Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Конспект по предмету «Речевая практика» в первом классе

Конспект по предмету «Речевая практика» в первом классе

ГОКУ СКШ №1 г. Ангарска

Учитель: Кузьменцова О.Л.

Дата проведения: 04.12.2023

Тема урока: Готовимся к празднику. Письмо Деду Морозу.

Тип урока: Накопление речевого материала.

Цели:

— продолжать учить первоклассников отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение;

— познакомить школьников с основными традициями празднования Нового года;

— совершенствовать у обучающихся умение строить простые предложения и короткие рассказы при составлении письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений.

Образовательные технологии: Технология проблемного обучения, игровая  технология, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникатиционная.

Оборудование:  картинки для речевой разминки, шарики из маленьких кусочков ваты, индивидуальные зеркала, учебник «Речевая практика» С.В. Комарова,

Дифференциация класса

  • Первая группа (самая сильная) – 0 уч-ся
  • Вторая группа: София, Марк, Иван, Ринчин.
  • Третья группа: Вероника, Валерия, Сергей.
  • Четвёртая группа: Татьяна, Алёна.

Страницы учебника.

Ход урока.

I. Оргмомент

II. Речевая разминка.

1.Дыхательные упражнения.

- Сейчас у нас будет речевая зарядка. Будем тренировать наше дыхание и голос.

- Первое упражнение «Снег и ветер». (Из маленьких кусочков ваты скатываем небольшие шарики – «снег» и выкладываем на столе.)

- Предлагаю сесть напротив друг друга. Надо дуть поочереди  на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола. (Каждый ребёнок выполняет 4 раза).

- Второе упражнение «Кто спрятался?» (На предметной картинке, размером с четверть альбомного листа, наклеена, с одного края, гофрированная бумага, изрезанная бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги).

- Предлагаю дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку. Угадайте, кто спрятался?

2.Артикуляционная гимнастика

- Приготовьте свои зеркала.

Упражнение «Часики» (На доске картинка)

- Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Упражнение «Окошко» (На доске картинка)

- Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удержать их в таком положении 5-10 секунд. Широко открыть рот – «жарко»; закрыть рот – «холодно».

3.«Не сломай язык». Проговаривание скороговорки.

- Какой сейчас идёт месяц? (Декабрь)

- Выучим скороговорку про декабрь.

В декабре, в декабре, все деревья в серебре.

-Как понимаете деревья в серебре? (Деревья покрылись инеем, как серебром) На доску вывешивается картинка.

- Напоминаю, что скороговорки надо произносить чётко, выговаривая каждый звук. Постепенно ускорять.

- Произнесём скороговорку медленно, выговаривая каждый звук. Хором.

- Теперь чуть быстрее. Ещё быстрее. Хором.

- А теперь произнесём скороговорку тихо. Громко. По нарастающей громкости, по убывающей.

- Кто может проговорить скороговорку? (Сначала пробуют дети II группы, затем III группы, потом IV группы).

- Молодцы!

III. Актуализация знаний. Введение  в ситуацию на основе рассматривания картинки в учебнике.

Беседа.

- Откройте учебник на с.54

-Сейчас мы рассмотрим картинку и попробуем догадаться, когда это бывает?

-Рассмотрите картинку. Кого вы узнали? С этими героями уже сегодня встречались во время игры «Кто спрятался?»

- Как вы узнали Деда Мороза?

- А кто эта девочка?

- Как вы догадались?

- На каком мы празднике встречаемся с этими героями?

-Есть немало, праздников прекрасных,

 Каждый наступает в свой черёд (в своё время)

 Но на свете самый добрый праздник,

 Самый лучший праздник …(Новый год)

- Сейчас я попрошу отвечать на мои вопросы, давая полный ответ. То есть не одним словом, а ответ начинать со слова которое есть в вопросе. Думаю, у вас всё получится. Я буду помогать. Или вы можете помогать друг другу.

- Когда  отмечают праздник Новый год? (Отмечают праздник Новый год 31 декабря)

- Что все люди ждут в этот праздник? (Люди ждут в Новый год подарки.)

- А как Дед Мороз узнаёт о желаниях людей? (Люди пишут Деду Морозу письмо, в котором сообщают, какой подарок хотели бы получить).

- Что лежит в мешке Деда Мороза? (В мешке Деда Мороза лежат письма)

- Как вы думаете, кто написал Деду Морозу столько писем? (Дети) Почему вы так думаете? (Взрослые уже не пишут письма Деду Морозу)

- Чьё письмо читает Дед Мороз? (Дед Мороз читает письмо Вовы)

- Как вы догадались? (На письме написано Вова)

- Что нарисовал в письме Вова? (Вова нарисовал мяч)

- Что хотел сказать Деду Морозу Вова? (Дед Мороз, я хочу на Новый год футбольный мяч, так как очень люблю футбол)

- А вы хотели бы познакомиться с Дедом Морозом? (Да)

- О чём бы вы ему рассказали? (Ответы детей)

IV. Накопление речевого материала, формирование отдельных речевых умений.

1. Анализ и разыгрывание диалога знакомства с Дедом Морозом.

- А сейчас мы с кем то познакомимся и пообщаемся.

(Звучит музыка и учитель достаёт куклу Деда Мороза. Учитель произносит реплики Деда Мороза)

-Здравствуйте, здравствуйте, дорогие ребята! Ну, узнали меня? Ну, а как же, вижу, узнали!

- Я хочу познакомиться с вами. Поиграем в игру «Паровоз».

Физминутка

- Встаём в круг. Я подхожу к вам, называю своё имя, вы называете своё и присоединяетесь ко мне.

Играет Новогодняя музыка. (Игра продолжается до тех пор, пока все дети не присоединятся к паровозу.)

- Всех узнал, со всеми познакомился. Садитесь за парты.

Я – конечно, Дед Мороз,

Я подарки вам привёз.

- Но чтобы подарки получить, вам надо написать мне письмо. Помогут вам схемы предложений. А я с вами прощаюсь и жду ваших писем. До свидания.

2. Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений.

- Сейчас будем писать письмо Деду Морозу с опорой на схемы.

- Откройте свои тетради.

- Сколько предложений будет в нашем письме? (В нашем письме будет 4 предложений). Давайте проверим. Посчитаем. Кто выйдет к доске и покажет как считал?

- Смотрим схему первого предложения. Сколько слов? Как записано первое слово? Второе? Составим первое предложение. С чего начинается любое письмо? (С приветствия). Какое получается предложение? (Здравствуй Дедушка Мороз.) Прочитайте. Хором. Ещё раз прочитает София II. Вероника III, Татьяна IV.

- Посмотрите схему второго предложения. Сколько в нём слов? (4) Как записаны слова? (Первое, второе, третье – полосками, последнее картинкой). Обратите внимание, в этом предложении есть коротенькие слова – это первое и третье. В нём мы можем написать о том,  как мы готовимся к празднику. (Мы готовимся к ёлке.) Прочитайте. Хором. Ещё раз прочитает Марк II, Сергей III, Алёна IV.

- Давайте прочитаем первое и второе предложение. Посмотрим, что получилось? Читаем хором. (Здравствуй Дедушка Мороз. Мы готовимся к ёлке.) Красивое получается письмо? Продолжим.

- О чём будет третье предложение? (О подарке). В Новый год подарки получают только дети? (Нет, но и взрослые). А для Дедушки Мороза вы готовите подарки? Какие?  Сколько слов в предложении? (Приготовили тебе подарки.) Прочитайте. Хором. Иван II, Валерия III, Татьяна IV. А теперь прочитаем первое, второе и добавим третье предложение. (Здравствуй Дедушка Мороз. Мы готовимся к ёлке. Приготовили тебе подарки.)

- В последнем предложении сколько должно быть слов? (2). Какое это предложение по интонации? Какой знак стоит в конце предложения? Раз мы приготовили для Деда Мороза подарок, значит, нам его надо подарить. Поэтому мы ждём его? (Ждём тебя!) Прочитайте. Ринчин II, Татьяна IV, Алёна IV.

- А кто может прочитать всё письмо? Прочитайте. (Сначала читают сильные дети, затем слабые)

- Молодцы! Думаю, Дед Мороз обязательно к нам приедет. Я предлагаю выучить и  подарить ему новогоднее стихотворение.

Разучивание стихотворения

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Ты, наверное, замёрз?

День ходил по городу,

Отморозил бороду…

Нос клади на батарею,

Я сейчас тебя погрею.

- Заучить помогут рисунки.

(Пиктограммы)

-Когда мы здороваемся, какая интонация? (Тёплая, дружелюбная)

- Прочитаем первую строчку с тёплой, дружелюбной интонацией.

- Следующее предложение читаем вопросительно, показывая голосом заботу.

- Следующие строки с переживанием, сочувствием.

- Последние – с заботой.

- Давайте прочитаем стихотворение выразительно. Представим, что рассказываем его Дедушке Морозу на празднике.

На доске пиктограммы.

    

   

 

 

   

 

- Давайте попробуем все вместе, дружно. (Проговариваем несколько раз)

- Кто запомнил и сможет рассказать? Я буду помогать, показывать на картинки.

(Желающие дети читают стихотворение по пиктограммам.)

- А есть желающие, рассказать стихотворение не глядя на картинки?

- Выходите к доске.

- Молодцы! Мы с вами к празднику это стихотворение выучим.

 

V. Итог урока.

- О каких обычаях празднования Нового года узнали на уроке? (Писать письмо Деду Морозу. Дед Мороз выполняет желания. Дети тоже готовят подарки для Деда Мороза.)

- Ребята, для кого мы составили письмо?

- Какой подарок приготовили для него?

- А какие подарки можно ещё приготовить для Дедушки Мороза и снегурочки?

- А кого мы можем на праздник  пригласить и как -  узнаем на следующем уроке.

Раздел: Конспекты уроков для начальной школы (1 класс)
Автор:
Учитель ГОКУ ИО "Специальная (коррекционная) школа №1 г.Ангарска"
Дата публикации: 09.09.2025
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кузьменцова О. Л. Конспект по предмету «Речевая практика» в первом классе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/1-klass/file/130433-konspekt-po-predmetu-rechevaya-praktika-v-pervom-klasse (дата обращения: 05.12.2025)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию