конспект урока Сценарий Осенины
ОСЕНИНЫ
Празднично - познавательно - развлекательная программа
1-5классы
Составила воспитатель: Политова Наталья Валентиновна
Цель: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору.
Задачи:
1.Дать представление о русском народном празднике «Осенины»; расширить и обогатить социально-нравственный и эмоциональный кругозор детей.
2.Способствовать развитию творческой самостоятельности в создании художественных образов, используя русские народные песни и танцы.
3.Способствовать воспитанию любви к природе, умению чувствовать ее красоту.
4.Способствовать умению проявлять положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, русский фольклор.
Скоморох 1: Добрый день и поклон вам,
Красны девицы да добры молодцы!
Гости желанные и дорогие!
Давно мы вас ждём – поджидаем...
Скоморох 2: Будьте, как дома, не стесняйтесь,
Радуйтесь осени, забавляйтесь.
Скоморох 1: Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Скоморох 2: Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Скоморох 1: Здесь, для вас, гостей дорогих,
Будет праздник большой –
Праздник радостный!
По обычаю старинному,
Называется Осенинами.
Скоморох 2: Снова осень наступила, стало всё вокруг уныло. Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит.
Скоморох 1: Дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт. Ох, и скучно нам сидеть, да в окошечко глядеть.
Скоморох 2: На завалинках, в светелке, иль на бревнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
Скоморох 1: При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод!
Скоморох 2: Добрым чаем угощались, с мёдом, явно без конфет, Как и нынче мы общались, - без общенья жизни нет.
Скоморох 1: А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши, Словом эти посиделки были праздником души.
Скоморох 2: Наш досуг порою мелок, и чего там говорить Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.
Скоморох 1: Отдых – это не безделки. Время игр и новостей.
Начинаем посиделки! Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!
Скоморох 2: Весна красна цветами,
Зима – белыми снегами,
Осень – щедрыми дарами.
Скоморох 1: Мы сегодня вам расскажем, мы сегодня вам покажем,
Как нас осень удивила, чем она нас одарила.
Скоморох 2: Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Что такое Осенины - это встреча осени на Руси.
Осенины праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.
27 сентября - Воздвиженье. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе были связаны у крестьян со словом "двигаться". Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".
Скоморох 1: В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечали хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещали родителей и поминали тех кто умер.
Вот как встречали на Руси Осень.
Ну а мы с вами встречаем Осень нашей традиционной выставкой поделок из даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас дома или на даче.
Ребята весь урожай уже убран. А какой урожай мы собирали? Сейчас мы вспомним, что растет на огороде?
ДЕТИ: Морковь, свекла, капуста, картошка...
Скоморох 2: Правильно! И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили они друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное; соленья, варенья, всевозможные заготовки на зиму, внуки на несколько дней оставались у бабушки с дедушкой.
Скоморох 1: Мы с вами позовем сегодня в гости Осень. Только мы привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. А у нас сегодня Осень предстанет в виде девочки. Итак, давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!
(Входит девочка Осень и 3девочки осенних месяца.)
ОСЕНЬ: Добрый день, мои друзья!
Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.
Пришла я, ребята, не одна, а со своими помощницами.
Скоморох 2: А как их зовут, вы сейчас отгадаете.
Скоморох 1: Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
Правильно ребята это сентябрь.
Скоморох 2: Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Всё верно, это октябрь.
Скоморох 1: Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Молодцы, правильно угадали, это месяц ноябрь.
(Послушаем, что нам скажут месяцы).
Сентябринка: Я, ребята, Сентябринка.
Паутинка – серебринка.
Листья крашу в яркий цвет –
Лучше красок в мире нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам.
На полях, в садах в лесах
Всё давно уже поспело,
Зарумянилось, созрело.
Начинается страда –
Время дружного труда
Октябринка: Я, ребята, Октябринка.
Золотинка и дождинка.
Много дел и у меня:
Сад дождём я полила,
Ветры буйные, туманы
За собою привела.
Дни становятся короче,
Холоднее с каждым днем,
Скоро, дети, мы капусту
Заготавливать начнем.
Ноябринка: Я, ребята, Ноябринка,
Холодинка и снежинка.
Задремали лес, поляны,
На луга легли туманы.
Спит и пчёлка, и сверчок.
Листьям время опадать,
Птицам время улетать.
Скоморох 2: Спасибо дорогие месяцы, присаживайтесь, с нами посидите, да ладком поговорите.
Скоморох 1: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому? Я вам расскажу.
Сентябрь называли хмурень, ревун, зарёвник.
Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.
Скоморох 2: ОКТЯБРЬ называли позимник, листопад, грязник.
Говорили Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
Скоморох 1: НОЯБРЬ называли полузимник, грудень.
говаривали – Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.
Сентябринка: А теперь друзья мои отгадайте-ка русские народные загадки:
Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)
Октябринка: Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать без горюшка. (лук)
Ноябринка: Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зеленый, завила оборки густо. Узнаешь ее? (капуста)
Сентябринка: Стоит лепёшка на одной ножке. Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (гриб)
Октябринка: Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (лист)
Ноябринка: Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (картошка)
Осень: Круглое, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши. (репа)
Осень: А знаете, ребята, репа была очень важным овощем (помните сказку про Репку?). Дело в том, что наша любимая картошка появилась на Руси на много позже, а до нее главным овощем была репа. Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли с репой пироги, делали репной квас, варили кашу.
Осень: И последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)
Скоморох 1: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Из рябины готовили рябинный квас, слабительный и прохладительный. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу. Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам..
Скоморох 2: По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов. В этот день осуществлялся очень древний обряд - крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах и хлевах.
Скоморох 2: Вот сколько интересного, мы вам поведали, сколько рассказали. А сейчас мы хотим проверить домашнее задание. Нужно было каждому классу разучить и сейчас показать физминутку на темы: «Овощи и фрукты» для различных частей тела и для глаз.
Физминутки по классам
2 класс
Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши)
5 класс
Овощи Ослик ходит выбирает, (Обвести глазами круг.)
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
(Зажмурить глаза, потом поморгать)
1 класс
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)
4 класс
(Поочередно загибать пальцы)
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядочки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать.
3 класс
Физминутка «Овощи и фрукты»
Овощи и фрукты (наклониться вниз, достать до пола руками (огород) выпрямиться, потянуться руками вверх (сад))
Вкусные продукты . (погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
О огороде (наклоны вниз, достать руками до пола (собираем))
И в саду (выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем урожай в саду))
Для еды я их найду. (погладить правой рукой по животику, затем левой)
Скоморох 1: Молодцы ребята замечательно все справились с домашним заданием. А вы, знаете ребята праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. 14 сентября - начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. Подметили: если Семен - день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.
Скоморох 2: По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердным. На Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни, даже заключенных в темницах одаривали подарками. Говорили: от души отдавай не жалей, вернётся вдвое больше.
Скоморох 1: На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
Песня: «Огородная –хороводная»
Есть у нас огород,
Там своя морковь растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, лучок, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
И капуста там растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, капуста, к нам спеши,
Ты немного попляши,
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай.
Вед: Мы и пели, и плясали,
Так, что ноженьки устали!
Но какое веселье без шуточек,
Без потешек да прибауточек?
Скоморох 2: А сейчас для вас задание похитрей!
Есть у меня игра одна,
Под названием «Он – она»!
И пускай играет тот, кто игру мою поймёт:
- Он слон, она?... (слониха)
- Он лось, она?... (лосиха)
- Он ёж, она?... (ежиха)
- Он кот, она?...
Ну, конечно, это кошка!
(Ну, ошиблись вы немножко!)
(Так сыграем ещё раз. Обыграть хочу я вас!)
- Он морж, она?... (моржиха)
- Он заяц, она?... (зайчиха)
- Он олень, она?... (олениха)
- Он бык, она?...
Вам знакомо это слово, ну конечно же корова!
Скоморох 1: Ребята 1 класса приготовили для праздника стихи.
Капуста: Всем известно - без капусты
У тебя в кастрюле пусто.
Коль капусту позабудешь,
Есть борщи и щи не будешь.
Лук: С луком лучше не шути,
Если встретишь на пути!
Хоть я овощ не большой,
Ты наплачешься со мной,
Но не может жить без лука
Кулинарная наука.
Помидор: Я помидор надулся очень важно.
Подходите, коль не страшно.
У меня такие щеки красные,
Из меня готовят блюда разные,
И кладут в различные салаты
Помидоры или же томаты.
Арбуз: Я похож на мяч зеленый,
По бокам - полосочки.
Мяч пустой, а у арбуза
Мякоть есть и косточки!
Яблоко: Яблоко зеленое , красный бок.
В руку прямо с дерева скок – поскок.
Скушайте, отведайте,
Не пройдите мимо,
Всем нужны по осени витамины!
Груша: Если только я созрею,
То вкуснее груши нет.
Вкус медовый, а сама я
- Золотистая на цвет.
Морковь: Я - Морковь – зеленый хвостик!
Принимаете вы гостью?
Все меня, Морковь-сестричку,
Любят дергать за косичку.
Но любому лихачу,
Эх, я понравиться хочу!
Вед. Кабачок: Лег на грядке кабачок,
Тс-с! И лежит себе молчок!
Тс-с! Видно, думает, что тут
Его уж точно не найдут!
А ещё первоклассники споют нам песню.
Звучит песня « Веселый огород»
Веселый, веселый, веселый огород
Здесь каждый овощ песенку поет
У кого дела в порядке
Тот растет у нас на грядке
Кто на грядке растет
С нами песенку поет
Скорее, скорее, скорее становись
И песенкой веселою скорее отзовись
У кого дела в порядке
Тот растет у нас на грядке
Кто на грядке растет
С нами песенку поет
А если, а если, а если ты споешь
То с нами рядом весело на грядке подрастешь.
Скоморох 2: а сейчас нас ждёт игра с листьями на внимание (под музыку)
(Дети ходят вокруг разложенных на полу листьев, пока играет музыка, как только музыка замолкает ведущий говорит слова –
дети выполняют.)
-Раз-два-три! Берёзовый лист бери!
-Раз-два-три! Кленовый лист бери!
-Раз-два-три! Дубовый лист бери!
-Раз-два-три! Рябиновый лист бери!
-Раз-два-три! Ничего не бери!
Молодцы ребята справились с заданием.
Скоморох 1: Ребята, у меня ещё есть игра, и сейчас мы в неё поиграем. Игра называется “Рифмофокусы”. Отвечать можно хором.
Это очень простая игра. Я зачитываю вам стихотворение, а вы должны его закончить быстро и правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём:
Знают Петя и Алена,
Что банан всегда... сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень... кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень... красный.
Огурец возьми любой, Он по цвету... зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он... сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень... горький
Скоморох 2: А моя игра называется – Игра – аттракцион «Вытяни репку»
Возле зрителей на большом расстоянии друг от друга на полу лежат 2 репки (репками могут быть и дети, сидящие на стульчиках, на голове – шапочка репки). У центральной стены стоят в 2-х колоннах играющие: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. По сигналу первыми бегут к репке дедки и, оббежав ее, возвращаются каждый к своей колонне. Берут за руку бабку, оббегают репку, возвращаются. Бабки берут за руку внучек и т.д. Когда все персонажи оббегут свою репку. Они вытягивают ее. Чье звено вытянет репку первым.
Скоморох 1: Игра “Собери картошку”. (по команде дети начинают собирать рассыпанные по полу картофелины. Кто больше соберёт – тот и победил.)
Награждение участников выставки.
Осень и её помощницы раздают по классам приготовленные подарки (фрукты).
Сентябринка: Заглянул сегодня праздник
В каждый дом,
Октябринка: Потому что бродит осень
За окном.
Ноябринка: Заглянуть осенний праздник
К нам был рад,
Осень: Чтоб порадовать и взрослых,
И ребят!
Скоморохи: До свидания, ребята! До новой встречи!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Политова Н. В. Сценарий Осенины // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/4-klass/file/36076-stsenarij-oseniny (дата обращения: 21.11.2024)- Логопедическая викторина
- Самоподготовка
- Имя прилагательное
- Живая вода
- Как человек познает окружающий мир
- Последний звонок
- Разностороннее развитие младших школьников на основе индивидуальных и дифференцированных подходов