Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Конфуцианство: религия или мораль

Конфуцианство: религия или мораль

Confucianism : religion or morality

Сафаргалеев Д. Р.

курсант, Уральский институт ГПС МЧС России

Россия, Екатеринбург

Е-mail: madeinerussia@yandex.ru

 

Кокорин Н. С.

курсант, Уральский институт ГПС МЧС России

Россия, Екатеринбург

Петухова Т. Н.

Научный руководитель, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Уральский институт ГПС МЧС России,

Россия,  Екатеринбург

 

 

Safargaleev D. R.

Cadet, Ural Institute of the state Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

Russia , Yekaterinburg

Е-mail: madeinerussia@yandex.ru

 

Kokorin N. S.

Cadet, Ural Institute of the state Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

Russia , Yekaterinburg

 

Petukhova T. N.

scientific adviser, Associate Professor of the Department of Philosophy and Humanities, Ural Institute of the state Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

Russia , Yekaterinburg

 

Аннотация. В данной статье актуализируется роль конфуцианства в жизни китайского общества. Так же, раскрываются основные принципы конфуцианского учения. Раскрыто и уточнено понятие «конфуцианство». Annotation. This article actualizes the role of Confucianism in the life of Chinese society. Also, the basic principles of Confucian teaching are revealed. The concept of "Confucianism" is revealed and clarified. Ключевые слова: конфуцианство; мораль; религия; духовная культура.

Keywords: the confucianism; the moral; the religion; the spiritual culture.

Вторая половина ХХ – начало ХХI вв. ознаменованы высоким стремлением человечества, стран и государств вернуться к собственным традиционным истокам, возродить и сохранить самобытность своих культур. Китай является ярким тому подтверждением. На сегодняшний день в  Китайской Народной Республике вновь начали возрождаться элементы конфуцианской культуры. Они очень органично вписываются в жизнь современного китайского общества. С течением времени,  развития  социума и культуры, принципы этого учения остаются открытым для  дискуссий и рассуждений, так, как вызывает множество противоречий. Эта бесспорно важная тема продолжает волновать философов, социологов, культурологов и ученых других гуманитарных направлений.

На протяжении более двух тысяч лет конфуцианство было официальной идеологией Китайской империи. Это единственное учение, которое имеет исключительно  китайское  происхождение, получившее довольно широкое распространение за пределами Китая, прежде всего в Корее, Японии и Вьетнаме. В настоящее время оно имеет миллионы последователей не только в  странах Азии, но и всего мира.

Конфуцианство по праву можно считать одним из величайших  достижений китайской духовной культуры. Считаем необходимым конкретизировать и  уточнить само определение. «Конфуцианство – сложный, исторически менявшийся комплекс учений и практик, возводящих свое начало к деятельности китайского мыслителя Конфуция.» [3, с. 255]. Данное определение было предложено российским религиоведом, культурологом, философом религии Андреем Павловичем Забияко. Как специалист в области философии религии и религиоведения он очень глубоко изучал тему конфуцианства и его влияние на общество Китая.   

Основоположником и основателем конфуцианства является китайский ученый пятого века до н. э. Кун Фуцзы. Его имя дословно переводится с китайского языка как «мудрый учитель Кун», а в европейской транскрипции оно передается как Конфуций. Именно под этим именем он вошел в историю, как мудрец, положивший в основу своей философии этические и нравственные принципы поведения.

Его учение сыграло необычайно высокую роль в объединении всего китайского народа. Более того, оно является актуальным и востребованным даже в условиях современного общества.

Основополагающие принципы учения: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; уважать старших по возрасту и званию; сдерживать себя, соблюдать меру во всем; быть человечным; и т.д.

Важное место в конфуцианстве занимает проблема отношения «верхов» и «низов»,  руководителей и подчиненных. Учение призывает к воспитанию в человеке доблести и благородства, верности и патриотизма, уважения, заботы и сострадания к ближнему, вне зависимости от его места, занимаемого в обществе.

Оно так же, самым тесным образом связано с практикой почитания предков. Принцип сыновней почтительности – это развёрнутое учение о почтительности к родителям. В нём гармонично переплелись древние верования и представления китайцев о ритуалах, взаимоотношении между родителями и детьми, об отношении к предкам. В контексте учения Конфуция о человеколюбии этот принцип имел большое значение, отразившее моральные принципы взаимоотношений не только между родителями и детьми, но и между членами общества. Этический аспект стал важнейшим компонентом конфуцианского учения, ведь оно сумело объединить и сохранить в себе общечеловеческие моральные ценности в условиях формирующейся государственности Китая.

В научной литературе конфуцианство рассматривается как этическое, религиозное, и как философское учение. При этом оба эти аспекта не всегда различаются. Говоря о религиозном конфуцианстве, многие авторы включают в него философско-мировоззренческую систему конфуцианства, изложенную в трактате Конфуция «Лунь Юй». Вот краткий отрывок из этого трактата: «Религиозное обоснование стоит за всеми основными предписаниями конфуцианства. Человек должен почитать и слушаться правителя не потому, что у того в руках сосредоточена реальная власть, а потому что правитель – «сын Неба», правящий в соответствии с его волей. Говоря о добродетели сыновней почтительности, конфуцианские тексты указывают, что человек должен почитать отца потому, что отец – это Небо для сына. И так, приводя свою жизнь в соответствие с ритуалом, с конфуцианскими требованиями, человек, по мысли китайского мудреца, начинал жить в гармонии с Богом. Именно эта отсылка на божественный авторитет придавала учению Конфуция особый статус в глазах последователей. Оно воспринималось не как порождение лишь его ума, как бы ни был уважаем учитель, или умов мифических предков, как бы ни были они мудры, но как вечная небесная истина» [4, с. 128].

.

В конфуцианстве отсутствует пантеон божеств,  и нет четкой иерархической системы в сравнении со смежными религиями. Главным конфуцианским аспектом является культ самого Конфуция,  как покровителя культуры, знаний и науки. Это учение изначально было близко к религиозным верованиям, ведь сам Конфуций и его последователи глубоко почитали религиозные устои и  традиции.

До сих пор происходят спорят о том, можно ли считать конфуцианство религией? Ведь по сути оно представляет собой скорее не религиозную систему, а философское учение, в котором важную часть составляют этические и моральные нормы поведения в существующем обществе . Но по степени значения, какую невероятно высокую и столь важную роль играют конфуцианские каноны в жизни китайцев, по силе воздействия на людей и по глубине их веры конфуцианство стоит в одном ряду с мировыми религиями.

Рассмотрим точку зрения Баргачева Б.В. о религиозном аспекте конфуцианства : «Современное видение конфуцианства в западном религиоведении в первую очередь, подчеркивает тот факт, что изучение китайских религий обнаруживает проблему общей теории религии. Поэтому проблема признания или непризнания религиозной природы конфуцианства зависит от концептуальных рамок, т.е. от дефиниции религии как таковой. Здесь ставится под сомнение оправданность деления конфуцианства на различные аспекты – философию, этику и политику» [1, с. 305].  Труды многочисленных философов в полной мере раскрывают понимание конфуцианского религиозно-этического потенциала, но нет однозначного мнения, что это учение по праву  можно считать отдельной религией.

Конфуцианство играет огромную роль и занимает важное место в истории Китая. Его по праву можно считать одной  из главных опор китайской цивилизации. На протяжении длительного времени в Китае  возникали и развивались религиозно-философские, религиоведческие концепции конфуцианства, направленные на понимание его религиозных оснований. Китайские мыслители стремятся выяснить сущностные особенности конфуцианства как религиозной системы, а также ее  функциональную значимость для современного общества. Решение этих вопросов они тесно увязывают с разработкой новых эффективных стратегий развития Китая. «Если западная идеология подчёркивает личность и свободу, то конфуцианство выступает за соединение человека, семьи, государства и всего мира. Только таким путём человек может установить собственные ценности в обществе. Но пропаганда духа коллективизма не означает отрицание права человека на индивидуальный внутренний мир и духовную свободу. Человек не должен превратиться в безликое существо, которое только механически исполняет свои служебные обязанности. Идеальное положение—это достижение равновесия в соотношениях индивида и коллектива, свободы и сотрудничества» [2, с. 81].

Ведущие современные конфуцианцы трактуют учение Конфуция с точки зрения традиционных для китайской культуры позиций этического  универсализма и полагают, что суть конфуцианства заключается в гуманистических ценностях и нравственных нормах.

Китайская религиозно-философская система сосредоточена на представлениях о жизни, человеке, и это обстоятельство детерминирует специфику китайских религий. Главным и основным идейным содержанием конфуцианства является призыв к честному соблюдению законов и порядка, а также воспитание этических,  и моральных  принципов в обществе. И только непоколебимо следуя этим принципам возможно воскресение культуры и обычаев раннего периода можно добиться идеального порядка в обществе.

Список используемой литературы:

1. Баргачева В. Б., Кравцова М. Е.  // Духовная культура Китая, М.: «Восточная литература»,  2007. — 872 с.

2. Васильев В. П. // Религии востока: конфуцианство, буддизм, даосизм, М.: «Амрита»,  2021. —  204 с.

3. Винокуров В.В., Забияко А.П., Лапина З.Г. // История религии, Том 1, М.: « Вече» 2004. — 480 с.

4. Переломов Л. С. // Конфуций. Лунь Юй,  М.: «Восточная литература»,   2010. —325 с.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (25.52 kB)
Автор:
Курсант Ури ГПС МЧС России
Соавтор: Кокорин Никита Сергеевич
Курсант Ури ГПС МЧС России
Дата публикации: 07.12.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сафаргалеев Д. Р. Конфуцианство: религия или мораль // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/orkse/5-klass/file/109206-konfutsianstvo-religiya-ili-moral (дата обращения: 24.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию