конспект урока Умение работать с информацией средствами ИКТ
Автор: Наумова Анна Максимовна
4 курс, преподавание в начальных классах, Нижнетагильский педагогический колледж №1.
В статье рассматривается умение работать с информацией обучающихся начальных классов. Особое внимание уделено средствам ИКТ.
Ключевые слова: информация, средства ИКТ, умение работать с информацией, ИКТ.
В наше время мы сталкиваемся с бесконечным потоком данных и ускорением их распространения. В этой ситуации особую важность приобретают навыки, которые помогают эффективно распознавать, находить, анализировать и представлять информацию [1].
Когда младший школьник начинает взаимодействовать с информационной средой, то возникают такие проблемы, которые препятствуют эффективному обучению младших школьников – это информационная неразборчивость и информационные перегрузки.
Эволюция в современном обществе привела к изменениям в системе образования. Важным навыком для учащихся сегодня является умение эффективно работать с информацией.
Рассмотрим определение этого понятия:
Умение работать с информацией – этот навык формируется на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяется при выполнении домашнего задания, предполагает активные действия по поиску, обработке и организации информации. Умение учащегося работать с информацией, рассматривается, как универсальное учебное действие, и представляется, как общеучебное умение [4].
Умение работать с информацией является одним из главных навыков, позволяющих существенно облегчить процессы работы и учебы. Грамотная работа с различными типами данных позволяет существенно сократить временные затраты.
К умениям работать с информацией относятся:
1. Умение искать информацию: ориентироваться в предметной области для функционального поиска, искать объект по известному названию, отбирать релевантную информацию.
2. Умение перерабатывать информацию: анализировать, интерпретировать, переформатировать, обобщать информацию.
3. Умение создавать и представлять информацию: создавать печатное издание на различных информационных носителях, писать доклады, представлять информационный продукт аудитории, создавать электронные презентации.
4. Умение хранить и передавать информацию: накапливать, систематизировать информацию, структурировать информацию в соответствии с характером адресата.
Полученные навыки находят своё применение при выполнении задач, которые требуют активных действий по сбору, анализу и обработке данных для создания собственной информационной продукции (в рамках проекта). Это особенно актуально для задач, где доступна ограниченная информация и требуется дополнительное исследование из различных источников.
Выделим некоторые этапы работы с информацией, которыми должны овладеть учащиеся в начальной школе:
-этап принятия учебной задачи;
-этап поиска информации;
-этап обработки информации;
-этап хранения информации.
На этапе принятия учебной задачи у учащихся формируются умения: осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, выбрать источник информации и оценить его адекватность сформулированному запросу [3].
На этапе поиска информации учащиеся овладевают эффективной работой с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.
В процессе обработки информации учащиеся научатся выделять ключевые моменты от второстепенных, организовывать и модифицировать объем информации в соответствии с учебной целью (с сохранением или изменением системы кодирования).
В процессе сохранения информации учащиеся смогут осознанно и эффективно применять особенности своей памяти при определении способа кодирования данных, предназначенных для временного или постоянного сохранения.
Рассмотрим следующее понятие:
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это обобщающее понятие, описывающее методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Когда младший школьник начинает взаимодействовать с информационной средой, то возникают такие проблемы, которые препятствуют эффективному обучению младших школьников – это информационная неразборчивость и информационные перегрузки [6].
Обучение с применением информационных технологий отличается своей визуальной привлекательностью, насыщенностью информацией, активным взаимодействием, экономией времени как для преподавателя, так и для учащегося. Этот подход дает студентам свободу выбора темпа работы, обеспечивает преподавателям возможность индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, а также предоставляет инструменты для быстрой оценки и контроля за успехами в учебе.
Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к учащемуся, применяя разноуровневые задания [6].
Следовательно, применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной сфере является важнейшим вопросом в контексте современного школьного обучения.
Информационно-коммуникационные технологии упрощают процесс получения знаний, расширяя границы разнообразия образовательных методов, способствуя их индивидуализации и адаптации к различным уровням подготовленности. Они также открывают новые перспективы для взаимодействия всех участников обучения, позволяя создать образовательную систему, где учащийся будет настоящим активным и равноправным участником учебного процесса.
Применение информационно-коммуникационных технологий также открывает возможности для замены множества обычных методов образования. Этот переход демонстрирует высокую эффективность, поскольку способствует поддержанию заинтересованности учащихся в изучаемой дисциплине, а также способствует формированию образовательной среды, которая возбуждает у детей желание учиться [5].
В образовательном процессе, где активно используются информационно-коммуникационные технологии, ключевым элементом становится сам учащийся. Он, опираясь на личные способности и заинтересованность, самостоятельно формирует путь к знаниям.
Средства ИКТ, способствующие формированию умений работать с информацией:
- уроки-презентации;
-электронные учебные пособия;
-интерактивные задания;
- тестовый компьютерный контроль;
- компьютерные дидактические игры и интернет-ресурсы;
- работа с электронными энциклопедиями.
Важнейшим фактором в процессе обучения работе с информацией является выбор технологии, обеспечивающей эффективное овладение навыками информационной грамотности. Для того, чтобы избежать проблемы противоречия между требованиями по организации информации на специальных предметах и уровнем владения учащимися приемами работы с ИКТ, следует использовать методику поэтапного овладения технологией, в которой непосредственное обучение приемам работы с информацией и ИКТ обязательно предваряет их практическое применение.
Список литературы:
- Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. 2005.
- Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
- Дубовая О.В. Использование ИКТ в современной школе / О.В. Дубовская // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. № 1. С. 26-30.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.
- Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
- Костяев А.Е. Использование информационно-коммуникативных (ИКТ) технологий на уроках в школе / А.Е. Костяев // Теория и практика образования в современном мире.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Наумова А. М. Умение работать с информацией средствами ИКТ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/2-klass/file/129193-umenie-rabotat-s-informatsiej-sredstvami-ikt (дата обращения: 05.12.2025)Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2456 пользователей.
Отзывы
