Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Имя существительное

Учитель начальных классов:Воловикова

Светлана Николаевна

 

Методическая тема: «Здоровьесберегающие технологии обучения на уроке»

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Цели: дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»; развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость.

Оборудование: пластмассовые шарика, коврики (для физминуток), карточки со словами: морфология; фрукты, реки, города; снег, заяц, лисицы, дятел; изображение дома с фундаментом; 4 этажа с фундаментом и крышей для постройки дома имени существительного;

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Подравняйтесь. Проверьте свои рабочие места, в порядке ли они? Всё ли для урока у вас имеется?

  1. Гимнастика для пальцев рук.

(у всех на парте лежат пластмассовые шарики)

Для того, чтобы выполнять работу в тетради аккуратно, не уставать, разомнём наши пальчики с помощью пластмассовых шариков. (выполняют гимнастику за учителем).

Запишите число, классная работа.

III. Сообщение темы и цели урока; Словарная работа.

на доске:  М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, ж..лтый, уч..ник, к..рабль, п..тух.

- прочитайте слова.

- Что общего? (это всё словарные слова) Вставляем по ходу пропущенные буквы.

- Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (жёлтый, т.к. это прилагательное, а все остальные слова- имена существительные)

(убираю слово «жёлтый»)

- Кто сможет сформулировать тему урока? (тема урока – имена существительные)

- Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.

- А что вы уже знаете об этой части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет)

- Арина приготовила нам стихотворение об этой части речи, давайте послушаем:

Всему название дано, - и зверю и предмету

Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

- У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ (вывешиваю карточку). У каждой части речи (а какие части речи вы знаете?....) есть свой дом. И вот сегодня мы будем строить такой дом для имени существительного.

  1. Работа по теме.

- У каждого жома есть фундамент, основание. (показываю рисунок с изображением дома на фундаменте).

И в нашем доме ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ является фундаментом. (вывешиваю на доску)

- Для того, чтобы построить первый этаж дома, вернёмся к словарным словам. На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые)

- Это и будет первым этажом для дома имени существительного (вывешиваю первый этаж)

 -Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые.

ФИЗМИНУТКА (Игра на внимание: «Хлопок - молчок») выполняем стоя.

Девочки хлопают( по 1 разу на каждое слово) услышав одушевлённое имя сущ.; мальчики – неодушевлённое.

Кот, мяч, ворона, дом, карась, окно, лопата, дятел, книга, гусь, доктор, стучит, гром, гвоздь, муха, платок, красный.

  • Классификация существительных

- Сейчас будем строить второй этаж для дома имени сущ – го. Мы знаем, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. А только ли предметы обозначает имя существительное? (варианты ответов детей)

- Сейчас и разберёмся в этом вопросе.

Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:

Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ

Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ

Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ

Молоток, топор, щипцы - … ИНСТРУМЕНТЫ

Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА

Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА

Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ

Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

- Подбери ещё названья

Фруктов, рек и городов.

- Итак, запишите названия рек,, городов и фруктов в три столбика (по 3 слова в каждый)

Фрукты:                    Реки:                       Города:

(выслушиваю варианты ответов)

- Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.) (вывешиваю второй этаж дома)

- ФИЗМИНУТКА. Перед тем, как построить следующий этаж, отдохнём. Выполняется зарядка на ковриках

  • Роль существительных в речи и предложении.

на доске текст: Пуш..стый …. (снег) укрыл п..риной поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).

- Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)

- Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)

- Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.

- Обсуждение ответов… (прикрепляю слова карточки.)

- Запишите первое предложение с комментированием.

- Второе предложение записывают под диктовку (текст закрываю)

- Треть предложение пишут по памяти

- Четвёртое предложение распространяют именами прилагательными. (Например: Стучит по стволу толстого дерева пёстрый дятел)

- Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу)

- Дополните этот текст ещё одним подходящим по смыслу предложением. (выслушивание варианты ответов)

- У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту.

  1. Весной животные любят греться на солнце.
  2. Ребятам нравиться кататься с ледяной горы.
  3. Только не спит в своей берлоге медведь.

(Дети доказываю, что именно третье предложение подходит)

- Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены).

 - Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Третье - лисицы)

ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий этаж).

- В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).

 

  1. Итог

Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам. (ученик делает вывод с помощью дома)

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения.

Раздел: Конспекты уроков для начальной школы (3 класс)
Автор:
МБОУ"Лицей №4"
Дата публикации: 07.11.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Воловикова С. Н. Имя существительное // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/3-klass/file/63119-imya-sushchestvitelnoe (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию