конспект урока Роль молитвы в православной культуре
Роль молитвы в православной культуре
Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи!
П. Вяземский
Молитва… Одно из самых прекрасных слов. Сколько ассоциаций рождает оно, сколько непостижимой красоты и гармонии в нем! Ее роль в православной культуре трудно переоценить, а все потому, что молитва является деятельным выражением любви к Богу и исполнением первой заповеди Божией - возлюбить Господа всем сердцем, всем умом, всей крепостию своею.
По христианскому учению Бог есть личность. Между одной личностью и другой возможно общение. И молитва является как раз формой общения человека с Богом. В молитве верующий человек просит и благодарит Бога, советуется с Ним и делится сокровенным. Поэтому вся жизнь православного человека проходит с молитвой. В горе и в радости, при любой опасности, недоумении, проблеме христианин в первую очередь обращается к Богу, единственному, Кто может помочь в любом, даже самом безвыходном, положении.
Лучшее объяснение роли молитвы в православной культуре мы находим у святых отцов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих трудах разъяснял значение молитвы для христиан и отмечал, что всякое исполнение заповедей Божиих и совершение добрых дел нужно обязательно сопровождать молитвой, ибо «молитва есть мать всех добродетелей» . В трудах Иоанна Лествичника читаем : «Молитва есть общение и единение человека с Богом». «Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу»,- говорил святой Иустин Попович. Молитва есть дыхание духовного человека. В сердце монаха всегда звучит Иисусова молитва. Душа, любящая Господа, хранит эту любовь в сердце, уме и на устах.
Не хотеть молиться – значит не хотеть быть с Богом.
Дар молитвы - особый дар, который открывается только чистым сердцам. «Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?», - наставляет Иоанн Златоуст. Говоря о необходимых условиях для правильной и успешной молитвы, святые отцы указывали, что она должна приноситься человеком, имеющим раскаяние о своих грехах, свободным от негодования и раздражения, простившего всем, кто его обидел, и примирившегося с теми, кого обидел он. Стоишь на пороге высокого мира, дивишься мудрости и прозорливости светочей духовной культуры!
Православный люд испокон веков славился как искусный мастер народного молитвенного слова. Пословицы и поговорки, как россыпи полевых цветов, украшают поляны простого человеческого бытия:
С молитвой в устах, с работой в руках.
Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы.
Коротка молитва «Отче наш», да спасает.
Материнская молитва со дна моря вынимает.
Нет добра от драки, нет худа от молитвы.
Не для Бога молитва, а для нашего убожества.
Сила молитвы нашла широкое отражение в шедеврах православной культуры. В литературе есть особая тема: молитвы русских поэтов. Ведь русская литература всегда тяготела к осмыслению жизни через евангельские ценности. Поэтическая молитва – это художественное высказывание, направленное к Богу. Попробуем услышать «созвучья слов живых» и погрузиться в тайны поэзии, освещенные молитвенным словом.
Александр Сергеевич Пушкин облек в эту форму великопостную молитву святого Ефрема Сирина. Это произведение "Отцы пустынники и жены непорочны...":
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Молитва поэта вмещает в себя бесконечно много граней человеческой души: от надежды и веры на бескорыстную любовь до невыразимого покаяния и надежды на спасение и очищение.
«В минуту жизни трудную» обращается к этой форме и М. Ю. Лермонтов.
Как тайной для самого поэта остается сила воздействия слов молитвы: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них».
В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» он в каждом дуновении ветерка, в каждом колоске, в каждой частице мироздания видит ту силу, которая сотворила эту неземную красоту:
Тогда смиряется души моей тревога
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
В 1837 году Лермонтов снова называет свое стихотворение "Молитвой" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."). Навеки задышала она в русском стихе:
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную (...)
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Как лиричен, народен, притягателен образ пресвятой Богородицы, когда к нему в кроткой молитве обращается мятежная душа поэта-романтика!
Анна Андреевна Ахматова называла себя поэтом. Ее жертвенность и преданность своей стране, людям, живущим в ней, не знает границ. Она готова отринуть всё, что ей даровано Богом, взамен счастливого будущего своей Родины:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Это строки сложно воспринять и оценить только как стихотворение. Это действительно молитва, искренняя и сердечная, и в груди забились «благодатных слез ключи»!
«Негромкая тайна православной молитвы состоит в том, что она, как праща, отправляет человека к Богу», - утверждал схиархимандрит Эмилиан (Вафидис).
Все начинается с молитвы!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Щедрова И. В. Роль молитвы в православной культуре // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/orkse/5-klass/file/115327-rol-molitvy-v-pravoslavnoj-kulture (дата обращения: 21.11.2024)- Интегрированный урок православной культуры и геометрии СВЯТОЙ ХРАМ
- Образцы нравственности в культуре Отечества
- Православное учение о человеке
- Семья
- Преображение Господне
- Добро.Зло.Совесть
- Справедливость
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3755 пользователей.
Отзывы