статья Темперамент ребенка
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мне хотелось бы рассказать Вам о такой психологической характеристике как темперамент.
Темперамент — это врожденное качество. Вернее, отчасти он формируется до 3-6 месяцев.. Изменить его нельзя, а вот научиться с ним считаться можно и нужно. Темперамент определяет то, как ваш ребенок общается, играет и учится, как переживает неприятности и даже как двигается! Но принадлежность к тому или иному типу темперамента — отнюдь не «диагноз» и не показатель нравственных и интеллектуальных качеств.
Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать своего ребенка, эффективнее воспитывать и развивать его. Если у мамы и ребенка темперамент схожий, они быстрее найдут общий язык, если же темпераменты резко отличаются (мама — холерик, малыш — флегматик), это может привести к проблемам в общении с ребенком, в его воспитании.
Какой темперамент у вашего ребенка?
РЕБЁНОК-ХОЛЕРИК характеризуется энергичностью, неутомимостью, нетерпеливостью, горячностью. Любит шумные азартные игры с баловством, часто меняет друзей. Быстро и эмоционально говорит. Думает быстро, схватывая на лету детали происходящего и быстро их забывая. Движения порывистые, все делает быстро. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает — появляется «наплевательское» настроение.
Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вообще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников.
Если родители или учителя пытаются переломить характер таких подростков, чаще всего ограничивают свободу движений. Но тогда возникает естественный протест, так как нервная система таких ребят не может работать по-другому. Такие подростки становятся чаще иных трудными.
Помните, что на этого быстрого ребенка наиболее вредное действие оказывает чрезмерное ограничение со стороны значимых взрослых.
— Направляйте энергию ребенка в полезную двигательную активность. Поддерживайте увлечения, связанные с двигательной активностью.
— Не используйте для наказания такие формы лишения активности, как, например, «сидение на стуле», «стояние в углу» и т.п.
— В семье организуйте для такого ребенка щадящий режим: возбуждающие игры, фильмы и т.п. в умеренных дозах и не менее чем за два часа перед сном.
— Старайтесь по возможности ежедневно организовывать такую деятельность для ребенка, которая требует сосредоточения внимания (настольные игры, игры с правилами).
— Будьте взыскательны к ребенку и учите его исправлять последствия своей импульсивности.
— Всячески приветствуйте и поддерживайте отношения ребенка-холерика с ребенком-сангвиником или, еще лучше, флегматиком. Эта дружба научит сдерживаться, действовать не так быстро и импульсивно, не только обращать внимание на пустяки, но и видеть целое, выделять главное.
Обязательно заинтересуйте его каким-либо делом: спортивная секция, танцы, туризм и т. д. Это поможет ребенку реализовать себя. Позволяйте приводить иногда шумные компании домой, таким образом, вы вникнете в жизнь, которой живет ваш сын или дочь. Вообще, будьте информированы и будьте ребенку другом. Не ругайте за срывы, если в них нет ничего серьезного. Поддержите!
РЕБЁНОК-ФЛЕГМАТИК характеризуется медлительностью, неторопливостью, обстоятельностью. Предпочитает спокойные и тихие игры, в дружбе отличается постоянством. Говорит медленно, с паузами между слов. Медленно запоминает, однако схватывает целое и долго не забывает. Делает все медленно, движения неторопливые. Флегматик уравновешен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Такие дети организованы, выдержаны. Всегда аккуратно одеты, спокойны и медлительны. Им трудно переключиться от одного вида деятельности к другому. Такие подростки не участвуют в спортивных соревнованиях, они не бывают лидерами, но к ним часто идут за советами и разрешением проблем.
Не пытайтесь переломить медлительность такого ребенка. Не смейтесь над его недостатками. Перевоспитать флегматика необычайно трудно! Продумайте режим, привычки, которые должны быть основой жизни такого ребенка, — они сохранятся на долгие годы.
Сангвиник — личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая.
Такие ребята быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко схватывают материал. Трудолюбивы, часто лидируют в коллективе. Но при неправильном воспитании могут стать лицемерами и приспособленцами. Наблюдайте за таким ребенком. По возможности передавайте ему ответственность: поручайте важные дела. Хвалите, если все сделано правильно, но не допускайте захваливания. Пресекайте его попытки манипулировать сверстниками.
Меланхолик — неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный.
Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Домашние задания у таких детей выполняются всегда хорошо и аккуратно, а вот у доски они теряются.
Подростки-меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Постарайтесь выявить у таких подростков таланты, которые часто скрыты за нерешительностью. Это повысит их престиж в классе.
Следует помнить, что у каждого типа темперамента есть свои сильные и слабые черты, в соответствии с которыми и нужно строить свое взаимодействие с ребенком.
— Помните, что для этого медлительного ребенка вредно, когда его чрезмерно подгоняют значимые взрослые.
— Побуждайте к любым проявлениям активности, наблюдайте, какие формы проявления активности вызвали интерес у ребенка. Поощряйте у него подвижность.
— Не отчаивайтесь, когда чему-то учите ребенка: медленно и верно — это про него!
— Придумывайте занятия для ребенка, он легко может справиться с ленью.
— Подбирайте такие игры и занятия, которые научат ребенка ускорять темп действий, быть более быстрым. Вместе с этим предоставляйте ему возможность заблаговременно подготовиться к ответственному событию, например, собраться с мыслями перед выступлением.
— Поддерживайте отношения ребенка-флегматика с детьми-холериками или сангвиниками. Эта дружба научит их быть более быстрыми.
— Используйте в воспитании похвалу (положительное подкрепление), она является лучше поддержкой для ребенка флегматического типа темперамента. Использование крика (отрицательного воздействия) оказывает сильнейшее тормозящее воздействие.
Постарайтесь, чтобы ваши сын или дочь нашли себе место, где бы могли общаться со сверстниками. Здесь неоценима роль различных секций или кружков. Постоянно напоминайте ребенку, что он должен быть внимателен к людям, не бояться новой обстановки. Пусть представляет себе самое хорошее и настраивает себя на лучшее. За рабочим столом ничего не должно отвлекать его внимание, меняйте ему виды деятельности. Не создавайте тепличных условий, это приведет к проблемам в будущем. Ребята такого типа очень ранимы, поэтому старайтесь помочь, хвалите за успехи, вселяйте уверенность в себе, если что-либо не получается из-за медлительности. Не раздражайтесь, так как ребенок будет чувствовать себя не таким, как все, его самооценка будет занижена.
— Приучайте ребенка доводить начатое дело до конца.
— Будьте требовательны к ребенку, когда оцениваете качество его деятельности.
— Контролируйте не только формирование полезных привычек, но их закрепление, поскольку сформированные привычки быстро разрушаются.
— Обращайте особое внимание на аккуратность выполнения ребенком заданий.
— Поддерживайте отношения ребенка с одним-двумя друзьями, иначе вполне вероятна ситуация, когда у ребенка будет много приятелей и ни одного друга.
— Формируйте устойчивые интересы к какому-нибудь делу, занятию, иначе, перебрав множество интересных дел, ребенок так ни в чем и не преуспеет.
— Помогайте ребенку развивать такое качество, как терпение.
Необходимо воспитывать в ребенке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной. Требовать, чтобы знания не были поверхностными, а соответствовали возможностям (если ребенок способен запомнить больше, чем положено по программе, обязательно требуйте глубоких знаний). Старайтесь, чтобы у ребенка не развилось самомнение, что он лучше всех и все может, так как это ведет к неудачам в будущем. Ставьте перед подростком новые и новые задачи, но старайтесь, чтобы они не были слишком трудными (пропадает интерес) или легкими (развивается самомнение). Не забудьте о физическом развитии — это поможет нейтрализовать лишнюю энергию.
— Не допускайте конфликтных ситуаций, при которых на ребенка обрушивается шквал наказаний или порицаний. Если же это случилось, внимательно наблюдайте за подростком, чтобы не допустить склонности к самоубийству.
— Наладьте доверительные отношения с ребенком. Поддерживайте в нем силу духа постоянно, предложите заняться видом спорта, не требующим особого нервного напряжения (бег, катание па велосипеде, туризм). Пусть больше времени проводит на воздухе.
— Старайтесь наладить его общение со сверстниками, помогайте ненавязчиво в общении.
— Поддерживайте хобби вашего ребенка. Ему хорошо подойдут занятия, связанные с художественным творчеством, с точной механикой, с искусством. Не требуйте от ребенка активности и точных выполнений ваших указаний. При полном взаимопонимании в семье ваш ребенок может стать способным и полностью реализовать свои таланты.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Костина Л. А. Темперамент ребенка // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/1008-temperament-rebenka (дата обращения: 21.11.2024)- Игра - ключ к успеху
- Признаки нарушения привязанности у детей, разлученных с семьей. Пути преодоления проблемы
- Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы с применением современных образовательных технологий в условиях ФГОС
- Его Победа
- Понятие игровой зависимости
- Использование Twitter в процессе формирования определенного уровня коммуникативной компетенции на уроках английского языка
- Воспитание ценностного отношения к русскому языку у учащихся 2 класса в процессе внеурочной деятельности
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3879 пользователей.
Отзывы