конспект урока Групповые формы работы на уроках в начальной школе
Самая малозатратная по финансовым соображениям и эффективная по развитию критического мышления форма работы в начальной школе является форма групповой работы. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому на каждом из своих уроков я стараюсь применять эту форму работы на разных этапах урока.
Эту форму работы я использую уже несколько лет. За последние 3 года узнала много различных методов групповой формы работы и использую их на своих уроках в начальных классах.
На уроках литературы очень хорошо подходит метод критического мышления «Шесть шляп». На уроке русского языка и математики я часто использую метод «Аквариум», пробовала метод «Броуновского движения», детям очень понравилось, эффективность этого метода увидела уже на следующем уроке, когда учащиеся на другом уроке показали хорошие знания по закреплению темы прошлого урока.
На уроках математики очень популярное задание «Найди ошибку» в группе проходит быстрее и интереснее. Дети стараются объяснить свою точку зрения, доказывают опираясь на полученные знания. Многие слабые ученики, не усвоив тему с первого урока, надо сказать, что в классах сельских школ, слабых учеников не так уж и мало, именно здесь понимают материал гораздо лучше.
В групповых формах работы учитель ставит сильных учеников в такие условия, что им приходится объяснять тему ещё раз, благодаря этому они запоминают прочнее, закладывают в долговременную память новый материал, а слабые ученики начинают осознавать этот материал. Нам известно, что сильные ученики, часто хватают поверхность знаний, схватывая на лету, такие знания быстро забываются. Слабые учащиеся, осознав новый материал, откладывают его в долговременную память. Как показывает практика: контрольные работы за год и на остаточные знания дети пишут плохо, на мой взгляд, только потому, что в своё время знания прочно не вошли в их память. Я думаю, что необходимо использовать групповые методы работы на всех уроках в начальной школе, ведь они способствуют прочному усвоению знаний учащихся.
Важно посадить детей в классе так, чтобы группы были равносильными и неконфликтными. От этого зависит эффективность работы группы. Учитель же здесь играет главную роль, он должен быть тонким психологом и руководителем. Я считаю, что группы должны меняться, хотя бы раз в четверть. В своём классе я это делаю ежемесячно, это для здоровья физического и психологического очень необходимо. Сейчас мои ученики учатся в 4 классе, они сами напоминают мне о том, что пошёл месяц и пора их пересадить, а в 1-2 классах учителю самому надо следить за этим. Не только дети, но и учитель выигрывает от того, что дети постоянно меняют соседей по парте. Кажется, такая мелочь, но моя практика показывает, что эффективность работы класса возрастает от того, что дети меняют круг общения со сменой места в классе, учащиеся хотят общения друг с другом, напрямую сказать стесняются, но учитель, замечая привязанности детей или наоборот антипатии своих учеников, должен во время принимать меры. Тут то и приходит на помощь смена места парты учениками.
Благодаря методам групповой работы, ребята учатся объяснять, доказывать свою точку зрения, выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга. Сначала более шустрые, более уверенные ребята подавляют остальных, не замечая и не прислушиваясь к мнению других, но когда принимают не правильное решение неоднократно, начинают задумываться, а всегда ли я прав. Здесь должен быть начеку учитель. Именно он указывает детям на то, что правильная версия была в их группе, но её не услышали, потому что не настоял говорящий и не смог убедить более уверенного в своей правоте соперника. Как показывает мне моя практика, со временем более уверенный в себе ученик начинает прислушиваться к мнению других, а не уверенный учится доказывать свою точку зрения твёрже и настойчивее. К нему начинают прислушиваться все члены группы, а позднее и весь класс. Так дети учатся быть уверенными в своих знаниях и умениях, но не самоуверенными.
Хочется отметить, что учителю иногда бывает сложно «разрулить» неверно начатое рассуждение в группе, важно заметить неверный ход мыслей ребят на начальной стадии, либо внимательно следить, за тем как продвигается процесс работы в группе. Учителю необходимо быть всегда готовым прийти на помощь ученикам, не навязывая своего решения. Учителю же нужно правильно подбирать задания для групповой работы, чтобы это было и интересно и нужно для усвоения нового или повторения пройденного материала.
Сейчас в помощь учителю появилось много дополнительной литературы, которую я использую на своих уроках. Очень помогает умение работать на компьютере, много проблем у учителя, если нет компьютера дома и в классе. Очень облегчил бы процесс подготовки к урокам компьютер, который стоял бы в классе.
Ещё одна проблема, принтер. Чтобы распечатать карточки с заданиями, иногда приходится задерживаться в школе допоздна, а иногда не можешь их распечатать, т.к. принтер не работает, закончилась краска. Ведь в нашей школе на всех один принтер и краска заканчивается очень быстро, а чтобы приобрести новый картридж, необходимых средств часто нет. Чтобы распечатывать дома затрат ещё больше, взносов родителей недостаточно, зарплата учителей не позволяет тратить много средств на свою работу. В последнее время зарплаты не хватает на семью, не говоря уже о том, чтобы вкладывать её в работу.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Нагайцева С. А. Групповые формы работы на уроках в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/1-klass/file/74932-gruppovye-formy-raboty-na-urokakh-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 15.11.2024)- Притяжение Земли
- Что нужно растениям для жизни
- Однокоренные слова
- Звук и буква Ш
- Белая диковинка. Продавцы на роликах. Знакомство с произведениями
- Однозначные числа
- Письмо строчной буквы л
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5170 пользователей.
Отзывы