конспект урока Человек среди людей
Симонов Максим Олегович
Студент 4 курса
ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»
Технологическая карта урока
Ф.И.О. | Симонов Максим Олегович |
Предмет | Обществознание |
Класс | 6 |
Тема урока | Человек среди людей |
Тип урока | Урок-практикум |
Целевая установка урока, задачи | Образовательные: знать и систематизировать знания по пройденной теме «Человек среди людей», понимать и уметь раскрывать основные понятия по данной теме |
Развивающие: применять знания о качествах личности, возможность найти подход и взаимодействовать. | |
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, уступать и избегать конфликтов.
| |
Планируемые результаты | Личностные: Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Метапредметные: Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | |
Предметные: · Знать: основные понятия к главе «Человек среди людей». · Уметь: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | |
Основные понятия | Межличностные конфликты, общение, средство общения, лидер |
Ресурсы | Учебник Боголюбова «Обществознание» 6 класс п. 6-9, проектор, ноутбук, карточки. |
Технологии | Проблемное изучение |
Ход урока |
Дидактическая | Содержание и деятельность учителя |
| Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
Организационный момент (1 мин) | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | управление своим настроением, умение выражать эмоции. | организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | проявлять интерес к изучению истории. |
Мотивация к учебной дея-тельности (8 мин) | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Организует беседу по вопросам: – Как правильно слушать собеседника? – Какие правила общения через посредника в случае конфликтной ситуации вам известны? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Аргументировано отвечают на вопросы, делают собственные выводы | понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. | самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения осуществляют поиск нужной информации; высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | |
Обобщение и систематизация знаний и умений (24 мин) | 1. Создает условия для защиты презентации и ее обсуждения. 2. Предлагает учащимся разделиться на группы; организует быстрое деление учеников на группы и выполнение практических заданий в группах: 1-я группа – № 1; 2-я группа – № 3; 3-я группа – № 4; 4-я группа – № 5. Проводит обсуждение выполненных заданий | 1. Защищают презентацию по заданной теме и обсуждают полученную информацию. 2. Объединяются в группы, выполняют практические задания, проводят отчет каждой группы, обсуждают полученную информацию | оценивают жизненные ситуации. | дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о межличностных отношениях; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности | |
Итоги урока. Реф-лексия (5 мин) | Задает вопросы: – Столкнулись ли вы с какими-либо сложностями во время выполнения заданий? – Работа какой группы была наиболее интересной? Выставляет оценки | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | понимают значение знаний для человека и принимают его. | прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | |
Домашнее за-дание (2 мин) | § 6–9. Повторение. Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание. |
Задания.
Карточка № 1.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Текст. Современный российский исследователь о малой группе.
Важнейший фактор, от действия которого в сильнейшей степени зависит то, какая перед нами в конце концов окажется личность и какие, стало быть, отношения к разным сторонам действительности ее будут отличать от других людей, - это та малая группа - семья, школьный класс, рабочая бригада, небольшое объединение предпринимателей и т. д. , в которые личность входит и с членами которых она находится в повседневном непосредственном контакте.
По причине этой непосредственности общения каждого с каждым, постоянного выражения ими своих точек зрения на происходящие события как в самой группе, так и за ее пределами, совершаемых на глазах у всех поступков и действий, затрагивающих в положительном или отрицательном смысле интересы каждого, кто входит в группу, эта многоликая и многонаправленная, существующая в материальных и духовных формах жизнь группы оказывает свое обязательное влияние на развитие личности, и оно тем сильнее, чем психологически значимее эта группа для личности. <. . . >.
Специфика межлюдских отношений и их влияние на людей - их носителей заключается еще и в том, что в них не просто один человек контактирует с другим или один человек «относится» к другому человеку как таковому, а они всегда взаимодействуют друг с другом как представители определенных общественных групп - половых, возрастных, профессиональных, национальных и других. Принадлежность же каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы - для мужчины, для учителя, для мужа, для отца и т. д.
Б о д а л е в А. А. Специфика социально - психологического подхода к пониманию личности / А. А. Бодалев / / Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. И общая редакция Л. В. Куликова. - - СПб. : Питер, 2001. - С. 34 - 342.
Вопросы и задания.
1) Какие виды малых групп названы в начале и в конце документа?
2) О каких характеристиках малой группы говорит автор?
3) Чем, по мнению автора, определяется влияние группы на личность?
4) О каких двух формах жизни малой группы упоминается в тексте? Опираясь на известные вам малые группы, приведите примеры каждой из этих форм.
5) Опираясь на имеющиеся у вас обществоведческие знания, назовите понятие, которое автор характеризует в последней фразе приведенного фрагмента.
Карточка № 2.
- Выполните одно из заданий
А. Опираясь на теоретические знания о малых группах и собственный опыт взаимодействия в них, подберите реальные жизненные примеры официальных деловых отношений, неофициальных деловых отношений и отношений эмоционального типа (возникающих в группе симпатий, антипатий, чувства любви, зависти, ревности, желания поддержать или помешать и т. п. ).
Б. Изучая вопрос, почему люди объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе, психологи замечают, что группы помогают удовлетворению таких универсальных потребностей каждого индивида, как потребности во внимании, признании и самовыражении. Опираясь на свой жизненный опыт, докажите, что группы действительно способны удовлетворить эти потребности. В. Изучая межличностные отношения в группе, исследователи отдельно рассматривают отношения дружеские. Так, И. Кон определяет дружбу как «отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов». Какие другие черты дружбы следует назвать, чтобы отделить ее от таких видов человеческих отношений, как товарищество, приятельство?
Карточка № 3.
Представьте, что Вам уже более сорока лет. У Вас не все ладится с работой, есть проблемы со здоровьем. Подумайте, как бы Вы повели себя в следующих обстоятельствах:
а) под Вашими окнами каждый вечер десять горластых мальчишек, сменяя друг друга, играют в футбол;
б) Ваш сын или дочь ежедневно по три часа сидит у телевизора, не радуя Вас своими успехами в учебе;
в) Вы ведете урок, а в классе стоит постоянный шум, и у большинства учеников на лицах написано: я делаю Вам подарок своим присутствием;
г) Вы приходите домой после работы очень уставшим, а никто из Ваших близких не пошевелился, чтобы убрать квартиру или помыть посуду.
Что может возникнуть между Вами и этими людьми?
Карточка № 4.
Используй приведённый ниже алгоритм анализа конфликта и разбери одну из ситуаций.
Ситуации:
а) под Вашими окнами каждый вечер десять горластых мальчишек, сменяя друг друга, играют в футбол;
б) Ваш сын или дочь ежедневно по три часа сидит у телевизора, не радуя Вас своими успехами в учебе;
в) Вы ведете урок, а в классе стоит постоянный шум, и у большинства учеников на лицах написано: я делаю Вам подарок своим присутствием;
г) Вы приходите домой после работы очень уставшим, а никто из Ваших близких не пошевелился, чтобы убрать квартиру или помыть посуду.
Алгоритм:
- Кто конфликтует (участники)?
- Из-за чего возник конфликт?
- Способы разрешения конфликта?
Карточка № 5.
Определите стили межличностных отношений (личные или официальные):
а) друзья отправились вместе в кино _________________________________________________
б) учителя обсудили методы воспитания своих учеников на педагогическом совете ________________
в) мама с дочерью обсуждали, как они будут отдыхать на праздничных каникулах_________________
г) ученица 6-го класса советовалась с библиотекарем о том, какую литературу лучше почитать________________________________________________________________________
д) двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гулянья поссорились и начали драться___________________________________________________________________
е) президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров ___________
ж) учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой ____________________
з) родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю_________________________
и) учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка ______________________
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Симонов М. О. Человек среди людей // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/obchestvo/6-klass/file/51278-chelovek-sredi-lyudej (дата обращения: 22.12.2024)- На пути к жизненному успеху
- Труд и творчество
- Виновен - отвечай
- "Проблема эмоционального общения детей и родителей" - Консультация для родителей
- Веселый внутренний ресурс
- Семья.Семейные отношения
- Введение в обществознание
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 10494 пользователя.
Отзывы