Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Московский Кремль

Цели урока:

- познакомить обучающихся с историей Московского Кремля, его архитектурными памятниками;

- знакомить с историческими событиями, связанными с Москвой,

- развивать познавательную активность, пространственное воображение, словарный запас детей, память, внимание;

- формировать интерес к изучению истории через знакомство с архитектурными достопримечательностями;

- воспитывать патриотизм, бережное отношение к историческому наследию России.

Ход урока:

  • Оргмомент.

       Долгожданный дан звонок,

     Начинается урок.

     Он пойдёт ребятам впрок.

     Постарайтесь всё понять,

     Хорошо запоминать.

  • Актуализация опорных знаний и умений.

- В прошлом году мы начали виртуальное путешествие по Москве. Сегодня мы познакомимся с Московским Кремлём, историей его возникновения, его башнями, соборами. Как вы думаете, с какой целью дана нам эта тема? Мы живём в Тольятти. При чём здесь Кремль?          (Главный город нашей страны – Москва. Где бы ты ни жил, в деревне, в городе, на острове Сахалин или на берегу Чёрного моря, ты знаешь, сердце России – Москва.)

- Какие пословицы о Москве вы нашли в разных источниках информации? Высказывания каких людей о столице нашей  Родины понравились?

Москва – всем городам мать.

Москва – всем столицам голова.

Москва – сердце России.

Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Москва веками строилась.

Москва от глаз далека да сердцу близка.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

«Москва  Святой Руси и сердце, и глава!» Ф.Глинка

«Москва! Москва! Люблю тебя как сын…» М.Лермонтов

-  Какой князь основал Москву? (Юрий Долгорукий)

- Что такое герб? (Эмблема)

- А герб города определяет его лицо. Создание городских гербов – дело государственное. Герб должен утверждаться городским советом, являясь официальным символом, а не проявлением частной или групповой инициативы. Вместе с тем, в создании герба призвана принимать активное участие городская общественность. Обсуждение проектов предполагаемого герба должно проходить в условиях самой широкой гласности. Это служит пропаганде прошлого и настоящего родного края, его добрых традиций. Найдите из трёх гербов герб Москвы.

- Гербы  каких городов ещё вы видите? (Тольятти, Самара)

      3.  Изучение нового материала.

           Вопросы учебника:                              

  • Почему Москву так назвали?

(Один ученик готовит сообщение: По одной из версий название города состояло из корней "моск" (на древнеславянском языке - кремень) и "ков" (то есть прятаться). Значит слово "Москва" означало "каменное укрытие" и от города это название перешло и на реку.)

          - Какие места в столице достойны особого внимания?    

(В 1-ом классе мы  рассматривали иллюстрации Спасской башни Кремля,  храма Василия Блаженного, Третьяковской галереи, Царь - пушки и Царь – колокола. Главная площадь столицы – Красная площадь.)

            Чтение текста учебника (стр.98)

            Вопросы учебника:

         - Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре

города? (Город постоянно строился.  Новые дома и хозяйственные постройки возводили вокруг крепостных стен.)

 

          Чтение текста учебника (стр.99)

          -    Почему холм был назван Боровицким?

-         Заглянем в Словарик учебника для объяснения слова БОР* (с.123

Сосновый лес, растущий на песчаных и каменистых почвах)

     -    История Кремля – это история Москвы. Более 860 лет назад князь  Юрий Долгорукий выбрал место для заставы – крепости на слиянии рек Неглинной и Москвы - реки. Первый Кремль был деревянным.

(Слайд № 3)

Во время правления Ивана Калиты взамен старых построили новые крепостные стены «во едином дубу», что значит, из прочного дуба.      Спустя несколько лет князем на Москве стал Дмитрий Донской. Он приказал заменить дубовые стены белокаменными.

(Слайд № 4)

 А когда признали Москву столицей, князем был Иван III. Он стал     называть себя «государём всея Руси». Приказал выстроить крепость из красного кирпича. (Слайд № 5)

Чтение текста учебника с.100 – 101.

Вопросы учебника:

- Расскажи о достопримечательностях Московского Кремля. (Короткие сообщения детей и просмотр презентации)

- У Московского Кремля 20 башен, у каждой из них была своя роль.

     - Самая «старая» башня  – Тайницкая. (Слайд № 6) С неё началось сооружение кремлёвских креплений. Под башней был вырыт тайник-колодец, которому башня и ворота её обязаны своим названием. В случае осады через этот колодец и подземный ход можно было снабжать Кремль водой.

      - Самая молодая и самая маленькая башня Царская (Слайд № 7)  сооружена в 1680 году. Строго говоря, это не башня, а каменный терем, шатёр, поставленный на стене. Когда-то здесь была небольшая деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван IV (Грозный) любил наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади, – отсюда и название башни.

    - Шестиэтажная Троицкая башня (Слайд № 8)– самая высокая башня Кремля. Её высота со звездой со стороны Александровского сада – 80 м.  В 1516 году через реку Неглинную был построен каменный Троицкий мост, а ворота башни служили проездом к хоромам царицы и царевен, ко двору патриарха.

    - Самая маленькая – 13,5 метров – Кутафья башня (Слайд № 9) впереди всех стен стоит. Невысокая, окружённая рвом и рекой, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались, башня была серьёзной преградой для осаждавших.

   - Спасская башня (Слайд № 10) по праву считается самой красивой     башней Кремля. Построил её архитектор П. Солари в 1491 году. Изначально башня  называлась Фроловской, а позднее была переименована в Спасскую в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещённой над въездными  воротами.

-  Храм Василия Блаженного (Слайд № 11) - выдающийся памятник русской архитектуры. Он был построен в 1555-1560 годах зодчими     Бармой и Постником в ознаменование победы над Казанским ханством.

4. Физкультминутка.

 Мы устали, засиделись,

 Нам размяться захотелось.

 Отложили мы тетрадки,

 Приступили мы к зарядке  

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять   руки)

 То на стену посмотрели,

 То в окошко поглядели.

 Вправо, влево, поворот,

 А потом наоборот.       (Повороты корпусом)

 Приседанья начинаем,

 Ноги до конца сгибаем.

 Вверх и вниз, вверх и вниз,

 Приседать не торопись!       (Приседания)

 И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.        (Дети садятся на свои места)

5.  Закрепление изученного.

   А) Блиц – опрос

Этот момент урока требует предварительной подготовки. Учитель показывает презентацию с достопримечательностями Москвы, дети за 2-3 секунды узнают и называют их. Презентация выполнена вместе с детьми в группе продлённого дня. Дети сами выбирали фото для слайдов, приносили книги с фотографиями, набор открыток. На уроке подводим итог этой кропотливой работы.

Ответы к слайдам:

1.     БЛИЦ - Опрос

2.     Спасская башня Кремля

3.     Храм Василия Блаженного

4.     Кремлевский дворец

5.     Колокольня Ивана Великого

6.     Царь – Пушка

7.     Герб Москва, Самара,Тольятти

8.     Царь – Колокол

9.     Храм Василия Блаженного

10.                       Храм Христа Спасителя

11.                       Большой театр

12.                       Московский зоопарк

13.                       Театр кукол им С.В. Образцова

14.                       Телебашня «Останкино»

15.                       Московский Цирк Никулина на Цветном

16.                       Арбат

17.                       Мавзолей Ленина В.И.

18.                       Третьяковская галерея

19.                       Государственный исторический музей

   Б) Самостоятельная работа. Тест (см. Приложение)

        Взаимопроверка в парах.

        Ответы к тесту:

1)    Рисунок № 3

2)    Фото 1 -  Колокольня Ивана Великого

Фото 2 – Большой Кремлёвский дворец

Фото 3 – Спасская башня

3)    Город Москва был основан более чем 860 лет назад на берегах рек Неглинной и Москвы-реки. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий.

6. Подведение итогов урока.

- Много прекрасного в Кремле – за урок  обо всём не расскажешь. Что  нового о Кремле вы сегодня узнали?

7.Домашнее задание:

- Учебник с.98 – 101 пересказ;

- разгадать кроссворд , используя интернет –ресурсы, дополнительную литературу;

- по желанию подготовить сообщение о достопримечательностях Москвы, о которых не было рассказано на уроке, можно сделать небольшую презентацию.

 К 

Раздел: Конспекты уроков по окружающему миру для 4 класса
Автор:
учитель начальных классов МОУ СОШ № 5 г Лыткарино
Дата публикации: 27.12.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Заболотная М. А. Московский Кремль // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/okr-mir/4-klass/file/90536-moskovskij-kreml (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию