конспект урока Насекомые
Тема: «Насекомые»
Цели: найти существенные признаки насекомых, отличающие насекомых от других животных.
развивать умение анализировать и обобщать;
воспитывать любовь к природе.
Предметные результаты: знать, что насекомые — это животные, у которых шесть ног;
приводить примеры насекомых;
узнавать насекомых на рисунке;
выявить важнейший признак насекомых;
пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить.
Познавательные УУД:
- формирование умений добывать информацию из иллюстраций, текста, обобщать полученную информацию;
- моделирование (преобразование в знаковую модель);
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
формирование умения работать в группе, вести учебный диалог, формирование уверенности в себе
Личностные результаты -
нравственно – этическая ориентация.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент.
–Здравствуйте! Встаньте в ряд ровно друг за другом, спинки выпрямите. Все ли готовы к уроку? Сели...
И давайте заполним наш календарь природы. (Один у доски, другой у газеты. Заполняем календарь природы: температура, давление, осадки, направление ветра).
- Заполнили. Молодцы.
I. Актуализация знаний. Мотивация.
Учитель: К нам сегодня в гости пришел гость. Отгадайте кто он?
Ростом мал, но работящий,
И охотник настоящий,
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает. (Муравей)
Учитель: Он просит нас о помощи. У него есть друзья, но кто они он не знает.
Он принес названия животных.
Давайте поможем Муравьишке узнать, кто его друзья.
(Предложены карточки со словами: медведь, муха, пчела, белка, заяц, шмель)
Работа в парах.
Прочитать названия животных. Разложить на группы. Объяснить, почему вы так думаете. (Дикие животные – медведь, белка, заяц; насекомые – муха, пчела, шмель).
Учитель.- Назовите друзей нашего гостя. (Муха, оса, шмель)
- Как назвать этих животных, одним словом? (Насекомые).
- Назовите, каких ещё насекомых вы знаете? (Стрекоза, бабочка, жук).
-Расскажите все, что вы знаете о насекомых? (Они умеют летать, ползать; они маленькие; живут везде).
Вывод: Муха, оса, стрекоза, пчела, бабочка, жуки – это насекомые. Они умеют летать, ползать; они маленькие; живут везде).
II. Формулирование темы.
- О каких животных мы будем сегодня говорить? (О насекомых)
Каких животных называют насекомыми?
- Узнаем, почему этих животных называют насекомыми?
III. Решение поставленной задачи. Найти существенные признаки насекомых, отличающие насекомых от других животных.
Исследовательская работа в группах.
Учитель:
- Давайте докажем Муравьишке, что это действительно его друзья, что у них есть общие признаки.
- Разделитесь по группам.
-Вспомните правила работы в группе.(Работаем тихо, слушаем друг друга, не перекрикиваем друг друга, называем по именам).
-Предлагаю вам стать учеными и определить существенные признаки насекомых.
(На партах у каждой группы иллюстрации с изображениями насекомых и задания к ним).
Учитель: Внимательно прочитайте задания и ответьте на вопросы.
- Распределение действий между членами группы.
1 группа
Задания:
Прочитайте тест. Расскажите, что нового узнали о насекомых.
Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки).
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары.
Насекомые - маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день.
Только представьте себе, насекомых на Земле больше, чем животных и растений вместе взятых. Некоторые учёные утверждает, что именно насекомые – цари Природы. А еще насекомые — самые живучие существа в мире. Они первыми появились на нашей планете и до сих пор существуют рядом с человеком. Что интересно, у насекомых цветное зрение. А это очень редко в животном мире. Вот мы с вами видим мир многокрасочным, а большинство животных такой способностью не обладают.
Наука о насекомых называется “энтомология”.
Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.
Вывод: Насекомые самая многочисленная группа животных. Они самые живучие. Первыми появились на нашей планете. Наука о насекомых называется “энтомология”.
2 группа
Рассмотрите внимательно этих насекомых. Чем они похожи? Что есть у них, и нет у других животных?
2. Посчитайте количество ног. Проверьте по учебнику с. 9
Вывод: Действительно, это и есть их отличительная особенность – 6 ног.
3 группа
Рассмотрите внимательно насекомое. Посчитайте сколько частей тела у насекомого? Подпишите части тела. Проверьте по учебнику с. 9
Вывод: Тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко.
4 группа
Рассмотрите иллюстрации в учебнике с. 9 – 11 Назовите насекомых, жизнь которых связана с землёй. (Медведка, муравьи). Назовите насекомых, жизнь которых связана с водой. (Водомерка, жук-плавунец). Кто из насекомых летает? (Стрекоза, шмель, бабочка, божья коровка, муха, пчела)
Вывод: Насекомые живут везде: в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.
Группа выбирает отвечающего, он обобщает ответы детей и демонстрирует иллюстрации.
- Ребята, оцените работу своей группы.
Выводы: (на доске)
1 группа: Насекомые самая многочисленная группа животных. Они самые живучие. Первыми появились на нашей планете. Наука о насекомых называется “энтомология”.
2 группа: У насекомых 6 ног.
3 группа: Тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко; есть чувствительные усики»
4 группа: Насекомые живут везде: в почве, на земле, в воде, в воздухе.
IV. Первичное закрепление. «Узнай насекомое» ( Р.т. с. 4 № 5)
- А сейчас давайте проверим как вы запомнили представителей группы насекомых и поиграем в игру «Угадай насекомое». (Паук не насекомое, у него 8 ног).
Учитель.
- Ребята, что помогает их передвижению? (крылья)
- У животных, какой группы тоже есть крылья? (У птиц) Сколько их? (Пара)
- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых? (4 крылышка)
- А что помогает насекомым находить пищу, ведь у них нет носа, чтобы улавливать запах? (Усики)
- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?
Вывод: У некоторых насекомых есть чувствительные усики и крылья.
V. Физкульминутка
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
И.п. - стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
VI. Коллективная творческая работа. Роль насекомых в природе и жизни человека.
Учитель:
- А сейчас мы попробуем все вместе сочинить сказку. Я начну, а вы продолжите
- Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она?
Сказка «Спор животных»
Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми.
Решили тогда животные...
-Что же решили животные?
- Придумайте продолжение этой сказки.
Вывод: насекомые все нужны.
VII. Самостоятельная работа по учебнику С.11
7.1 - Найдите условное обозначение «Выскажи предположение», прочитайте вопросы. (Опыляют растения, дают людям мёд и ценные лекарства, участвуют в почвообразовательных процессах, уничтожают насекомых-вредителей, являются пищей для других животных, да и просто радуют глаз).
Учитель.
- Как человек должен относиться к насекомым?
- А сейчас, ребята, я покажу условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают?
Правила поведения в природе.
-Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
-Не уничтожай насекомых.
-Не разоряй муравейники.
7.2 Сейчас давайте поиграем в игру «Кто чем питается»? (Учебник с. 10-11, хрестоматия С. 71)
а) – Рассмотрите рисунок в учебнике и составьте рассказ о питании стрекозы, комара, шмеля, муравья, бабочки, божьей коровки, тли.
б)– Составьте схему «Группы насекомых по способу питания».
в) Работа со словарем - нектар*, пыльца*, тля*
– Чем же питаются насекомые?(Стрекоза охотится на комаров. Шмель и бабочка, сидящие на цветках, пьют цветочный нектар и питаются цветочной пыльцой. Муравьи тянут гусеницу. Божья коровка охотится за тлей. Тля питается соками из листьев растений.)
– Самцы комаров предпочитают соки растений, а самки – кровь животных.
7.3 Самостоятельная работа в рабочей тетради. Контроль и самоконтроль.
– Откройте тетрадь на с. 5 и выполните задание №7.Учащиеся изучают таблицу с названиями насекомых и перечеркивают названия трех растительноядных насекомых.
Р е ш е н и е
Обменяйтесь тетрадями с соседом. Взаимопроверка. (Отметить согласие или несогласие «+», «-»).
- У кого есть вопросы по заданию? У кого задание выполнено с ошибками?
Оцените себя:
- работа выполнена правильно – нарисуйте зеленый кружок;
- у кого есть одна ошибка – желтый кружок;
- у кого две-три ошибки – красный кружок.
VIII. Викторина «Что это за насекомое?».
Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.
а) Капустница;
б) лимонница;
в) махаон.
Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком.
а) Муха;
б) клещ;
в) комар.
Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.
а) Пчелы;
б) муравьи;
в) стрекозы.
Зеленое насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.
а) Кузнечик;
б) блоха;
в) долгоносик.
Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску – желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку – вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение.
а) Оса;
б) бабочка;
в) пчела.
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Кто был героем урока?
- Ответьте еще раз на тот вопрос, который у нас помещён на доске?
Каких животных называют насекомыми?
- Теперь я знаю, что.....
-Теперь я смогу.....
- Есть ли у вас вопросы, на которые сегодня мы не ответили?
- Почему мы смогли за урок узнать так много? Что помогло? (Работали в группе, помогали друг другу.)
Самооценка.
Мне было легко (трудно)
Работу выполнил сам (нуждался в помощи)
Какой вид работы вам понравился больше всего?
X. Домашнее задание Р.т. С. 4-5 № 6, 8
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Славкина А. Н. Насекомые // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/okr-mir/2-klass/file/44958-nasekomye (дата обращения: 15.11.2024)- Сценарий экологического мероприятия для 2 класса
- Красная книга. Будь природе другом
- Круговорот воды в природе
- Мен және басқалар
- Природа и рукотворный мир
- Астана – столица Республики Казахстан
- От чего зависит урожай зерновых