Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Общество как форма жизнедеятельности людей

Класс 8

Тема: Общество как форма жизнедеятельности людей

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

дать целостное представление об обществе и его структуре;

способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;

развитее умения применять полученные знания в новой коммуникативной ситуации;

развитие умения работать в команде.

Ход урока:

Организационный момент

Актуализация знаний учащихся по теме «Быть личностью»

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала.

План:

Что мы называем обществом?

Основные сферы жизни общества.

Ступени развития общества.

Может ли человек жить вне общества?

Работа с учебником с14.

Дети: нет человек не может выжить вне общества, т.к. только в обществе он становится человеком.

Но Робинзон Крузо жил на острове..

Дети: Он выжил потому что у него были знания и навыки разных видов деятельности.

Что такое общество?

Общество — это система связанных друг с другом каким-либо образом людей. Связью общества может служить социальное происхождение индивидов, их интересы, общая работа, выполнение каких-либо схожих обязанностей, работ и просто территориально близкое местонахождение, обязывающее и располагающее к общению.

Общество – это часть материального мира, не разрывно связанное с природой, включающее в себя формы и способы взаимодействия людей.

Первое и, пожалуй, самое важное для историка и этнолога значение термина «общество» — отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей исторического развития. Этот смысл слова «общество» очень часто не отличают от другого его значения — общества вообще, в котором выражается то общее, что присуще всем конкретным отдельным обществам, независимо от их типа, индивидуальных особенностей, времени существования и т.п. А отличать эти два смысла слова «общество» крайне необходимо для любого обществоведа, историка прежде всего.

Взаимосвязи в процессе деятельности называют общественные отношения.

Основные сферы жизни общества.

Задания по группам дайте характеристику:

1группа –политической сфере

2группа –экономической сфере ,

3группа — социальной,

4группа –духовной

На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы — правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества. Эти нормы могут иметь форму:

дозволения, т. е. разрешения вести себя определенным образом; приписанная, т. е. указания на требуемые действия;

запрета, т. е. указания на действия, которых не следует совершать.

Иными словами, социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К числу древнейших социальных норм относятся обычаи. Широко распространены обычаи гостеприимства, уважения к старшим и др. Вы хорошо знаете также традиции празднования Рождества и Нового года. Этим нормам следуют огромные массы людей.

К наиболее значимым относятся моральные и правовые нормы, о которых пойдет речь в следующей главе учебника. Здесь же отметим, что общество через социальные нормы дает каждому человеку образцы поведения. Для каждого человека социальные нормы служат мерой его поведения, которой он руководствуется. А для общества нормы являются критерием оценки этого поведения. Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается, а нарушение некоторых из них может повлечь за собой строгие санкции: лишение свободы и другие наказания.

Ступени развития общества.

Аграрное

Индустриальное

Постиндустриальное

Основные характеристики аграрного общества:

-относительно слабая социальная дифференциация (она, тем не менее, достаточно высока в сравнении с большинством охотничье-собирательских обществ)

-преобладание сельского населения

-основной тип производства — сельское хозяйство

-некоторое развитие добывающих отраслей

-незначительное развитие промышленных отраслей

Аграрные общества трансформируются в индустриальные в результате промышленной революции.

История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.

Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев.

Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.

Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.

Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.

Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.

Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

Для индустриального общества характерны:

- резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства невообразимый в предшествующие эпохи;

-бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения;

-резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни;

-значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами;

-резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; -централизованное государство;

-сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

-Производственным ресурсом становятся информация и знания.

-Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

IV. Закрепление изученного материла.

Ответьте на вопрос:

1. На рубеже XX и XXI вв. наиболее развитые страны мира вступил

а) традиционное общество

б) индустриальное общество

в) информационное общество

г) аграрное общество

2. Первой ступенью в развитии общества было

а) индустриальное общество

б) информационное общество

в) земледельческое общество

г) общество охотников и собирателей

Домашнее задание.

Прочитать параграф 2.

Рубрика в классе и дома № 1, 2.

Рубрика «Говорят мудрые» Написать эссе: «Человек не должен жаловаться на времена — из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его». Т. Карлейль (1795 -1881, английский историк.)

Раздел: Конспекты уроков по обществознанию для 9 класса
Автор:
МБОУ СОШ с. Мокрое, учитель истории и обществознания
Дата публикации: 08.01.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Суровяткина Н. Н. Общество как форма жизнедеятельности людей // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/obchestvo/9-klass/file/37330-obshchestvo-kak-forma-zhiznedeyatelnosti-lyudej (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию