конспект урока Вода на Земле
Открытый урок по окружающему миру
во 2 классе.
Тема: Вода на Земле.
Цели: Сформулировать знания о морях и их разнообразии, показать значение морей для
человека; развивать любознательность, коммуникативность, творческое
воображение, трудолюбие, сформировать представление о зависимости
жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды;
потребность в поддержании чистоты морей, развитие памяти, внимания,
логического мышления, читать карту.
Ход урока.
- Орг. момент. Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Проверим?
С усердием трудитесь!
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.
- Актуализация опорных знаний.
Работа в группах. Распределите картинки на 3 группы. Почему так распределили?
( На столах:1 картинка материка, картинка океана, картинки морей (Красное, Желтое, Белое, Черное). Моря не подписаны.
Учитель: Что такое материк?
Уч-ся: Огромный участок суши, который окружен водным пространством, называется материком. Самые большие участки суши- это материки.
Учитель: Каких материков у вас на столе нет? Назовите недостающие.
Уч-ся: Евразия, Африка, Северная и Южная Америка, Антарктида, Австралия)
Учитель: Что называем океанами?
Уч-ся: Большая часть земной поверхности покрытая водой. Это океаны Земли.
Учитель: Все названия океанов у вас на столе? Какие еще знаете океаны?
(Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый,Южный.)
Учитель: Как назвать последние картинки? Послушайте стихотворение –загадку. Что это такое?
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что невкусна-
И горька, и солона.
Уч-ся: Моря.
Учитель: Да, действительно морскую воду пить невозможно, так как в ней растворено много солей. Это примерно спичечный коробок на литровую банку.
- Изучение нового материала. Учитель: Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. О чем мы будем говорить?
Уч-ся: Сегодня на уроке мы будем говорить о морях.
( На доске тема: Вода на Земле. Моря.)
Учитель: Сегодня мы поговорим о некоторых морях. О том, как люди используют моря и океаны в своей жизни. Наш урок будет проходить под девизом:
«Наблюдай и восхищайся
Изучай и береги.»
(Девиз на слайде)
Учитель: Как вы думаете, действительно ли эти моря цветные?
На странице 4 учебника прочитаем задание. Раз уж речь зашла о цвете морей, станем исследователями воды. Ребята как вы думаете кто нам поможет узнать, где находятся моря?
Уч-ся: Лунтик.
Учитель: мы уже путешествовали на уроке окружающего мира с Лунтиком. Что он помог нам создать?
Уч-ся: Карту Солнечной системы. он продолжает путешествовать в космосе.(Слайд- Космический корабль)
Учитель: Лунтик прислал нам из космоса фотографию Черного моря. Исследуйте ее.
Слайд. Фото Черного моря из космоса.
Учитель: У вас у каждого есть карта. Найдите это море у себя на карте. Я уже нашла. Наклеиваю название на своей карте. Вы сделайте то же самое.
Слайд. Дно Черного моря.
Учитель: Исследуйте картинку. Почему оно называется Черным?
Уч-ся: Черным море назвали за темный оттенок его глубоких вод.
Учитель: Черное море стало частью какого океана?
Слайд. Фото Белого моря из космоса.
Учитель: Исследуйте эту фотографию. Найдите это море у себя на карте. Наклейте название. Почему оно называется Белым морем?
Уч-ся: Свое название море получило потому, что большую часть года оно покрыто льдом.
Учитель: Белое море является частью какого океана?
Уч-ся: Белое море является частью Северного Ледовитого океана.
Слайд. Белое море в снегу.
Слайд. Фото Красного моря из космоса.
Учитель: Исследуйте фото на слайде. Найдите это море у себя на карте. Наклейте название. Почему оно называется Красным?
Слайд. Дно Красного моря.
Учитель: Ученые говорят, что Красное море получило свое название из-за водорослей. Вода очень чистая, прозрачная. они окрашивают воды моря в красно- коричневый цвет.
Слайд. Красные скалы, расположенные на побережье моря. Учитель: Красное море является частью Индийского океана.
С космического корабля поступила еще одна фотография. Исследуйте ее.
Найдите это море на своей карте. Как называется ?
Уч-ся: Желтое море.
Учитель: Наклеим название. Это море является частью Тихого океана.
Ребята, как вы думаете, почему оно называется Желтым?
Слайд. Воды Желтого моря.
Учитель: Люди неспроста назвали море Желтым. Цвет воды становится желтым из-за того, что реки, которые впадают в море приносят желтый ил.
4.Прочитаем вопрос на странице 4. Какие из этих морей находятся в России? Работаем в парах по карте России.
У вас на столах название всех четырех морей.
Поднимите карточки с названиями морей, которые находятся в России.
Выйти к доске и показать на ней моря России.
Есть еще море, которое называется Мертвым. Почему оно так называется?
Прочитаем на стр 4.
Слайд. Соленые грибы.
Учитель: Здесь собирают соль. Продают ее. Это самая дорогая соль.
Слайд. В море купаются люди.
Учитель: Это море лечебное. Столько соли нет ни в одном море.
Найдите это море у себя на карте. Приклейте название.
Есть еще одно большое море. Называется оно Средиземное.
Слайд. Фото Средиземного моря из космоса.
Учитель: Исследуйте его. Как вы думаете, почему оно так называется?
Уч-ся: Потому что находится среди земли.
Учитель: Посмотрите на карту, частью какого океана является это море?
Уч-ся: Атлантического океана.
Учитель: На земле около 50 морей. Что мы называем морем?
Уч-ся: Часть океана, вдающуюся в сушу, называют морем.
Физминутка.
Приседание- назову океан.
Наклоны в сторону- назову море.
Учитель: Кто отдыхал на море? На каком? Почему мы отдыхаем на море?
5.Слайд. Курорт.
Учитель: Морской воздух и теплая соленая вода полезна для здоровья. На берегах строят дома отдыха, санатории. На каждой карте есть условные обозначения. На нашу карту нанесем условные знаки. Найдите у себя на столе условный знак «Курорт». Приклеим этот условный знак справа на карту.
Лунтик собирается отдохнуть после полета на море и спрашивает вас какие правила поведения на море надо выполнять? Я буду называть правило, а вы решайте согласны или нет. Зеленый цвет- согласен, красный – не согласен.
Учитель: Плавать под присмотром взрослых.
Покажите фонариками, вы согласны или нет. Купаться в море во время шторма.
Покажите фонариками, вы согласны или нет?
Не плавать далеко от берега.
Покажите фонариками, вы согласны или нет?
Работаем по учебнику на странице 5. Рассмотрите фотографию. Эти волны все на своем пути разрушают.
Как используют моря? Чем богаты моря?
Учитель: Вы назвали не все. Я дополню. Подводный мир растений так же богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть непроходимые леса, голые пустыни.
Ребята отгадайте, что это за слово. Переставьте слоги.
На доске: вородосли (водоросли)
Слайд. Водоросли.
Учитель: Что вы знаете о водорослях?
Уч-ся: Это простейшее растение, которое встречается в воде.
Учитель: Водоросли активно используются человеком. Существует много видов водорослей. У нас в магазинах продается консервированная морская капуста. В ней содержится много минеральных солей, также йод, недостаток которого влияет на умственные способности человека. Даже в соль, которая продается в магазинах, добавляется йод. На побережье морей созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным, на производство пластмасс, даже шампуня и крема.
А как вы думаете, какя чвязь между водорослями и боксерскими перчатками?
Уч-ся: Для набивки перчаток используются морские водоросли.
Учитель. Какой условный знак мы приклеим?
Уч-ся: Водоросли.
Учитель: А теперь станем учеными, которые занимаются изучением морских обитателей.
Слайд. Кальмар.
Учитель: Рассмотрите кальмара. Существуют много видов кальмаров, но есть очень большие. К кальмара десяток щупалец-рук. И все десять прикреплены к голове. На «руках» у кальмара есть присоски, а иногда острые крючья, которыми кальмары ловят свою добычу – мелких рыб и креветок. Из них делают консервы. Посмотрите в учебник.
Какой следующий условный знак приклеим?
Уч-ся: кальмар.
Учитель: Известно, что впервые живые существа на Земле появились именно в воде. Кто всю жизнь проводит в воде? Отгадайте загадку.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком
По Земле не хожу,
Рот есть, да не говорю.
Глаза есть- не мигаю.
Крылья есть – не летаю
Уч-ся: Рыба.
Учитель: Мы умеем образовывать однокоренные слова. От слова МОРЕ образуйте однокоренное слово. Рыба какая?
Уч-ся: морская.
Учитель: Видов морских рыб очень много.
Слайд: Горбуша, минтай.
Учитель: Какой следующий условный знак?
Уч-ся: Рыба
Слайд: Краб.
Учитель: Посмотрите на экран и послушайте загадку. Кто это?
Панцирь на восьми ногах,
Клещи на врагах.
Уч-ся: Краб.
Слайд: Моллюски.
Учитель: Посмотрите, какие разные моллюски. Из некоторых достают жемчужины. Жемчуг бывает белым и черным.
Слайд. Моллюск с черной жемчужиной.
Учитель: Что вы видите на экране?
Уч-ся: Черный жемчуг.
Учитель: Посмотрите в учебник. Картинка 6. Как используют жемчуг?
Уч-ся: Для украшений.
Учитель: Какой следующий условный знак?
Уч-ся: Жемчуг.
Слайд. Янтарь.
Учитель: Посмотрите на экран. Исследуйте янтарь. на морском берегу отыскивают янтарь, - кусочки окаменевшей смолы хвойных деревьев, которые в давние времена росли у моря. Рассмотрите в учебнике пятый рисунок. Как вы думаете, что это такое?
Уч-ся: Это украшение из янтаря.
Учитель: Какой будет следующий условный знак?
Уч-ся: Янтарь.
Слайд: Грузовые и пассажирские порты.
Учитель: По морям и океанам перевозят разные грузы и товары. Путешествуют на морских судах и люди. Для организации перевозки грузов и людей на берегу моря или океана строят грузовые и пассажирские порты.
6.Посмотрите на карту. Что за предметы на карте?
(На карте бутылки, мусор, масляные пятна, мазут, нефть). Как можно назвать все одним словом?
Уч-ся: Это мусор.
Учитель: Почему они здесь?
Уч-ся: Их выбросили люди в воду.
Учитель: Какой вред приносит мусор?
Уч-ся: Загрязняет воды морей и океанов.
Учитель: Какой вред приносят масляные пятна, мазут, нефть воде?
Слайд. Масляные пятна на воде, птицы в нефти.
Учитель: Нефть растеклась по его поверхности маслянистым жирным пятном. Видите, как пострадали птицы. Они не могут летать, крылья слиплись. Гибнут рыбы, водоросли. Они задохнулись, потому что пленка нефти не пропускает в воду кислород.
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы поступает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить десять тысяч товарных поездов. Даже в чистых водах Арктики нашли стиральный порошок. Фабрики и заводы выливают в океаны и моря отходы.
Давайте сейчас очистим наши моря и океаны. Что же в наших силах? Что мы можем делать для морей и океанов?
Уч-ся: Не загрязнять воду в морях и океанах.
Учитель: Воду в морях и океанах надо беречь и охранять от загрязнений. Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду- это, значит, беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Посмотрите на доску. На доске экологический знак. Рассмотрите его. Как назвать его?
Уч-ся: Нельзя загрязнять воду в море и океане.
Учитель: Поместим его на карту.
Д/З: Эту карту вы возьмете домой. Еще раз хорошо ее рассмотрите, запомните местоположение морей.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Пруцакова М. Е. Вода на Земле // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/okr-mir/2-klass/file/52202-voda-na-zemle (дата обращения: 22.11.2024)- Степи и пустыни
- Спутник Земли - Луна
- Что такое погода
- Экологическое воспитание на уроках в начальной школе
- Россия-наша Родина
- Сказочное путешествие «Комнатные растения»
- Вода и ее свойства
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4565 пользователей.
Отзывы