Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Насекомые

Тема: «Насекомые»

Цели: найти  существенные признаки насекомых, отличающие насекомых от других животных.

развивать умение анализировать и обобщать;

воспитывать любовь к природе.

Предметные результаты: знать, что насекомые — это животные, у которых шесть ног;

приводить примеры насекомых;

узнавать насекомых на рисунке;

выявить важнейший признак насекомых;

пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить.

Познавательные УУД:

- формирование умений добывать информацию из иллюстраций, текста,  обобщать полученную информацию;

- моделирование (преобразование в знаковую модель);

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

формирование умения работать в группе, вести учебный диалог, формирование уверенности в себе

Личностные результаты -
нравственно – этическая ориентация.

Средства обучения: учебник,  рабочая тетрадь,  раздаточный материал.

Ход урока:

Организационный момент.

–Здравствуйте! Встаньте в ряд ровно друг за другом, спинки выпрямите. Все ли готовы к уроку? Сели...

И давайте заполним наш календарь природы. (Один у доски, другой у газеты. Заполняем календарь природы: температура, давление, осадки, направление ветра).

- Заполнили. Молодцы.

I. Актуализация знаний.  Мотивация.
Учитель: К нам сегодня в гости пришел гость. Отгадайте кто он?

Ростом мал, но работящий,
И охотник настоящий,
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает. (Муравей)

Учитель: Он просит нас о помощи. У него есть  друзья, но кто они он не знает.

Он принес названия   животных.

Давайте поможем Муравьишке узнать, кто его друзья.

(Предложены карточки со словами:  медведь, муха, пчела, белка, заяц, шмель)

Работа в парах.

Прочитать названия животных. Разложить на группы. Объяснить, почему вы так думаете.  (Дикие животные – медведь, белка, заяц; насекомые – муха, пчела, шмель).

Учитель.- Назовите друзей нашего гостя. (Муха, оса, шмель)

- Как назвать этих животных, одним словом? (Насекомые).

- Назовите, каких ещё насекомых вы знаете? (Стрекоза, бабочка, жук).

-Расскажите все, что вы знаете о насекомых?   (Они умеют летать, ползать;  они  маленькие; живут везде).

Вывод: Муха, оса, стрекоза, пчела, бабочка, жуки – это насекомые. Они умеют летать, ползать;  они  маленькие; живут везде).

II.   Формулирование темы.

- О каких животных мы будем сегодня говорить? (О насекомых)

Каких животных называют насекомыми?

- Узнаем, почему этих животных называют насекомыми?

III. Решение поставленной задачи. Найти  существенные признаки насекомых, отличающие насекомых от других животных.

Исследовательская работа в группах.

Учитель:
- Давайте докажем Муравьишке, что это действительно его друзья, что у них есть общие признаки.

-  Разделитесь по группам.

-Вспомните правила работы в группе.(Работаем тихо, слушаем друг друга, не перекрикиваем друг друга, называем по именам).

-Предлагаю вам стать учеными и определить существенные признаки насекомых.

(На партах у каждой группы иллюстрации с изображениями насекомых и задания к ним).

Учитель:  Внимательно прочитайте задания и ответьте на вопросы.

- Распределение действий между членами группы.

1 группа

Задания:

Прочитайте тест. Расскажите, что нового узнали о насекомых.

Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки).

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары.
Насекомые - маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день.

Только представьте себе, насекомых на Земле больше, чем животных и растений вместе взятых. Некоторые учёные утверждает, что именно насекомые – цари Природы. А еще насекомые — самые живучие существа в мире. Они первыми появились на нашей планете и до сих пор существуют рядом с человеком. Что интересно, у насекомых цветное зрение. А это очень редко в животном мире. Вот мы с вами видим мир многокрасочным, а большинство животных такой способностью не обладают.

Наука о насекомых называется “энтомология”.

Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.

Вывод: Насекомые самая многочисленная группа животных. Они самые живучие. Первыми появились на нашей планете. Наука о насекомых называется “энтомология”.

2 группа

Рассмотрите внимательно этих насекомых. Чем они похожи? Что есть у них, и нет у других животных?
2. Посчитайте количество ног. Проверьте по учебнику с. 9
Вывод: Действительно, это и есть их отличительная особенность – 6 ног.

3 группа

Рассмотрите внимательно  насекомое. Посчитайте сколько частей тела у насекомого? Подпишите части тела. Проверьте по учебнику с. 9

Вывод:  Тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко.

4 группа

Рассмотрите иллюстрации в учебнике с. 9 – 11 Назовите насекомых, жизнь которых связана с землёй. (Медведка, муравьи). Назовите насекомых, жизнь которых связана с водой. (Водомерка, жук-плавунец). Кто из насекомых летает? (Стрекоза, шмель, бабочка, божья коровка, муха, пчела)

Вывод: Насекомые живут везде:  в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.

Группа выбирает отвечающего, он обобщает ответы детей и демонстрирует иллюстрации.

- Ребята, оцените работу своей группы.

Выводы: (на доске)

1 группа:  Насекомые самая многочисленная группа животных. Они самые живучие. Первыми появились на нашей планете. Наука о насекомых называется “энтомология”.

2 группа:  У насекомых 6 ног.

3 группа:  Тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко; есть чувствительные усики»

4 группа:  Насекомые живут везде:  в почве, на земле, в воде, в воздухе.

IV. Первичное закрепление. «Узнай насекомое» ( Р.т. с. 4 № 5)

- А сейчас давайте проверим как вы запомнили представителей группы насекомых и поиграем в игру «Угадай насекомое». (Паук не насекомое, у него 8 ног).

Учитель.
- Ребята, что  помогает их передвижению? (крылья)
- У животных, какой группы тоже есть крылья? (У птиц) Сколько их? (Пара)
- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых? (4 крылышка)
- А что помогает насекомым находить пищу, ведь у них нет носа, чтобы улавливать запах? (Усики)
- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?

Вывод: У некоторых насекомых есть чувствительные усики и крылья.

V. Физкульминутка

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

И.п. - стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

VI.  Коллективная творческая работа. Роль насекомых в природе и жизни человека.

Учитель:

- А сейчас мы попробуем все вместе сочинить сказку. Я начну, а вы продолжите

- Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она?

Сказка «Спор животных»

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми.
Решили тогда животные...
-Что же решили животные?
- Придумайте продолжение этой сказки.

Вывод: насекомые все нужны.

VII.  Самостоятельная работа  по учебнику С.11

7.1 -   Найдите условное обозначение «Выскажи предположение»,  прочитайте вопросы.   (Опыляют растения, дают людям мёд и ценные лекарства, участвуют в почвообразовательных процессах, уничтожают насекомых-вредителей, являются пищей для других животных, да и просто радуют глаз).

Учитель.
- Как человек должен относиться к насекомым?
- А сейчас, ребята, я покажу условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают?

Правила поведения в природе.
-Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
-Не уничтожай насекомых.
-Не разоряй муравейники.

7.2  Сейчас давайте поиграем в игру «Кто чем питается»? (Учебник с. 10-11, хрестоматия С. 71)

а) – Рассмотрите рисунок в учебнике и составьте рассказ о питании стрекозы, комара, шмеля, муравья, бабочки, божьей коровки, тли.

б)– Составьте схему «Группы насекомых по способу питания».

в) Работа со словарем - нектар*, пыльца*,  тля*

– Чем же питаются насекомые?(Стрекоза охотится на комаров. Шмель и бабочка, сидящие на цветках, пьют цветочный нектар и питаются цветочной пыльцой. Муравьи тянут гусеницу. Божья коровка охотится за тлей. Тля питается соками из листьев растений.)

– Самцы комаров предпочитают соки растений, а самки – кровь животных.

7.3  Самостоятельная работа в рабочей тетради. Контроль и самоконтроль.

–  Откройте тетрадь на с. 5 и выполните задание №7.Учащиеся изучают таблицу с названиями насекомых и перечеркивают названия трех растительноядных насекомых.

Р е ш е н и е

Обменяйтесь тетрадями с соседом. Взаимопроверка. (Отметить согласие или несогласие «+», «-»).

- У кого есть вопросы по заданию? У кого задание выполнено с ошибками?

Оцените себя:

- работа выполнена правильно – нарисуйте зеленый кружок;

- у кого есть одна ошибка – желтый кружок;

- у кого две-три ошибки –  красный кружок.

VIII. Викторина «Что это за насекомое?».

Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.

а) Капустница;

б) лимонница;

в) махаон.

Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком.

а) Муха;

б) клещ;

в) комар.

Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.

а) Пчелы;

б) муравьи;

в) стрекозы.

Зеленое  насекомое  с  сильными  челюстями  и  длинными  задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.

а) Кузнечик;

б) блоха;

в) долгоносик.

Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску – желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку – вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение.

а) Оса;

б) бабочка;

в) пчела.

IX.   Итог урока. Рефлексия.
- Кто был героем урока?

-  Ответьте еще раз на тот вопрос, который у нас помещён на доске?

Каких животных называют насекомыми?

- Теперь я знаю, что.....

-Теперь я смогу.....

- Есть ли у вас вопросы, на которые сегодня мы не ответили?

- Почему мы смогли за урок узнать так много? Что помогло? (Работали в группе, помогали друг другу.)

Самооценка.

Мне было легко (трудно)

Работу выполнил сам (нуждался в помощи)

Какой вид работы вам понравился больше всего?

X. Домашнее задание Р.т. С. 4-5 № 6, 8

Раздел: Конспекты уроков по окружающему миру для 2 класса
Автор:
Дата публикации: 24.05.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Славкина А. Н. Насекомые // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/okr-mir/2-klass/file/44958-nasekomye (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию