Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Полезные ископаемые

1.Организация класса

- Здравствуйте ребята. Здравствуйте, уважаемые гости! Нашу встречу я хочу начать с замечательных слов

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться «доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера!

- Мы с вами начинаем урок окружающего мира.

-Ребята, чтобы наш урок был удачным и интересным и принёс вам знания мы будем ; рассуждать, думать. Наблюдать. Слушать внимательно друг друга, работать дружно, добывать информацию...)

Итак, начинаем работу: рассуждаем, думаем, наблюдаем, добываем информацию.

2.Актуализация знаний  Слайд 2

-Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

- Я сейчас прочитаю  стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите о чём оно. Слайд 3

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы! (Слайд)
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах. (Слайд)
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина! (Слайд)
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа(Слайд)
Тебе подсунула породу!

- Итак, о чём это стихотворение? Как можно назвать все предметы, которые хранят секреты?

3.Самоопределение к деятельности

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

- Сформулируйте тему урока. “Полезные ископаемые” (Слайд 4).

- Что бы вы хотели узнать по этой теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем?

Как они выглядят?(Свойства)

Где находятся? Как их добывают?)

Как люди используют в своей жизни?

Как надо охранять полезные ископаемые?  схема(доска)

- Я хочу поставить перед вами вопрос на который мы постараемся найти ответ в течении урока? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (Слайд 5).

4.Работа по теме урока.

В названии нашей темы два слова. Давайте посмотрим на состав слова ископаемые.

- А какие можно подобрать близкие по смыслу слова?  (добывать, извлекать).

- Что может человек  добывать? (глину, песок, известняк).

- Для чего человек добывает ископаемые?    (для строительства, получения бензина и тепла ....). Работа по теме урока. -- полезные – значит... нужные, необходимые.

.

- Значит, эти ископаемые человеку приносят пользу, поэтому их называют полезными.

- Что такое полезные ископаемые?  (Слайд 6)

- На экране вы видите схему. Что такое “полезные” и “ископаемые” .

- Теперь откройте учебник на стр. 46, 1 абзац. Попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (Слайд 6 -щелчок).

- Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства).

-  Мы подошли ко 2 вопросу: Свойства полезных ископаемых? Предлагаю поработать в группах. - У вас на столах образцы различных видов полезных ископаемых. Работаем по плану на экране. (Слайд 7)

2.Свойства полезных ископаемых (работа в группах) Гранит  Каменный уголь Известняк (карточка)

1.  В коллекции полезных ископаемых  рассмотрите образец полезного ископаемого. Найдите соответствующую карту для исследования свойств данного полезного ископаемого. Заполните таблицу.

-Мы исследовали свойства --гранита-------------------------

Название полезного ископаемого

Цвет

Состояние

(Твёрдое или жидкое)

Твёрдость

(Твёрдое    Рыхлое)

Прозрачное, непрозрачное

Использование (Топливо, строительство, пища)

4.Расскажите о полезных ископаемых.

Приложение 1                                         План изучения свойств каменного угля.

Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

Где используют ?

(Слайд 8)   1. Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. Применяюсь,  как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей  смолы делают лекарство. Из ка­мен­но­го угля про­из­во­дят пласт­мас­су, смолу, ле­кар­ства, жид­кое топ­ли­во, кис­ло­ту, пи­ще­вую соду, крас­ки и чер­ни­ла. Сам уголь без за­па­ха, но из него про­из­во­дят духи и раз­ные па­ху­чие си­ро­пы для кон­фет и пи­рож­ных. Уголь непро­зрач­ный, но из него де­ла­ют самое луч­шее стек­ло, лег­кое, твер­дое, чи­стое. Еще уголь ис­поль­зу­ют в про­из­вод­стве удоб­ре­ний, от ко­то­рых лучше пло­до­но­сит земля, рас­тут овощи, фрук­ты, зер­но­вые куль­ту­ры. Из угля можно до­быть даже ви­та­ми­ны.

ТорфЭто ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды.

Приложение 1

План изучения свойств гранита

Рассмотрите  кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

Где используют ?

(Слайд 9)  2. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.  Гра­нит -  по­лез­ное ископаемое. Он об­ла­да­ет осо­бой твер­до­стью и проч­но­стью. Его ис­поль­зу­ют при стро­и­тель­стве опор для моста и фун­да­мен­тов для вы­со­ко­го зда­ния. По­ли­ро­ван­ный гра­нит укра­ша­ет полы и лест­ни­цы двор­цов и му­зеев.

Приложение 1

План изучения свойств ИЗВЕСТНЯКА

1.Рассмотрите образец известняка. Определите его цвет.

Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

Где используют ?

(Слайд 10) 3. Известняк образовался из остатков  крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур. Из него делают известь, которая необходима в строительстве в строительстве, и как удобрение.

Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

Самооценка

Работа в парах

- А теперь  возьмите карточку «Приложение 2», внимательно прочитайте и подчеркните свойства полезного ископаемого

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Приложение 2

Рассказ о песке   (Слайд 11)

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц (мелких крупинок). Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

Приложение 2

Рассказ о глине (Слайд 12)

Я твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкая,   и из меня лепят посуду.  Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина- осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Приложение 2

(Слайд 13) Нефть   маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из неё получают бензин, керосин, машинное масло. Из нефти из­го­тав­ли­ва­ют небью­ще­е­ся стек­ло, пласт­мас­су, ко­то­рую ис­поль­зу­ют при стро­и­тель­стве домов, из­го­тав­ли­ва­ют из них ме­бель и де­та­ли для машин, со­зда­ют укра­ше­ния. Залегает глубоко в земле. Нефть – жидкое полезное ископаемое. Её называют « чёрным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких - то живых организмов.  Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.

ФИЗМИНУТКА (Слайд 14)

По дорожке мы шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли,

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот мы в горку пошли.

Пестрых камешков нашли,

А под горку пошли –

Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли.

- Продолжение работы по теме урока

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели  (ьлос).

Приложение 2

Рассказ о соли (Слайд16)

Каменная соль – это природный минерал, который возник в земной коре после высыхания древних морей (испарению древних морей могли помогать вулканы). Это твёрдое вещество в виде кристалликов белого цвета. Чаще всего соль добывают из соляных растворов методом выпаривания воды, а так же разработка шахт. Соль – это не только важный пищевой продукт, но и незаменимый помощник человека в других сферах жизни. Без соли современному человек обойтись не может, а замена ей пока не найдена.

Самооценка

3.Как добывают полезные ископаемые

- Продолжаем добывать знания. Нам предстоит еще многое узнать.

- Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать?

( как добывают)

Я предлагаю поработать с учебником стр.48-49 «Как добывают полезные ископаемые»

Словарная работа(на доске)

- Прежде чем приступить к следующему заданию, поработаем с понятиями:

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы. (Слайд 15)

- Игра «Да – нет» - Поставить знак «+» или «-» в зависимости от правильности предположения

1 . Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями

Полезные ископаемые, залегающие близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров. Для добычи полезных ископаемых, находящихся глубоко в земле, строят шахты. Люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых – это геологи.

5.Нефть и газ добывают только на суше.

Самооценка.

4.Как используют полезные ископаемые?

На стр. 47  прочитать  «Для чего используют полезные ископаемые»

Ребята, скажите  из чего же  получают все металлические предметы.

Не зря варилась в доменной печи

На славу получились ножницы, ключи!(Руда)

Применение железной руды.Из железных руд получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и многие другие металлы. Эти металлы называют цветными, потому что имеют разнообразную окраску. Металлы хорошо проводят тепло и электричество. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра, а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы, электрические провода. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

(Слайд 17)

1.строительство       2.топливо(бензин)      3.газ

4.получение металла 5.пища   6.удобрения

5.Рефлексия    (Стр 30 рабочая тетрадь задание №4. (Слайд 18)

Проверка на экране и выставление себе оценки

Нефть Газ Глина Руда Песок Гранит Торф Уголь Соль Известняк

Поднимите руки у кого «5», «4», «3», «2»Самооценка.

Подведение итогов

- Итак,почему полезные ископаемые играют большую роль в нашей жизни?(Слайд 19)(Схема)

Бережное использование. Вывод     (Слайд20)

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

1.Экономно использовать.
2.Оберегать от пожаров.
3.Соблюдать правила перевозки.
4.Заменять по возможности искусственными материалами.

Выставление оценок

-Вот и подошло к концу наше путешествие в мир подземных сокровищ

Когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

Я благодарю всех за отличные знания, за четкую и активную работу. Все вы были дружными, проявили смекалку, ум, творчество. Спасибо вам за работу!

-На память о нашем уроке я хочу вручить вам   эмблемы «Юных любителей природы».

- Ребята, продолжите фразу: «Сегодня на уроке

Я узнал...

Мне было интересно...

Теперь я могу...

Сегодня я научился...

Меня удивило...

Я попробую...

Мне захотелось...»

Домашнее задание

приготовить сообщение о любом полезном ископаемом, узнать о полезных ископаемых в нашей местности,

прочитать учебник и выполнить задание в тетради.

«Письмо-обращение к людям планеты о бережном использовании полезных ископаемых»

Раздел: Конспекты уроков по окружающему миру для 3 класса
Автор:
Учитель МБОУ СОШ №2 города Петровска Саратовской области
Дата публикации: 16.06.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Куркина Л. В. Полезные ископаемые // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/okr-mir/3-klass/file/46019-poleznye-iskopaemye (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию