конспект урока Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.
Поэтому не случайно духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный социальный заказ.
Ведущая роль в формировании нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку именно в этом возрасте происходит социализация ребёнка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами.
Работа по духовно-нравственному воспитанию начинается со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения, с формирования моральных привычек. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления.
Деятельность учителя по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников включает:
- сочетание учебной и внеклассной работы;
- развитие творческой деятельности обучающихся;
- установление взаимодействия с родительской общественностью.
В учебной деятельности работу можно проводить:
- через реализацию образовательных программ;
- через научно-методическую деятельность;
- через использование образовательных технологий
Благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания создаются на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства, основах православной культуры.
В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Во многих сказках народов мира звучат неповторимые мотивы любви, доброты, милосердия, счастья. Сказка находит отклик в сердце ребёнка, помогает размышлять о своей жизни, о чувствах, поступках.
На уроках русского языка дети знакомятся с пословицами и поговорками. И те, и другие несут в себе основы народной философии, провозглашают нормы народной морали. Путём подбора интересных примеров объясняется их нравственный смысл, подбираются или выбираются соответствующие пословицы к художественному произведению, его отрывку или к характеристике героя. Содержание текстов для написания изложений, диктантов воспитывает в детях любовь к родной природе, заботливое отношение к старшим, бережное отношение к животным.
Важное значение в духовно-нравственном воспитании имеют уроки «Окружающего мира». В процессе изучения предмета обучающиеся знакомятся с культурой народов мира и народов России, осмысливают место семьи в обществе, своё место в этом мире.
Урок «Основы православной культуры» призван нести добро, способствовать обретению учащимися положительного нравственного опыта, пробуждать желание различать и пытаться победить в себе плохое, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников, просить прощения и уметь прощать. На занятиях курса учитель имеет возможность поговорить с ребятами о «золотом правиле нравственности», это правило есть во всех культурах:
Чего себе не желаешь, не делай того другим.
Сам не делай того, что осуждаешь в других.
Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.
Логическим продолжением работы, начатой на уроках, является внеклассная деятельность. Это – творческая среда, которая даёт дополнительные возможности для духовно-нравственного воспитания младших школьников. Предпочтение отдается таким формам работы, как беседа, игра, классный час, работа в паре, группе, выполнение проектов и т.д. Система использования разнообразных форм работы с детьми способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков.
Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Именно в семье закладываются такие понятия как любовь, милосердие, добро, уважение. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому необходимо вовлекать родителей во внеурочную жизнь своих детей. Ведь время, проведенное вместе, благотворно влияет на нравственное развитие детей и вносит существенные изменения в их духовно-нравственный мир. Достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком можно показать на примере классного часа «Моя семья». Цель внеклассного мероприятия: определить понятие «семья» и сформировать понятие «дружная семья».
Классный час прошёл в занимательной форме. Первоклассники разгадывали загадки о семье, собирали пословицы, читали и слушали стихотворения. В своих рисунках учащиеся изобразили самых близких и любимых людей. Дома вместе с родителями дети создавали проекты и в классе с удовольствием рассказывали о своих родителях, братьях и сёстрах, бабушках и дедушках. Проведена конкурсная программа, которая позволила разнообразить этапы классного часа и в тоже время ещё раз проверить, как дети усвоили очень серьёзные вопросы нравственного воспитания. Классный час прошёл в тёплой и душевной обстановке. Ребята сделали вывод, что в дружной семье царит любовь, понимание и уважение друг к другу.
Бабушки и дедушки – одни из самых дорогих людей в жизни каждого человека. Более того, они – важная частичка детства. На мероприятии «У бабушки и дедушки в гостях» первоклассники с большой теплотой рассказывали о своих бабушках и дедушках, показывали семейные фотографии, делились воспоминаниями о разных историях, в которых чувствовалась искренняя любовь. Дети с удовольствием отгадывали загадки, играли в игру «Доскажи словечко», отвечали на вопросы сказочной викторины, познакомились с произведениями Валентины Осеевой, в которых рассказывается об отношении детей к пожилым людям. На мероприятии были приведены жизненные примеры о том, как нужно относиться к людям старшего поколения.
В конце мероприятия ребята посмотрели мультфильм «Подарок для бабушки» и своими руками сделали открытки для своих дедушек и бабушек, чтобы порадовать их. Дети поняли, что эти удивительные люди занимают важное место в их жизни и задумались о собственном отношении к родным людям.
Организация и проведение с обучающимися воспитательных мероприятий духовно – нравственного содержания, внеурочная деятельность по данному направлению положительно влияют на нравственную мотивацию и уровень отношения к жизненным ценностям младших школьников.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, поможет им жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Стельникова . Т. Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/1-klass/file/129243-statya-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 05.12.2025)Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2056 пользователей.
Отзывы
