конспект урока Родная природа в лирике Сергея Есенина
Тема : Родная природа в лирике Сергея Есенина
Цель: знакомство детей с творчеством Сергея Есенина.
Задачи:
- донести до учащихся красоту поэзии Сергея Есенина;
- развивать навыки выразительного чтения;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- формировать глубокое уважение к родной природе и Родине;
- совершенствовать культуру младшего школьника;
- воспитывать у учащихся эстетический вкус.
Предварительная работа: задание детям - выучить отрывки стихотворений Сергея Есенина о разных временах года.
Оборудование: выставка книг С.Есенина , презентация , видео ролик , компьютер .
Ход мероприятия
- Ведущий: 3 октября исполнится 125 лет со дня рождения нашего замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Он родился в селе Константиново Рыбновского района, Рязанской области.
. Многие стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе - ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли.
Ведущий :Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925 г.)Родился в с. Константиново Рязанской губернии ,в семье крестьянина.
Сергей Есенин писал о себе : «У меня отец-крестьянин, ну, а я крестьянский сын …»
Село Константиново – часть «тропы деревень», протянувшейся вдоль извилистого русла Оки, называемого в народе «поясом Богородицы» .Родители : отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931 г. г.) и мать - Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1865-1955 г. г.).
Ведущий : Отец Сергея Есенина Александр Никитич мальчиком пел в церкви. Он работал старшим приказчиком в мясной лавке, куда в 1912 году поступил работать Сергей, переехав из села Константиново в Москву. Мать и отец Сергея жили в селе Константиново, но его воспитанием занимался дедушка. Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил юного Есенина любить природу и искусство. Не смотря на огромный талант и умственные способности, Есенин, имел только четыре класса образования Константиновского сельского училища, которое закончил в 1909 году с отличием, продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе в 1909-1912 г. г., после чего стал «учителем школы грамоты».
Ведущий :Многие замечательные стихотворения С.Есенина посвящены родной природе.
Ученик 1: Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Ученик 2: На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Ученик 3: И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Ученик 4: А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Ведущий : Впервые стихотворение «Береза» было опубликовано в 1914 году в детском журнале «Мирок», хотя написано было автором еще в 1913 году. С тех пор оно стало широко известным и полюбилось читателю. Стихотворение посвящено красавице-березе. Оно выражает любовь Есенина к природе родного края.
- Исполнение песни «Отговорила роща золотая»
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль.
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь,
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Ведущий :«Отговорила роща золотая»
В этом стихотворении говорит о себе, об ушедшем времени, сравнивает себя с осенней, увядающей природой.
Осенью всегда немного грустно, но поэту дорого каждое время года, даже если нивы сжаты и рощи голы.
Ведущий : Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.).
Ученик 1 :Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Ученик 2:Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Ученик 3 :Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Ученик 4 :Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Ведущий : Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»).
Учитель: Послушайте внимательно стихотворения Сергея Есенина «Бабушкины сказки»:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари?"
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.
Учитель: О каком времени года идёт речь?
Учитель: Верно. Стихи Есенина о зиме необычайно искренние и тёплые. Вот некоторые из них: «Зима», «Заметает пурга», «Бабушкины сказки», «Белая берёза», «Поёт зима – аукает», «Пороша» и другие. Несмотря на то, что зима - это суровое время года, строки согреты особой теплотой. Зима - чудесная пора. Зимой всё вокруг кажется таинственным. В стихах зимнее время пронизано с одной стороны - особой грустью, а с другой - небывалой лёгкостью. Есенин очень любил это время года. Может быть, поэтому, именно в это время он написал многие свои самые лучшие стихотворения.
Ведущий : В своей ранней лирике Сергей Александрович Есенин часто обращается к теме природы и смены времен года. Чтение стихотворения «Зима»
Ученик 1 : Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Ученик 2: Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей "спасибо" за труды.
Ученик 3 : Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Ученик 4 : Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится велой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
Ведущий : Воспоминания о родном селе позволяли Есенину создавать очень чистые проникновенные произведения, который точно передавали его ощущения. Одним из них является стихотворение «Черемуха» (1915 г.).
Учитель: Ребята, прошу Вас рассказать нам отрывки стихотворений Сергея Есенина о весне , которые Вы учили наизусть.
(Дети рассказывают стихотворения).
Ученик 1 :Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила
Ученик 2:Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
Ученик 3:А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ученик 4:Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ученик 5 :Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Ведущий : Черемуха расцветает вместе со всей окружающей природой. Есенин использует богатую цветовую палитру в изображении пейзажа: «ветви золотистые», «зелень», «в серебре». Динамичность общей картине придает струящийся «серебряный ручей», который напевает черемухе «песенки». Тем самым изображение словно оживает, наполняется разнообразными звуками.
Ведущий :Есенин был хорошо образован, много читал, однако совсем не знал языков. Живя за границей, с иностранцами он общался с помощью переводчика.
В период 1923-1925 годов Есениным были созданы лучшие стихотворения и поэмы..
«Весенний вечер»
Ученик 1 :Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Ученик 2 :Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Ученик 3 :Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
Ведущий : А сейчас ребята вы разделитесь на три команды .Каждая команда придумает себе название .
1 команда Творческий Полёт", девиз - "Творчество вечно и прекрасно."
2 команда Литературный Рассвет", девизы - "Рассвет озаряет душу."
"Рассвет озаряет жизнь."
3 команда Вдохновение и Жизнь", девиз - "Вдохновение - основа жизни."
Викторина по биографии и творчеству С.Есенина.
(За правильный ответ команда будет получать один бал .)
1.Где родился С.Есенин? (Болдино, Карабиха, Константиново, Москва)?
2.Продолжите строку: «У меня отец-крестьянин, ну, а я …» (крестьянский, дворянский, купеческий, поповский )сын?
3.На берегу какой реки стоит Константиново? (Волга, Ока, Десна, Угра)?
4.Кем служил поэт в армии, призванный в 1916 году? (Артиллеристом, санитаром, снайпером, пехотинцем)?
5.Что означает название первого поэтического сборника «Радуница»? (Радость, радуга, поминовение умерших, цветок)
Ведущий : Многообразен в лирике Есенина мир растений и животных.
Конкурс Угадайте названия деревьев:
Белая… под моим окном. (береза)
Старый …на одной ноге стережет голубую Русь.(клен)
Облетевший… серебрист и светел (тополь)…
Все пройдет, как с белых…дым (яблонь)
Ведущий : Многообразна цветопись в поэзии .
Конкурс Угадайте цвет.
Будто я весенней гулкой ранью проскакал на…коне.( розовом)
Выткался на озере …. цвет зари (алый)
Луна, как … медвежонок, в мокрой траве ворочается (желтый).
Низкий дом с… ставнями, не забыть мне тебя никогда…( с голубыми)
… лягушкой луна распласталась на тихой воде.(золотою)
О Русь, … поле и синь, упавшая в траву (малиновое).
Отговорила роща… березовым веселым языком.(золотая)
7. Тот, кто видел хоть однажды/ Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой /Ножку рад… (поцеловать)
8. Почему так поэт говорил о своих волосах:
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи,
Я нисколько не чувствую боли.
9Какая главная стихия творчества Есенина?
1Природа +
2Философия
3Кавказ
Конкурс Временна года .
Рассказать выразительно стихотворение:
1 стихотворение об осени
2 стихотворение о зиме
3 стихотворение о весне
Учитель :Через стихотворения Сергея Есенина можно ощутить всю красоту и гармонию окружающего мира.
Ведущий : «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия.» А.М. Горький
Конкурс Сложи пословицы (Каждой команде раздаётся конверт с словами )
Ваше задание: сложить из данных слов пословицы об осени. Помните, ребята, что пословица - это мудрость, проверенная веками. Желаю Вам удачи!
Примерные пословицы:
Осень - время собирать урожай.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Цыплят по осени считают.
Осень идёт, а за собою дождь ведёт.
От осени к лету поворота нету.
(Далее следует выполнение задания и подведение итога работы группы).
Подведение итогов.
Ведущий : Биография Есенина удивительная, но довольно короткая, оборвалась она 27 декабря в 1925 году, в гостинице “Англетер” в Ленинграде на тот момент ему было всего тридцать лет.
Наше мероприятие подошло к концу. Но прощаться с Сергеем Александровичем Есениным мы не будем. Ведь его стихи вам обязательно встретятся или в книге, или в песне и останутся на всю жизнь. Как любимые друзья.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Судакова Е. С. Родная природа в лирике Сергея Есенина // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/1-klass/file/83600-rodnaya-priroda-v-lirike-sergeya-esenina (дата обращения: 14.11.2024)- Оценка продуктивной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ
- Звук и буква Х,х
- Таңертең
- Образование слов с помощью приставки
- Алпаабыт
- Слагаемые. Сумма
- Буква С с
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1906 пользователей.
Отзывы