конспект урока Развитие здорового образа жизни на внеурочных занятиях в начальной школе
Развитие здорового образа жизни на внеурочных занятиях
в начальной школе
Шеллер Анна Андреевна, 4 курс,
Преподавание в начальных классах,
ГАПОУ СО НТПК№1
Аннотация. В данной статье рассматривается важность развития здорового образа жизни у начальных школьников на занятиях внеурочной деятельности. Также представлены несколько различных методов формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Ключевые слова: здоровый образ жизни (ЗОЖ), младшие школьники, внеурочная деятельность, школа, здоровье, спорт.
Формирование основ здорового образа жизни (ЗОЖ) у младших школьников — одна из приоритетных задач современной системы образования. Здоровье детей является фундаментом их физического, психоэмоционального и интеллектуального развития. Именно поэтому особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности, направленной на пропаганду и воспитание культуры здоровья.
Современный мир отличается высокими нагрузками на детский организм: интенсивный учебный процесс, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, дефицит свежего воздуха и длительное пребывание за экранами гаджетов. Данные нагрузки на детский организм создают угрозу здоровью подрастающего поколения. Исходя из этого, особенно важно формировать у младших школьников осознанное отношение к своему здоровью и прививать здоровые привычки.
Обновлённый ФГОС НОО определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся.
«Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни».
Антон Семенович Макаренко, Станислав Теофилович Шацкий и Виктор Николаевич Сорока - Росинский рассматривали внеурочную деятельность как неотъемлемую часть воспитания личности, основанную на принципах добровольности, активности и самостоятельности. Лидия Родионовна Болотина, Дэйлара Исмагиловна Латышина и Надежда Егоровна Щуркова в своих исследованиях определяли внеурочную деятельность как систему совместной внеучебной деятельности школьников, организатором которой выступает педагог школы.
Развитие здорового образа жизни (ЗОЖ) на внеурочных занятиях в начальной школе важно в настоящее время, так как в обществе прослеживается динамика ухудшения здоровья детей и снижения их физической активности.
Цель внеурочной деятельности по ФГОС НОО — создание условий для реализации детьми своих индивидуальных потребностей, интересов, способностей в различных сферах жизнедеятельности (познавательной, социальной, культурной), которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий.
Для достижения данной цели рассмотрены следующие задачи внеурочной деятельности:
- Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
- Создание условий для индивидуального развития в избранной сфере внеурочной деятельности;
- Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- Создание условий для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
- Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- Расширение рамок общения с социумом;
- Воспитание целеустремлённости, трудолюбия, силы воли и терпения для достижения поставленных целей;
- Помощь ребёнку на пути к социализации в обществе.
Г. Г. Нуруллина отмечает, что формирование потребности к ЗОЖ в начальной школе способствует развитию у детей целостных представлений о здоровом человеке, зарождению профилактического мышления, повышению уровня здоровья детей, формированию потребности к ЗОЖ и повышению мотиваций к образованию.
Значение внеурочной деятельности для формирования ЗОЖ. Внеурочная деятельность — одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности. Она способствует формированию у детей бережного, осознанного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, а также приобретению элементарных навыков здорового образа жизни.
Для формирования ЗОЖ применяют практические, интерактивные, методы формирования сознания, информирования, опыта поведения и другие. Некоторые из них:
- Практические занятия. Это основной приём для обучения учеников знаниям о здоровье. Например, дети учатся следить за чистотой своих рук, лица, одежды.
- Беседы. Во время беседы ученики могут узнать интересующие их вопросы, узнать основные цели для поддержания здорового образа жизни.
- Игровая деятельность. В начальной школе желательно использовать подвижные игры, которые помогают в социализации ученика, легкодоступны и не требуют большого количества оборудования.
- Проведение спортивных конкурсов, соревнований. Например, «Весёлые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья!».
- Организация экскурсий, походов, целевых прогулок. Это повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно используются по желанию учащихся и быть направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Выбор методов, форм и средств развития здорового образа жизни должен ориентироваться на цель, содержание и принципы развития, конкретную педагогическую задачу и условия ее решения, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Формирование здорового образа жизни является одной из важных сторон процесса развития личности младшего школьника. Развивая умственную деятельность, и укрепляя здоровье молодежи, мы способствуем развитию гармоничной личности. Актуальная задача современной школы внушить ребёнку необходимость заботы о своём здоровье. А для этого важно внушить ребенку важность этого процесса для него самого. «Это нужно мне» - только такой мотив может побудить к действию и стать смыслом и целью для личности.
Таким образом, важность развития ЗОЖ на внеурочных занятиях в начальной школе заключается в том, что это способствует сохранению и укреплению здоровья детей, а также подготовке их к успешной самореализации в будущем.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса – М, 1936. – 96с.
- Нуруллина Г.Г. Особенности процесса формирования здорового образа жизни у младших школьников – М, 2016. – 167с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287. – М.: Просвещение, 2022. – 160с.
- Шацкий С.Т. Бодрая жизнь – М. : Грамотей, 1915. – 183с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шеллер А. А. Развитие здорового образа жизни на внеурочных занятиях в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/1-klass/file/131616-razvitie-zdorovogo-obraza-zhizni-na-vneurochnykh-zanyatiyakh-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 05.12.2025)Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2278 пользователей.
Отзывы
