Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Патриотическое воспитание на уроках художественно-эстетического цикла и во внеклассной работе

Включает методическую разработку

Патриотическое  воспитание  на уроках  художественно-эстетического цикла   и  во внеклассной работе.                                  

                                                                 Доклад  к  педсовету

                                                                Подготовила учитель технологии, изобразительного искусства, руководитель кружка  « Память» УВК №1 г. Шахтерска  Лапенко Г.М. 

                           В настоящее время патриотическому воспитанию  следует уделять особое внимание. Это обусловлено  многими экономическими, социальными , политическими и культурными изменениями, происходящими сегодня в нашей жизни.

                        Удивительно красиво  сказал  о чувстве  патриотизма в книге « Как воспитать  настоящего человека» выдающийся  педагог В.А. Сухомлинский: « На мой взгляд, исключительно важно то, чтобы с детства у человека была духовная жизнь в мире нравственных ценностей – святынь нашей идеологии, нашего Отечества, нашей истории, нашего народа. Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться  в изумлении, восхищении,  одухотворении красотой человека и красотой идей, в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества.

                         Школа как социальный институт, своим главным предназначением обучать  и воспитывать, располагает к тому, чтобы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит и Отечества.

                         В современных условиях, когда с одной стороны возрождаются национальные традиции  в культуре и искусстве, а с другой - размываются  духовные ценности, создаваемые веками, заметно снизился интерес к героическим страницам нашей истории, культурным достижениям народа , все активнее пропагандируются         материальные блага как неоспоримые ценности, патриотическое и нравственное воспитание приобретает  особую остроту.

                      Волею судьбы  я уже много лет- учитель трудового обучения, изобразительного искусства, руководитель кружка. Это предметы художественно- эстетического цикла , а значит и развивающего. Считаю, что именно эти  предметы,  при творческом  отношении к ним учителя,  всегда  выполняли и  выполняют важнейшую роль в патриотическом и нравственном воспитании  школьной молодежи.

                    Патриотическое воспитание  - это решение задач обучающего,  воспитательного  и развивающего характера. Воспитывать патриотизм  у детей - означает  развивать их любовь  к знаниям , стремление  больше знать и уметь ,  активно  участвовать  в жизни ученического коллектива.  Воспитывать чувство  патриотизма  все равно, что воспитывать такие качества как любовь, честность, доброту, трудолюбие, справедливость, духовно-нравственные  ценности.

                        Эстетическое, духовно-нравственное, патриотическое воспитание  неразрывны  в формировании  полноценной , гармонической личности.

                        Как на уроках  трудового обучения, так и  на уроках изобразительного искусства, помимо  образовательных задач  особое место  уделяю  воспитательным  аспектам, т. е. изучению во время занятия таких понятий  как   гуманизм, толерантность, этические нормы поведения, уважение к труду  и           окружающим  людям, любви  к родным, к Родине, к традициям  своего народа.       

                         Главными направлениями  методической системы  развития у учащихся  патриотических чувств на своих уроках выделяю:

                    -  развитие духовного мира ребенка;                                                                                                 - стимулирование  эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, семье, родному городу, родному краю;                                                                                             - развитие умения видеть в окружающей  действительности яркие примеры для создания  творческого рисунка, творческого изделия;                                                                                        -  стимулирование творческого труда.

                         Школьные курсы  изобразительного искусства  и технологии  в значительной мере содействуют формированию патриотических чувств: уважения и любви   к Родине, к  земле, на которой  родились и выросли, стремление сберечь и защитить ее. Учу  детей  наблюдательности, неравнодушию, умению восхищаться, радоваться, ценить  красоту, любой труд  - свой и окружающих   людей. 

                        Дети с любовью рисуют уголки родной природы , свой  дом, портреты своих друзей  и одноклассников. Очень интересной для детей  была тема «Народный национальный  праздничный костюм» ( 5 класс).  С огромным  вдохновением дети  выполняют рисунки к традиционным праздникам нашего народа – пасхе, масленице, Дню победы, Дню освобождения Донбасса. Ежегодно принимаем  участие  в  выставке- конкурсе  «Детские краски Донеччины», занимаем призовые места.

                        Проводим недели  трудового обучения, изобразительного искусства.  Стенды    «Как прекрасен этот мир»  и  «Мир глазами детей»   демонстрируют  творческий потенциал детей, их эмоциональный  настрой, любовь к своей  природе, семье,   школе, родному краю. Самые активные и талантливые «художники»  награждаются грамотами.

                          Мастерская  трудового обучения  также   располагает к творческому труду :   здесь такое обилие   различных творческих изделий, образцов по различным видам декоративно-прикладного творчества, программных изделий, различных дидактических материалов, полуфабрикатов. Особенно  ценны  для детей  изделия  и  экспонаты, выполненные их же руками. Дети гордятся тем, что их изделия  занимают достойное место  в  мастерской  и  служат  не просто экспонатами, а и помогают  учебному процессу, общему творческому подъему.       Ценим  также  изделия  от  мам, бабушек, прабабушек. Многим изделиям мы дали  вторую жизнь : это скатерти, рушники, салфетки, панно.

                          Особенное  внимание уделяем наиболее традиционным  видам народного творчества: народная вышивка, народная кукла, вязание, изготовление оберегов. Стараюсь на таких уроках акцентировать внимание детей на красоте изделия, созданного своими руками, на его ценности  как образца народного творчества. Обучающиеся   бережно, с любовью, относятся  к изделиям своих мам, бабушек,        к традициям нашего народа.

                         Программа дополнительного образования  кружка  военно-патриотической направленности  «Память» (для учащихся 5-9классов), разработанная  мною  в 2015-2016уч.г., позволяет работу в школе по патриотическому  воспитанию детей    активизировать  и  систематизировать. Основные разделы программы:

                      Р.1  История страны - история семьи.

                      Р.2. Школа – родной дом.

                      Р.3. Родной  край. 

                      Р.4. Таланты, творчество и традиции  родного края.

                           Стали  традиционными  в школе  недели трудового обучения,  проходящие    интересно, креативно. Это и организация  выставки - отчета творческих детских изделий, участие  в различных конкурсах, соревнованиях, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок. У детей  воспитываются  ответственность, старательность, коллективизм, любовь к творческому труду, уважение  к разным видам  деятельности, к труду окружающих их  людей.

                          На  протяжении  многих  лет  ежегодно принимаем  участие  в  городских,   областных  и  республиканских выставках  декоративно-прикладного творчества,     отстаивая честь  родной школы .

                    

                    Участие в  выставках  декоративно-прикладного творчества разных уровней  (начиная со школьного, заканчивая республиканским). Во всех выставках занимали призовые места:

                     -  « Мы все можем»                                                                                                                   -  «Тайны народных ремесел»                                                                                                 -  «Знай и люби свой край»                                                                                                                                    -  « Творчество юных Донбассу»                                                                                     -  « Сюрпризы осени»                                                                                                                  -  « Зимние узоры»                                                                                                                                      -  « Елочка, живи1»                                                                                                                 -  «Сохраним первоцветы»                                                                                                                         -  «Сердце Республики  и др.

                       Считаю, что участие в таких выставках, само название которых говорит об их патриотической  направленности, способствует воспитанию любви  к природе, родному краю,  семье, школе, Родине.

                       Одним из важнейших направлений патриотического воспитания школьников является поисковая  работа. Ветеранов Великой Отечественной войны осталось очень мало.  Некоторые живут  у нас на  поселке. В школе необходимо активизировать работу по оказанию действенной помощи ветеранам и участникам войны.

                        Чем бы мы не занимались, мы всегда возвращаемся  к своим истокам, к своим традициям.  Наша задача, задача учителей школы - формировать в детях  такие важные качества как доброта, великодушие, сострадание, патриотизм; научить  их почувствовать связь поколений, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, природы, понять их уникальность. В любой, выбранной нашими  выпускниками   профессии,  весь накопленный в школе  багаж  знаний  и умений  поможет  им стать  хорошими профессионалами, высоконравственными, культурными  личностями, патриотами  своего края, народа, своей  Родины,  хорошими достойными людьми.

                     

                                                                      

                   

                                                                                                                                                                            

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (22.45 kB)
Автор:
Учитель технологии МБОУ " Шахтерский УВК №1"
Дата публикации: 29.12.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Лапенко Г. М. Патриотическое воспитание на уроках художественно-эстетического цикла и во внеклассной работе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/100789-statya-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokakh-khudozhestvenno-esteticheskogo-tsikla-i-vo-vneklassnoj-rabote (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию