Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Статья по теме "Проблема развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста"

Проблема развития познавательной активности у младших школьников во внеурочной деятельности

Мерзлякова Дарья Аркадьевна

Студентка 4 курса специальности  44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

ГАПОУ СО «НТПК №1»

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема развития познавательной активности у младших школьников во внеурочной деятельности. Анализируются сущность понятия «познавательная активность», её особенности в младшем школьном возрасте и эффективные педагогические условия её формирования.

Ключевые слова. Познавательная активность, младшие школьники, внеурочная деятельность, педагогические условия, развитие интереса и активности, ФГОС НОО.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особую значимость приобретает развитие у учащихся умения учиться, фундаментом которого является познавательная активность. Однако традиционная урочная система не всегда в полной мере способствует раскрытию и развитию этого личностного образования. В связи с этим возникает проблема определения оптимального содержания, условий и средств развития познавательной активности младших школьников именно во внеурочной деятельности, которая обладает большими возможностями для гибкого, личностно-ориентированного подхода [3].

Познавательная активность понимается в современной педагогике как личностное образование, деятельное состояние, выражающее интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания. Это стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление волевых усилий и готовность к учению. Исследователи (Г.И. Щукина, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев) подчеркивают, что активность является неотъемлемым условием любой деятельности и развития личности в целом. Структура познавательной активности включает несколько ключевых компонентов: мотивационно-ценностный - потребности, мотивы, интересы, положительное отношение к учебе.  Когнитивный: качество знаний и умственных операций (анализ, синтез, обобщение). Деятельностный: самостоятельность, творчество, инициативность в реализации своих возможностей. Рефлексивно-оценочный: умение анализировать и оценивать способы и результаты своей деятельности. Основные характеристики познавательной активности – целенаправленность, активность мышления, самостоятельность, интеллектуальная и творческая активность, рефлексивность. Г.И. Щукина выделяет три уровня ее развития: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий, что задает методическую основу для ее диагностики и развития. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития познавательной активности. В это время закладываются и закрепляются постоянные интересы, формируется «умение учиться». Именно на этом этапе познавательная активность может стать устойчивым личностным качеством, характеризующимся инициативностью и самостоятельностью. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО представляет собой обязательную, но гибкую часть образовательного процесса, направленную на достижение личностных и метапредметных результатов. Ее формы (проекты, экскурсии, игры, исследования) предусматривают активность и самостоятельность учащихся, создавая идеальную среду для развития познавательной активности, которая не всегда может быть реализована в рамках урока. Таким образом, развитие познавательной активности - это целостный, динамичный процесс протекающий в специфической образовательной среде внеурочной деятельности.

Согласно методическим рекомендациям Минпросвещения, ключевыми модулями, способствующими развитию познавательной активности, являются: 1. Проектная деятельность, которая развивает исследовательские навыки, критическое мышление и умение самостоятельно планировать и достигать цели. 2. Экспериментальная деятельность, позволяющая учащимся на практике, через опыты и наблюдения, «открывать» новые знания, что порождает радость открытия и стимулирует дальнейший поиск. 3. Интерактивные методы обучения (игры, дискуссии, групповые формы работы), которые обеспечивают высокую степень вовлеченности и эмоциональной включенности в процесс познания [2]. Важнейшей составляющей комплекса является игровая деятельность. Игра, будучи ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, продолжает оставаться мощным стимулом для младшего школьника. Дидактические, сюжетные и соревновательные игры, задачи в стихах, нестандартные занятия – все это, при учете возрастных особенностей, значительно повышает эффективность внеурочной работы. Кроме того, современный комплекс занятий должен интегрировать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), что соответствует интересам современных детей и позволяет представить информацию в увлекательной, интерактивной форме. Не менее важно применение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих необходимую для познания физическую и психологическую комфортность. Таким образом, предмет исследования – это не просто набор мероприятий, а целенаправленно выстроенная система, включающая разнообразные формы, методы и технологии, объединенные общей целью – стимулировать и поддерживать познавательную активность каждого ребенка.

Правильно организованный комплекс занятий выступает основным средством и условием, запускающим и оптимизирующим процесс развития познавательной активности. Эта взаимосвязь реализуется через систему педагогических условий. Первое условие – создание положительной эмоциональной атмосферы. Как отмечал Л.С. Выготский, в основе познавательной деятельности лежит взаимодействие эмоций и мышления. Радость открытия, удивление, «взволнованность» самого педагога создают тот благоприятный фон, который снимает страх ошибки, раскрепощает ребенка и стимулирует его к познанию. Комплекс внеурочных занятий, насыщенный игровыми и творческими элементами, способствует созданию такой атмосферы. Второе условие – учет возрастных и индивидуальных особенностей [1]. Младшим школьникам свойственны высокая эмоциональная возбудимость, потребность в игре, трудности с длительной концентрацией. Комплекс занятий должен быть выстроен с учетом этих особенностей: использовать наглядность, чередовать виды деятельности, включать физминутки. Не менее важен индивидуальный подход, выявление интересов каждого ученика через наблюдение и диагностику, что позволяет корректировать содержание и методы работы в рамках комплекса. Третье условие – целенаправленное стимулирование мотивации и самостоятельности. Цели деятельности должны быть ясными, близкими и достижимыми для ребенка. Использование в комплексе занятий проблемных ситуаций, приемов «отсроченной отгадки», опросов-кроссвордов, создание ситуаций выбора – все это пробуждает внутреннюю мотивацию. Проектная и исследовательская деятельность, являющиеся ядром комплекса, напрямую направлены на развитие самостоятельности, инициативы и творческого подхода. Четвертое условие – личность и компетентность педагога. Именно учитель является ключевой фигурой, которая оживляет любой, даже самый совершенный комплекс занятий. Его увлеченность, педагогическая культура, умение поддерживать доброжелательные отношения и вовлекать в деятельность даже самых пассивных учащихся (опираясь на типологию активности, например, М.П. Дашкевича или Л.Я. Кульбякиной) – решающий фактор успеха. Таким образом, комплекс внеурочных занятий (предмет) является тем инструментом, который, будучи реализованным в описанных педагогических условиях, целенаправленно воздействует на процесс развития познавательной активности (объект), переводя ее с репродуктивного на творческий уровень.

Проведенный анализ подтверждает, что развитие познавательной активности у младших школьников является стратегической задачей современного образования, напрямую связанной с формированием умения учиться. Внеурочная деятельность, обладающая гибкостью, вариативностью и ориентацией на личностные интересы, создает уникальные возможности для решения этой задачи. Теоретически обоснованный комплекс внеурочных занятий, является основой для создания самого комплекса внеурочных занятий выступает эффективным средством развития познавательной активности. Его успешная реализация возможна при создании комплекса педагогических условий: положительного эмоционального климата, учета возрастных особенностей, грамотного стимулирования мотивации и, что крайне важно, при руководящей и вдохновляющей роли компетентного педагога. Взаимосвязь объекта и предмета в данном исследовании демонстрирует, что целенаправленное, системное воздействие на образовательный процесс через специально организованную внеурочную деятельность позволяет не только активизировать познавательные процессы у второклассников, но и заложить прочный фундамент для их непрерывного саморазвития в будущем.

Библиографический список

  1. Добренко Н. П. Повышение познавательной активности младших школьников // Справочник от автор24: сайт. - https://spravochnick.ru/pedagogika/povyshenie_poznavatelnoy_aktivnosti_mladshih_shkolnikov">URL:https://spravochnick.ru/pedagogika/povyshenie_poznavatelnoy_aktivnosti_mladshih_shkolnikov (дата обращения 28.12.2024)
  2. Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования : Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 5 июля 2022 г. № ТВ-1290/03//КонсультантПлюс : дата сохранения : 20. 09. 2023. - Текст : электронный. - URL:https://sh-sayanskaya-r81.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/Pis_mo_Minprosvescheniya_R.pdf (дата обращения 01.01.2025)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31. 05. 2021 г., №286; с измен. и дополн. От 18. 07. 2022 №569, от 08. 11. 2022 №955; нач. действ. док. 17. 02. 2023. - Москва : Ажур, 2023. - 42 с.
Раздел: Конспекты уроков для начальной школы (2 класс)
Автор:
Студент, ГАПОУ СО "НТПК №1"
Соавтор: Мерзлякова Дарья Аркадьевна
Дата публикации: 26.11.2025
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Мерзлякова Д. А. Статья по теме "Проблема развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/2-klass/file/131812-statya-po-teme-problema-razvitiya-poznavatelnoj-aktivnosti-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 05.12.2025)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию