов
Дата публикации: 25.12.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Давыдова Е. А. Как преодолеть трудности в обучении чтению // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/1-klass/file/118635-kak-preodolet-trudnosti-v-obuchenii-chteniyu-1-4-klass (дата обращения: 28.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию