статья Музыка-язык души,чувств и настроений
« Музыка - язык души, чувств и настроений»
Из глубины веков к нам пришли античные мифы, которые были созданы народной фантазией. Древние греки верили, что на вершине священной горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки - девять дочерей владыки богов Зевса. Каждая муза ведала одним или несколькими искусствами. Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары. Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям. Древние не в силах были понять, как возникали те или иные явления и все объясняли непостижимой волей богов. Со временем люди пришли к идее, что искусство есть особая форма отражения действительности в сознании людей. Оно всегда несет людям радость познания, зовет к раздумьям, к сопереживанию увиденного и услышанного. Но ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она главным образом обращена к чувствам людей.
Музыка, одним сочетанием звуков способна вызвать у людей любые переживания. Искусство музыки - это искусство организованных, упорядоченных звуков. Они имеют определенную высоту, ритм, лад, гармонию, тембр. Эти звуки не имитируют звучания природы в их чистом виде, а выстраиваются композитором в звукоряд по простым, но очень точным правилам. Эти звукосочетания передают состояние души человека, слушающего шум ветра или морской прибой. «Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем ее постигает разум», - утверждал Ромен Ролан. В музыке, особенно в сложных ее жанрах, например в симфонии, можно отобразить очень широкую картину действительности, хотя композитор и исполнитель не пользуется кистью художника или резцом ваятеля. Слушатель «домысливает» недостающее, «дорисовывает» в своем воображении слышимое. Приведенные в систему звуки могут раскрыть перед нами контрасты и противоречия целой эпохи, показать радостные и грустные стороны жизни, воспроизвести не только эмоции человека, но и его характер, положение в обществе, национальные черты. При всей своей эмоциональности, музыка лишена конкретности, досказанности, и чтобы «увидеть» что-то в ее звучании, надо прибегнуть к помощи фантазии.
В произведении современного композитора Андрея Шушкова «Утреннее настроение» утро — это образ рассвета, образ начала, образ надежды. К этой теме в своих произведениях обращались многие известные композиторы: Э.Григ, П.И.Чайковский, С.Прокофьев, Глиэр, Мусоргский. Чтобы передать ощущение свежести, хрупкости, чистоты летнего утра, Андрей Шушков использует всю привлекательность и обаяние ритмических, гармонических и интонационных оборотов джазовой музыки. Слушая это произведение, можно представить легкий рассеивающийся туман, утреннюю дымку, из которой сначала неясно, а потом все четче (музыка становится все ярче) прорисовываются очертания какого-нибудь пейзажа. А могут возникнуть и иные образы. И они будут связаны не с конкретными изображениями и картинами, а лишь с ощущениями и настроениями утра, хорошо нам знакомыми. Настает пробуждение, утренняя прохлада и свежесть вызывают смутные, неясные чувства , на смену которым, вместе с солнечным теплом, приходят надежды и мечты...И все это может быть связано не со зримыми картинами, а лишь с памятью наших чувств, ощущений, настроений.
А сейчас мы перенесемся в солнечную Италию. Эта удивительная страна подарила миру непревзойденных мастеров в области музыкального искусства. На творчество итальянских гениальных композиторов оказывала влияние народная культура, в том числе и мелодичные итальянские песни. Почти все они имеют авторов, что, впрочем, не мешает называться им народными. Вероятно, это связано с природной любовью итальянцев к музицированию. В эпоху Возрождения среди жителей Италии распространилась мода на бытовое музицирование. Простые горожане собирались в кружки любителей музыки, где играли на различных инструментах, сочиняли слова и мелодии. С тех пор песни получили широкое распространение среди всех слоев населения и зазвучали в Италии повсюду. Итальянская народная песня «Счастливая» относится к любовной лирике. Юная итальянка гуляет среди ромашек и фиалок, слушает щебетанье птиц и поет им о том, как счастлива и что желает вечно любить только их. Девушка не влюблена пока ни в кого и потому считает себя самой счастливой и “прелестней всех цариц”. Светлая, плавная мелодия песни, повторяющийся ритмический рисунок, прозрачная фактура аккомпанемента передают состояние безмятежности, счастья, наслаждения жизнью, природой и всеми, кто окружает юную девушку.
Обратившись к теме «Музыка - язык души, чувств и настроений», невозможно не коснуться романсового творчества Николая Андреевича Римского-Корсакова. Это известный русский композитор, родился в 1844году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Римский – Корсаков был профессором консерватории, одним из руководителей придворной певческой капеллы, инспектором военных оркестров Московского ведомства, выполнял огромную работу по завершению музыкальных творений своих умерших товарищей – Мусоргского и Бородина. Им написано 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов.
Романс «Звонче жаворонка пенье» на слова А. Толстого полон энергии, чувства весеннего обновления и радости восприятия мира. Вдохновение, душевный подъем сопоставляются с красотой ясного неба. Этот романс пленяет непосредственным душевным порывом, жизненной полнотой, устремленностью к счастью. Он написан как бы на одном дыхании. Непрерывно звучащий в движении триолями аккомпанемент словно передает взволнованное биение сердца, поддерживая выразительную, гибкую мелодию.
Романс Римского-Корсакова «Звонче жаворонка пенье» является символом весны, радости, символом жизнеутверждающего начала.
Список использованной литературы
1.Музыкальная жизнь №22 - М.- Советский композитор, 1984
2.Нейгауз Г.Г. Избранные статьи –М. – Советский композитор, 1983
3. Исаева Н.А. Музыка-язык души , 2015
4. http://penisola.org/kultura/muzy-ka/ital-yanskaya-narodnaya-pesnya.html
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Бодалева Р. Х. Музыка-язык души,чувств и настроений // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/100602-statya-muzyka-yazyk-dushi-chuvstv-i-nastroenij (дата обращения: 14.11.2024)- Алгоритм работы воспитателя
- Русский народный костюм Юга России
- Организация исследовательской деятельности как направление работы с одаренными детьми. Из опыта работы учителя истории Кузнецовой Л.М
- Организация исследовательской деятельности обучающихся в условиях ГБОУ Шебекинская гимназия-интернат
- География в условиях перехода к ФГОС
- Финансовые задачи на уроках математики как один из факторов формирования культуры здоровья обучающихся
- Методы обучения и их классификация
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 13006 пользователей.
Отзывы