Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Игры и упражнения по ознакомлению детей с комнатными и садовыми растениями

Игры и упражнения по ознакомлению детей с комнатными и садовыми растениями:

Что изменилось?

  Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

  Игровое действие. Поиск похожего предмета.

  Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

  Оборудование.Одинаковые растения (по 3 -4)  расставлены на двух столах.

  Ход игры. Воспитатель показывает какое–нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)

Игру повторяют с каждым из растений, находящимся на столах.

Найди такой же.

  Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

  Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.

  Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

  Оборудование. На двух столах ставят 3 – 4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

 Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

Угадай растение по описанию

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск предмета по загадке – описанию.

Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2 - 3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.

Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», «на травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.

Можно предположить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.

Чего не стало?

  Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля).

 Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.

  Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

  Оборудование. На стол ставят 2 – 3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.

  Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на  столе, а потом закрыть глаза. В это время один педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?». Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметов.

Опишите, я отгадаю.

  Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.

  Игровое действие. Угадывание растений по загадке – описанию.

  Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.

  Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, воспитатель называет сам.

   При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т.д. Это поможет детям выделить отличительные и общие признаки растения.

Продайте то, что назову.

  Дидактическая задача. Найти предмет по названию.

  Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца.

  Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по названию.

  Оборудование. Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе.

  Ход игры. Один ребенок – продавец, остальные – покупатели. Покупатели называют растения, которые хотят купить, продавец находит их и выдают покупку. В случае затруднения. Покупатель может назвать признаки растения.

Найдите, что опишу.

  Дидактическая задача. Найти растение по описанию.

  Игровое действие. Поиск растения по описанию отличительных признаков.

  Правило. Назвать растение можно только после его описания.

  Оборудование. 5 - 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистная и королевская, традесканция зебровидная и зеленая и т.д.

  Ход игры. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительный признак каждого растения.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому – либо из ребят показать растение и назвать его.

Отгадайте, что за растение.

  Дидактическая задача. Описать предмет и узнать его по описанию.

  Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

  Правила. Назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке.

 Ход игры. Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому – либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем, вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий), окраску (темно-, светло – зеленый, пестрый, с полосками, пятнышками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.

Где спрятано растение?

   Дидактическая задача. Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.

  Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений.

  Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

  Оборудование. Для первой игры нужно 4 – 5 растений, для последующих – до 7 – 8.

  Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два - три). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. – Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показывают.)

Узнай растение.

  Дидактическая задача. Найти растение по названию.

  Игровые действия. Соревнование, кто быстрее найдет растение.

  Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.

 Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание: «Знаток природы»».

 Речевые игры по теме: «РАСТЕНИЯ»

 “Назови ласково”

Задача: Практиковать в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Ребенку предлагают назвать растение ласково (с добротой)

Например: ёлка – ёлочка; цветок – цветочек; трава – травичка; куст – кустик и т. д.

  Упражнение «У кого?»

Задача: Формировать умение образовывать форму родительного падежа существительных с предлогом «у».

Оборудование: предметные картинки с изображением цветов.

Каждый из играющих выбирает одну картинку. Предлагается рассмотреть свою картинку и картинки соседей, а затем рассказать, какой цветок у соседа.

Например: У Вани мак. У мамы ромашка. У бабушки роза. И т. д.

 Подвижная игра «Одуванчик»

Задачи: закреплять умение договаривать словосочетания. Развивать координацию речи с движением.

Взрослый читает стихотворение, показывая движение. Ребенок повторяет.

Как воздушный шар на ножке, Стать на носочки, сомкнуть руки над головой;

Одуванчик у дорожки. По 2 наклона влево и вправо;

Одуванчик – шарик белый. Подняться на носочки, сомкнуть руки над головой;

Дунули и улетел он. Подуть, округлив губы, не раздувая щек, затем покружиться.

 Упражнение «Собери цветок»

Задачи: Развивать конструктивный праксис. Обогащать словарь детей существительными – частями растений.

Оборудование: Несколько крупных цветов, вырезанных из картона, которые можно разобрать по частям.

Взрослый собирает цветок, называя его части. Предлагает ребенку показать и назвать части цветка (корень, стебель, листья, цветок), а затем собрать свой собственный цветок.

  Упражнение «Слушай внимательно»

Задачи: Практиковать в различении на слух существительных, сходных по звучанию.

Взрослый медленно произносит цепочку слов и предлагает ребенку поднять руки (подпрыгнуть), если ребенок услышит название цветка или дерева (1. Мак, лак, рак, мак, бак, мак; 2. Суп, дуб, пуп, зуб, дуб; 3. Одуванчик, бананчик, карманчик, одуванчик, баранчик, лимончик, одуванчик)

 

Дидактическая игра «Садовник»

Задачи:

— формировать умение произвольно запоминать название выбранного цветка;

— быстро реагировать на слова водящего, вести диалог;

— развивать память, быстроту реакции, внимание;

— воспитывать честность при соблюдении правил игры.

Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... розы (называет определенный цветок).

Ребенок (играющий роль этого цветка). Я.

Садовник. Что такое?

Роза. Влюблена.

Садовник. В кого?

Роза. В ромашку.

Диалог по кругу продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не успеет быстро ответить «Я». Тогда водящий бежит за ребенком и салит его. Тот, кого осалили, становится садовником.

 

Дидактическая игра с мячом «Цветочные названия»

Задачи:

— знакомить с именами людей, произошедшими от названия растений (Роза, Лилия, Нарцисс, Василек (ласкательное от Васи), Анюта, Рома (ромашка), Виолетта, Вероника, Валерьян; розовый, сиреневый, лимонный);

— учить по названному предмету угадывать производное название цветка (колокол — колокольчик, глаза девочки Ани — Анютины глазки, гвоздь — гвоздика, кувшин — кувшинка);

— развивать ловкость при бросании мяча, быстроту реакции, скорость мышления, память;

— воспитывать умение быть внимательным при взаимодействии с воспитателем.

* * *

Дети встают в круг, воспитатель — в середину круга с мячом. Воспитатель бросает мяч детям по очереди и дает задания (назвать имя человека, произошедшее от названия цветка; обозначить предметы, название которых произошло от названия цветов). Ребенок должен поймать мяч и быстро ответить на вопрос. Если он не отвечает или отвечает неправильно, мяч с этим же заданием получает другой ребенок.

Дидактическая игра «Букет цветов»

Задачи:

— формировать представление о правилах составления букетов, о том, в каких случаях люди дарят друг другу букеты;

— умение из готовых форм составлять букет цветов, подбирая их по размеру, цвету, оттенкам, назначению, желанию (аппликация или рисование);

— рассказывать о своем букете (из каких растений составлен, как подобраны цветы, кому бы хотел подарить такой букет, по какому случаю);

— развивать воображение, пространственное, цветовое восприятие, чувство вкуса, меры, речь, мелкую моторику рук;

— воспитывать любовь и активный интерес к родной природе.

* * *

В игре дети выполняют роли флориста или продавца цветочного магазина. Работу по составлению букета дети могут выполнять индивидуально или коллективно, небольшими подгруппами, решая задачу формирования умения договариваться, определять последовательность работы. Букет дети могут составлять из любых цветов: живых, искусственных или сделанных детьми из бумаги, ткани, поролона, теста, овощей и пр.

Для разминки можно использовать пальчиковую гимнастику «Цветок».

Собранный букет дети в качестве продавцов цветочного магазина должны «продать», описав его, рассказав, из каких цветов он состоит, почему, для чего предназначен.

Воспитатель выступает в роли консультанта-флориста, направляя деятельность детей, помогая советами.

 

Игра с мячом «Я знаю пять цветов»

(по типу игры «Я знаю пять имен»)

Задачи:

— закреплять знания о луговых и садовых цветах;

— формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов, не сбиваясь с темпа;

— интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками;

— сочетать существительное с числительным;

— развивать ловкость, быстроту реакции, скорость мышления.

* * *

Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит). Я знаю пять названий луговых цветов: ромашка — раз, колокольчик — два, гвоздика — три и т.д.

Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому ребенку.

Дидактическая игра «Звонок в цветочный магазин»

Задачи:

— формировать представление о цветочном магазине и его услугах;

— культуру общения по телефону;

— учить строить диалог в контексте беседы;

— развивать сюжет, придумывать новые речевые обороты, вопросы по теме;

— диалогическую речь, воображение;

— использовать в речи вежливые обращения, характерные для телефонных разговоров.

Сюжетно-дидактическая игра «Цветочный магазин»

Задачи:

— формировать умение исполнять роли продавца и покупателя, консультанта, вести диалог от их имени;

— культуру общения;

— использовать вежливые обороты речи, ясно объяснять, какой товар им нужен, как его упаковать, с какой целью он куплен;

— связывать покупки с сюжетами ролевых игр, организованных параллельно;

— развивать диалогическую речь, эстетический вкус.

Оборудование: букеты искусственных цветов, наборы открыток, книги о цветах, вазы, ткани с цветочным рисунком, духи, сухоцветы, ароматные мешочки с сухими лепестками, цветочное варенье, цветочное мыло, коробочки из-под лечебных цветочных сборов, цветочное масло и т.п.

* * *

Прежде чем купить товар, ребенок должен его выбрать, посоветоваться с консультантом, подробно описать, пояснить назначение покупки.

 

Дидактическая игра «Труд в цветнике»

Задачи:

— формировать представление о том, как выращивают цветы в зависимости от сроков цветения и от того, одно- или многолетние они;

— интерес к знаниям, помогающим преумножать природные богатства;

— учить раскладывать по порядку карточки со схематичным изображением последовательности посадки, объяснять порядок и значимость каждого этапа;

— активизировать в словаре названия посадочного материала (семена, луковицы, клубни), действий (сеять, сажать, копать, рыхлить, размечать, поливать, удобрять, разбивать клумбу, пропалывать, пересаживать, рассаживать, делить куст, обрезать);

— развивать умение выстраивать цепочку событий в логической последовательности, память, глагольный словарь.

* * *

Дети-садовники выбирают картинки с посадочным материалом и изображением цветов, каждый в своем цветнике раскладывает последовательность посадки и ухода за выбранными цветами, рассказывает о том, какие клумбы он будет разбивать, как размещать растения, как ухаживать в течение всего периода их роста и цветения. За наиболее подробные и правильные рассказы садовники награждаются медалью «Знатоки цветов».

 

Дидактическое упражнение «Собери лепестки цветка из оттенков»

Задачи:

— формировать знания о наиболее известных в данной местности цветах, лепестки которых окрашены в разные оттенки;

— учить складывать из отдельных элементов, окрашенных от самого светлого до самого темного оттенка одного цвета, лепестки цветка (например, анютиных глазок);

— называть оттенки и цвета;

— развивать эстетический вкус, чувство цвета, пространственное восприятие;

— формировать чувство прекрасного.

Оборудование: отдельные элементы лепестков цветов, окрашенные в разные оттенки одного цвета, имеющие разные формы.

* * *

Воспитатель предлагает детям выложить определенный цветок из частей лепестков, окрашенных в разные оттенки от самого светлого до самого темного, назвать их; украсить цветами панно.

 

Дидактическое упражнение «Найди причину» для детей 6-7 лет

Задачи:

— формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;

— строить придаточные предложения;

— развивать причинностное мышление, фразовую речь;

— воспитывать ответственность за собственные поступки.

* * *

Воспитатель зачитывает детям начало предложения со следствием событий, а дети должны достроить его, указывая причину.

Варианты

♦ Летом на клумбах можно увидеть много разных цветов, только не было тюльпанов и нарциссов, потому что... (они отцвели весной, это весенние цветы).

♦ Все лето клумба с астрами была зеленой, не разноцветной и лишь в сентябре стала пестрой от цветов, потому что... (астры — осенние цветы).

♦ Все цветы на клумбе завяли, потому что... (их долго не поливали, стояла жара).

♦ Стебли цветов были тонкими, слабыми, цветки мелкими, невзрачными, потому что... (их не подкармливали удобрением).

♦ Утром хозяйка приехала на дачу и увидела, что в цветнике все цветы лежат на земле, а в листьях пробиты дырочки. Это случилось, потому что... (ночью были град и сильный ветер).

♦ Хозяйка не смогла сделать красивый букет из анютиных глазок (виолы), георгинов, настурции, ромашек, потому что... (эти цветы разной высоты, не сочетаются в букете).

♦ Осенью хозяйка посадила на даче четыре розовых куста, а весной выпустили листочки только два, потому что... (остальные замерзли, их плохо укрыли на зиму).

♦ Семена однолетних цветов не проросли, потому что... (клумбу не поливали, было холодно, посадили в холодную землю, залило дождем и они сгнили).

 

Дидактическое упражнение «Кто больше подберет слов для описания цветка»

Задачи:

— формировать умение подбирать как можно больше прилагательных, описывающих цветок;

— интерес к красоте родного языка, природы;

— развивать словарь прилагательных, внимание, образность речи.

* * *

Воспитатель задает объект описания, а дети подбирают признаки. В описании они не должны повторяться, за каждое определение ребенок получает фишку.

Например, роза — пахучая, красивая, гордая, благородная, ароматная, полезная, красная, розовая, желтая, колючая, нежная, бархатная и т.п.

Как опору можно использовать наглядный материал с изображением разных сортов одного цветка и наводящие вопросы: «Что есть на стебле у розы?», «Как можно назвать цветок с колючим стеблем?», «Если из цветков розы можно сварить варенье, сделать лечебный отвар, набить сухими лепестками душистые подушечки, как можно назвать этот цветок?» и т.п.

Воспитателю необходимо заранее составить карточки с набором прилагательных по выбранным цветам и вспомогательными вопросами.

Маленьких детей можно спросить о цвете и форме, а старших учить выделять более сложные признаки.

 

Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»

Задачи:

— формировать умение классифицировать цветы по месту их произрастания (луговые, полевые, лесные, садовые, водные), по срокам цветения (весна, лето, осень);

— называть лишний цветок в ряду, остальные обозначать обобщающим словом, объяснять группировку;

— развивать логическое мышление, речь;

— усидчивость, целенаправленность.

Оборудование: карточки с изображением пяти цветов, четыре из которых можно объединить, а пятый лишний.

Воспитатель вспоминает с детьми, какие цветы растут и цветут летом в саду, поле, лесу, на лугу, полянах, в водоеме. Рассматривает картинки с изображением разных экосистем в летнее время. Предлагает детям карточки с четырьмя цветками, три из которых можно отнести к определенному виду (луговым, полевым, лесным, садовым или водным), а четвертый — лишний. Дети должны назвать все цветы, найти лишний, объяснить почему, а остальные назвать одним обобщающим словом. Карточки подбираются в соответствии с возрастом детей и изученным материалом.

 

Дидактическое упражнение «Найди родственные слова»

Задачи:

— закреплять знания о садовых цветах;

— развивать умение находить однокоренные слова, внимание.

* * *

Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать стихотворение и найти в нем однокоренные слова (цветник, цветочный, первоцветы, цветут, соцветия, разноцветный, цветочная, цветущие, цветовод, пустоцвет), запомнить их и назвать. После этого придумать с данными словами предложения.

 

Цветник

Цветник в нашем парке все лето красив.

В нем праздник цветочный повсюду.

Весной первоцветы здесь нежно цветут.

Букет хризантем осень будит.

Соцветия флоксов нектаром полны,

А рядом анютины глазки.

Ковром разноцветным петунья зовет.

Не клумбы — цветочная сказка!

Как чудо, цветущие розы в саду!

Не зря цветовод их так любит.

В траве земляника лесная цветет,

В цветках пустоцвета не будет.

Игра «Один – много». Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах

Фиалка — фиалки — фиалок                   фикус — фикусы — фикусов

фуксия — фуксии — фуксий                  кактус — кактусы — кактусов

папоротник — папоротники — папоротников       свет — много света

корень — корни — корней                        стебель — стебли — стеблей

лист — листья — листьев                         бутон — бутоны — бутонов

лепесток — лепестки — лепестков         цветок — цветки — цветков

рассада — много рассады                        вода — воды — много воды 

подоконник — подоконники — подоконников

Упражнение «На­зови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом

Фиалка — фиалочка                          герань — геранька

кактус — кактусик                            корень — корешок (корешочек)

стебель — стебелек                          лист — листок (листик)

бутон — бутончик                              отросток — отросточек

цветок — цветочек                           земля — землица

вода — водичка (водица)                 солнце — солнышко

 

Игра «Посчитай». Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном  падежах

Одна фиалка — две фиалки — пять фиалок.

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение, добавляя к существительному подходящее прилагательное.

Один колючий кактус – два колючих кактуса – пять колючих кактусов

 Так же со словами: цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток.

Пальчиковая гимнастика

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония -

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Все названья помню я!

Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польем,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем!

Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».

Подвижная игра

«На окне в горшочках»

На окне в горшочках                          Дети сидят на корточках,

Поднялись цветочки.                          медленно встают.

К солнцу потянулись.                        Тянутся па носочках, руки

Солнцу улыбнулись.                          вверх, ши­роко в стороны

К солнышку листочки                         Ладони развернуть вверх.

Повернут цветочки.

Развернут бутоны,                               Руки соединить над головой,

В солнышке утонут.                            медлен­но развести в стороны.

Упражнение «Подскажи словечко». Развитие слухового внимания, чувства рифмы.

Слушай, дурень, перестань,                                 

Есть хозяйскую … (герань).                                  

Гуляю на балконе я

Там, где цветет... (бегония).

Раным-рано поутру

Лейку новую беру.

Мне воды не жалко.

Пей, моя... (фиалка).

Из листка на удивленье 

Можно вырастить растение. 

Я сорву цветок, не жалко, 

Будет новая….                          (фиалка).

Пахнет стебель и цветочки,

Опушённые листочки. 

Ты пораньше утром встань 

И полей свою …                          (Герань)

Стихотворения


Щучий хвост
Щучий хвост, господин, 
Ты в горшке ведь не один!
Трудно даже сосчитать – Двадцать тут иль двадцать пять 

Вас, зеленых носиков,
И хвостов, и хвостиков!


Бегония
Какое красивое имя – бегония! Как будто все время куда-то бежит…
Живет на окошке красавица скромная
И убегать никуда не спешит!


Фикус
Ну-ка, фикус, похвались – 
Вот какой огромный лист! 
Сделан будто бы из кожи.
Фикус, мы тебе поможем:
Каждый толстенький твой лист
Вымоем старательно.
Зеленей ты становись,
А ростом – с воспитателя!


Аспидистра
Вот мы – дружная семейка!
Нас запомни поскорей-ка!
Ну а если вспомнишь быстро
Наше имя «Аспидистра» - 
Будет знать вся улица,
Что ты знаток и умница!

Фиалка
Белый цвет и фиолетовый,
Розовый и голубой.
Как, фиалка, разодетый ты!
Мы любуемся тобой.
Г. Ракова


Камнеломка
Родилась в горах высоких,
Любит на камнях расти,
Но решили ее люди
В дом однажды принести.
Камнеломка – невысокий,
Но усатенький цветок.
Весь в серебряных прожилках
Каждый махонький листок.


Алоэ
Алоэ – полезный, целебный цветок,
Но он никогда не цветет, мой дружок.
Из длинных, наполненных соком листочков
Колючки незлые торчат уголочком.



 Китайская роза
В огромном ведре куст зеленый растет,
Цветами чудесными ярко цветет.
Ветвистым, что дерево, куст вырастает.
Китайскою розой его называют.



Каланхоэ
Дерево жизни зовут Каланхоэ.
Это целебный цветок, как алоэ.
На цветоносе цветочки-букеты
Разного-разного могут быть цвета.
Вот нежно-розовый, темно-бордовый,
Вот фиолетовый, бледно-лиловый,
Вот голубой, а вот белый и синий.
Ах, до чего ж Каланхоэкрасивый!


Аспарагус
Что зачудная картина – 
Аспарагус на витрине.
Весь ажурный, весь изящный,
Словно лес весной, прозрачный.
Ветки-ниточки в горшочке
Паутинкою сплелись.
А на веточках – листочки,
Да какие! Приглядись.

Л. Пилипенко

Загадки о комнатных растениях

Без рук, без ног, но двигается.
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет. (растение)

Не крючком плетеную — 
Живую и зеленую. (Традесканция)

Лист с горбочком-желобочком, 
Шипы имеет, а ранить не умеет, 
Зато лечит нас в любой час. (Алоэ)

Вышла балерина:
Блузка, как рябина.
Юбочка лиловая, лента васильковая.

Ножки, как точеные,
Туфли золоченые. (Фуксия)

Стоит мокрый Ванек
В кудрях красный огонек. (Бальзамин)

Щучий хвост
В землю врос. (Сансевьера)


Не подушка для иголок, 
Не ежик, и не елка, Но не даст себя в обиду, 
Потому что весь в иголках. (Кактус)

Раздел: Конспекты уроков для начальной школы (1 класс)
Автор:
Учитель-дефектолог МДОУ "Детский сад №122 комбинированного вида"а
Дата публикации: 17.12.2025
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сажнева С. В. Игры и упражнения по ознакомлению детей с комнатными и садовыми растениями // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/1-klass/file/132313-igry-i-uprazhneniya-po-oznakomleniyu-detej-s-komnatnymi-i-sadovymi-rasteniyami (дата обращения: 18.12.2025)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию