статья Анализ содержания модуля «Классное руководство» в программе воспитания в общеобразовательной школе
Анализ содержания модуля «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями-
предметникам, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их
законными представителями. Основной целью деятельности классного руководителя является:
создание условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, его успешной
социализации в обществе.
Работа классного руководителя ведётся по нескольким направлениям:
1.Индивидуальная работа с обучающимися;
2.Работа с классным коллективом;
3.Работа с учителями-предметниками;
4.Работа с родителями или их официальными представителями.
1. Индивидуальная работа с учащимися:
- Изучение индивидуальных особенностей, интересов, семьи, жилищных условий; Установление межличностных контактов с каждым учеником.
- Помощь одаренным и талантливым детям (выявление и сопровождение);
- Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов
- Сбор и обработка информации об учащихся, родителях;
- Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на различных видах учета.
- Педагогическое сопровождение детей , находящихся в СОП; опекаемых детей.
- Работа по фиксации личностных достижений в портфолио школьника,
- Разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося.
- Оказание индивидуальной помощи в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и одноклассниками, в соблюдении норм поведения.
- Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учѐт их личностных достижений.
2.Работа с классным коллективом:
-Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах;
- Организация внеклассных мероприятий (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационнойнаправленности), проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- Сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии; выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
- Работа с активом класса;
- Контроль посещаемости, выяснение причины отсутствия, организация питания;
контроль за ходом образовательного процесса в выявление причин слабой успеваемости,
организация помощи;
- Организация дежурства
И другой социально полезной деятельности учащихся контроль за посещаемостью курсов внеурочной деятельности.
- Работа по организации дополнительного образования учащихся класса
3.Работа с учителями-предметниками:
-регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями, обучающимися и родителями;
-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса;
-привлечение учителей-предметников к участию во внутри классных делах;
-привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях, знакомство с новыми учителями и их требованиями;
4.Работа с родителями:
- Информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей,
- Помощь родителям (законным школьников в регулировании отношений,
- Организация родительских собраний,
- Создание и организация работы комитета,
- Привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса.
План работы классного руководителя 5 «Д» класса на 2021-2022 учебный год
Цель: адаптация пятиклассников в новых учебных условиях, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития каждого ребенка; сплочение классного коллектива.
Задачи:
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, пропоганды здорового образа жизни.
- Воспитание сознательной дисциплины, ответственного отношения к учебе.
- Формирование навыков и культуры поведения.
- Воспитание добросовестного отношения к труду, развитие умения трудиться коллективно.
- Воспитание эстетической культуры, развитие художественных способностей учащихся.
- Привлечение родителей к к активному участию в жизни класса.
- Воспитание общечеловеческих и нравственных ценностей, в том числе позитивного отношения к жизни.
- Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и укреплению общешкольного коллектива.
- Формирование правовой культуры, гордости за отечественную историю, воспитание уважения к отечественной культуре, своему народу, своему языку, обычаям и традициям своей страны.
Тема воспитательной работы
«Адаптация пятиклассников в новых учебных условиях»
2021-2022год реализации
Содержание работы классного руководителя
- Анализ ВР за предыдущий год
- Цели и задачи воспитания на текущий год
- Тема воспитательной работы
- Психолого-педагогическая характеристика класса
- Классное самоуправление. Актив класса.
- Список учащихся
- Социальная карта класса
- Социальный паспорт класса
- Занятость во внеурочное время - дополнительное образование учащихся
- Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
- Информация о группах здоровья и медицинские рекомендации по рассадке в классе
- Учащиеся, состоящие на учете классного руководителя, ВШУ, УМВД и КДНиЗП, семьи СОП
- План-сетка воспитательной работы класса по четвертям на весь учебный год
- Тематика классных часов (еженедельно, среда)
- Внеклассные мероприятия
- Экскурсии Чер МО
- Профориентационная работа. Экскурсии на предприятия, учебные заведения, встречи с интересными людьми, библиотечные уроки и т.д.
- Работа с родителями.
Список родителей
Родительский комитет
Тематика родительских собраний на год
Протоколы родительских собраний
Лист посещения семей ( при проведенной работе)
- Профилактическая работа (мероприятия направленные на формирование законопослушного поведения, по профилактике правонарушений и преступлений, профилактике экстремизма, и противодействию терроризма и т.д.)
- Отчет классного руководителя по проведенной индивидуальной профилактической работой с учащимися, состоящими на различных видах учета.
- Информация об участии в школьных, муниципальных,, РЕГИОНАЛЬНЫХ, всероссийских мероприятиях.
- Индивидуальная работа с детьми –инвалидами
- Индивидуальная работа с одаренными детьми
- Индивидуальная работа с учащимися, требующими особого внимания
- Работа со слабоспевающими \ неуспевающими учащимися
- Инструктажи
- Листы ознакомления учащимися ( по темам)
Работа с органами ученического самоуправления
Задачи самоуправления:
1.Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни класса;
2.Создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
3.Развитие творчества и самостоятельности;
4.Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, о родителях и учителях;
5.Активное вовлечение каждого школьника в разнообразную деятельность, что является основным механизмом формирования личности
Организация и структура самоуправления в классе:
1.Староста класса:
2.Заместитель старосты:
- Контроль посещаемости
- Контроль внешнего вида
- Участие в заседаниях Совета лидеров школы.
3. Учебный сектор:
- Контроль успеваемости
- Проверка дневников и учебников
- Участие в организации школьных мероприятий по учебным предметам.
4. Трудовой сектор:
- Составление графика дежурства по кабинету
- Организация и контроль уборки кабинета и пришкольной территории.
5. Культмассовый сектор:
- Организация участия класса в школьных мероприятиях
- Проведение классных мероприятий.
6. Спортивный сектор:
Подготовка и организация походов
- Организация спортивных соревнований
- Участие в проведении общешкольных мероприятий.
7.Сектор печати: (остальные учащиеся по желанию)
- Подбор материалов для газеты
- Оформление классного уголка
- Участие в общешкольных художественных конкурсах.
8. Сектор здоровья :
Отмечвет заболевших
Конторль за наличием справок по болезни
9. Цветовод :
Отвечает за полив и общее состояние цветов в классе
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ 5 «Д» КЛАССА
- Учащиеся из многодетных семей
- Опекаемые, приемные дети
- Воспитанники детских домов
- Учащиеся, воспитываемые родственниками (бабушками, тетями и т.д.), не являющимися опекунами. Родители не лишены род. Прав
- Дети из неполных семей, из них:
Только мать (указать причину – развод, смерть отца, статус одинокой матери(
Только отец (Указать причину - развод, смерть матери)
- Брак зарегистрирован:
Мать - отчим
Отец - мачеха
- Дети из малообеспеченных семей
- Учащиеся из семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации (ТЖС) (план индивидуальной работы с каждой семьей)
- Учащиеся из семей, находящихся в социально опасном положении (СОП) (план индивидуальной работы с каждой семьей)
- Учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле ( учет классного руководителя, «группа внимания», административный, ВШУ (план инд .работы на каждого обучающегося)
- Учащиеся, состоящие на контроле ОПДН , КДНиЗП (план индивидуальной работы на каждого обучающегося)
- Дети-инвалиды
- Не приступили к учебным занятиям (с 1 сентября без уважительной причины)
- Образование родителей
- Учащиеся, не имеющие гражданства РФ, беженцы
План-сетка воспитательной работы класса
1 четверть.
Направления работы | Планируемые внеклассные мероприятия ( использовать разнообразные формы: игровые интерактивные программы, квесты,КТД и т.д. НЕ классные часы ) | |
Сентябрь: дата проведения/ название мероприятия | Октябрь: дата проведения/ название мероприятия | |
1.Духовно-нравственное воспитание | 01.09.2021 «День знаний» торжественная линейка | 01.10.2021 Игровая программа «Мы вместе» |
2.Гражданско-патриотическое воспитание | 1. 03.09.2021 Акция «Безопасная железная дорога детям» 13.09.2021 Беседа-рассуждение «Моя Родина-Вологодчина» | 20.10.2021 Уроки – мужества «Мы будем помнить» 08.10.2021 Круглый стол «Моя родословная» |
3.Правовое воспитание, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних | 19.0.2021 Игра-соревнование «Человек и его права» | 21-22.10.2021 Составление и отгадывание кроссвордов «Путешествие в страну правовых знаний» |
4.Спортивно-оздоровительная работа | 15.09.2021 «Кросс наций» | 05.10.2021 Конкурсы «Быстрее, сильнее, выше» |
5.Трудовое воспитание | 27.09.2021 Игра «путешествие в страну чистоты» | 04.10.2021 Игра-соревнование «Дежурный месяца» |
6.Экологическое воспитание | 10.09.2021 Круглый стол «Экологический суд. Проблемы экологии родного города» | 12.10.2021 Викторина «Знатоки цветов» |
7.Художественно-эстетическое воспитание, культура и досуг | 17.09.2021 Экскурсия по парку 200летия | 19.10.2021 Посещение памятных исторических мест города Череповца |
8.Работа органов классного самоуправления | 28.09.2021 Мозговой штурм «Как сделать класс лучше?» | 26.10.2021 Игра «Осенние именинники класса» |
9. Профориентация | 22.09.2021 Дискуссия «Какая профессия лучшая?» | 06.10.2021 Анкетирование «Кем быть?» |
10. Пропаганда ЗОЖ, правильное питание | 24.09.2021 Квест «Скажу ЗОЖ-да!» | 13.10.2010 Викторина «Вредно-полезно» |
11. Пропаганда ПДД | 07.09.2021Просмотр видеофильма «Железная дорога - история и реальность» | 20.10.2021 Занятие –игра «Примерный пассажир». |
12. Профилактика безопасности жизни (ОБЖ) | 02.09.2021Инструктаж «Как правильно вести себя рядом с железной дорогой» | 01.10.2021 Показ видео презентации «Зацеперы-нам не по пути!» |
Примечание: большинство мероприятий проводятся в игровой форме, для лучшего усвоения предлагаемой информации, а также связаны с проведением месячника в школе «Безопасная железная дорога – детям!»
2 четверть.
Направления работы | Планируемые внеклассные мероприятия( использовать разнообразные формы: игровые интерактивные программы, квесты,КТД и т.д. НЕ классные часы) | |
Ноябрь: дата проведения/ название мероприятия | Декабрь: дата проведения/ название мероприятия | |
1.Духовно-нравственное воспитание | 01.11.21 Круглый стол «Поговорим о доброте» | 01.12.21 Игра – диспут «Добро и зло рядом с нами» |
2.Гражданско-патриотическое воспитание | 08.11.21 Урок мужества «Горящее сердце солдата» 15.11.21 Конкурс сочинений «Я живу в Череповце» | 08.12.21 Фотовыставка «Это моя Родина!» 15.12.21 Тренинг «Традиции Вологодчины» |
3.Правовое воспитание, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних | 22.11.21 Круглый стол «Азбука безопасности». « Что такое правонарушение | 22.12.21 Круглый стол «Что я знаю о ВИЧ и СПИДе» |
4.Спортивно-оздоровительная работа | 02.11.21 Игра «Эстафета здоровья» | 28.12.21 Викторина «Формула правильного питания» |
5.Трудовое воспитание | 16.11.21 Беседа «Каждому свое место» | 02.12.21 Игра «Модный приговор» |
6.Экологическое воспитание | 24.11.21 Конкурсно-игровая программа «Природа вечный источник красоты» | 16.12.21 Познавательный час «Птицы-наши друзья» |
7.Художественно-эстетическое воспитание, культура и досуг | 04.11.21 Беседа-обсуждение «Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?» | 09.12.21 Круглый стол «Какого человека можно назвать красивым» |
8.Работа органов классного самоуправления | 18.11.21 Дискуссия «Что нам нужно сделать, чтобы…» | 23.12.21 Игра « Зимние Именинники класса» |
9. Профориентация | 25.11.21 Игра «Калейдоскоп профессий» | 03.12.21 Выставка рисунков «Мои родители работают ….» |
10. Пропаганда ЗОЖ, правильное питание | 05.11.21 Беседа-осуждение «Еще раз о хорошо известном. Правила поведения в школе, на уроке, перемене» | 10.12.21 Диспут «Опасные игрушки (безопасность при использовании пиротехнических изделий)» |
11. Пропаганда ПДД | 11.11.21 Игра «Осторожно дорога». | 17.12.21 «Что? Где? Когда?» - викторина по ПДД. |
12. Профилактика безопасности жизни (ОБЖ) | 19.11.2101Беседа, обсуждение «Как быть в безопасности» | 25.12.21 Ролевая игра «Я и незнакомец» |
Примечание: необходимо задействовать максимальное количество учащихся класса, работать в индивидуальном подходе, для достижения лучшего результата в проведении профилактических занятий.
3 четверть.
Направления работы | Планируемые внеклассные мероприятия( использовать разнообразные формы: игровые интерактивные программы, квесты,КТД и т.д. НЕ классные часы) | ||||
Январь: дата проведения/ название мероприятия | Февраль: дата проведения/ название мероприятия | Март: дата проведения/ название мероприятия | |||
1.Духовно-нравственное воспитание | 24.01.22 Ролевая игра «давай играть, давай дружить» | 07.02.22 КТД «Спешите делать добро» | 07.03.22 Праздник «8 марта» | ||
2.Гражданско-патриотическое воспитание | 1. 10.01.22 Конкурс сочинений «Письмо ветерану» 17.01.22 Фотовыставка «Мой любимый город» | 14.02.22 Спортивно-развлекательная программа «Нам скоро в Армии служить!» 21.02.22 «Истоки Победы»-круглый стол | 14.03.22 Просмотр фильмов военно-патриотической тематики, фильмы о г.Череповце и г.Вологде | ||
3.Правовое воспитание, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних | 24.01.22 Просмотр видеороликов о вреде табакокурения «Скажу табаку –нет!» | 21.02.22 Квест «Путешествие в страну, где все плохо себя ведут» | 21.03.22 Конкурс рисунков «Мне это не нужно!» | ||
4.Спортивно-оздоровительная работа | 24.01.22 Круглый стол «Час здоровья» | 28.02.22 Разгадывание кроссворда «Спорт и здоровье» | 28.03.22 Просмотр видео роликов о великих спортсменах «Они смогли» | ||
5.Трудовое воспитание | 31.01.22 Трудовой рейд «Помощь малышам» | 09.12.22 Выход в библиотеку «ремонт книг» | 01.03.22 Акция «Уют класса» | ||
6.Экологическое воспитание | 11.01.22 Фотовыставка «Домашние питомцы» | 03.03.22 Конкурс рисунков «Февральская стужа» | 15.03.22Час экологических знаний «Они просят защиты» | ||
7.Художественно-эстетическое воспитание, культура и досуг | 18.01.22 Игра «Хорошие манеры» | 16.02.22 Посещение музея археологии | 29.03.22 Беседа-обсуждение «Что значит владеть собой» | ||
8.Работа органов классного самоуправления | 25.01.22 Фотовыставка «Зимние забавы класса» | 14.02.22 Организация почты «Валентинка для тебя» | 07.03.22 Подготовка к празднику «День 8 марта» | ||
9. Профориентация | 05.01.22 Викторина «Герои в профессиях» | 10.02.22 Просмотр фильма о профессиях «Сделай правильный выбор» | 10.03.22 Час общения «Я хочу быть как он…» | ||
10. Пропаганда ЗОЖ, правильное питание | 12.01.22 Квест «Безопасный путь домой» | 24.02.22 Викторина «О здоровье знаю все» | 24.03.22 Игра-развлечение «Витамины для меня» | ||
11. Пропаганда ПДД | 19.01.22 Инструктаж: правила дорожного движения, техника безопасности, правила безопасности во время зимних каникул | 11.02.22 Урок по ПДД «Диспут «Экология и автомобиль»». | 31.03.22 Квест «Сигналы светофора». | ||
12. Профилактика безопасности жизни (ОБЖ) | 26.01.22 Кроссворд «Безопасность жизнедеятельности» | 25.02.22 Просмотр фильмов «Безопасность в быту» | 18.03.22 Конкурс рисунков «Моя безопасность» | ||
4 четверть.
Направления работы | Планируемые внеклассные мероприятия( использовать разнообразные формы: игровые интерактивные программы, квесты,КТД и т.д. НЕ классные часы) | |
Апрель: дата проведения/ название мероприятия | Май: дата проведения/ название мероприятия | |
1.Духовно-нравственное воспитание | 04.04.22 Конкурс рисунков «Я-патриот своей страны» | 02.05.22 Час общения . Тренинг. «Мои качества» |
2.Гражданско-патриотическое воспитание | 1. 11.04.22 Выставка рисунков «За нами победа!» 18.04.22 «Истоки Победы» круглый стол | 09.05.22 Встречи с ветеранами ВОВ и работниками тыла 11.05.22 Посешение памятных мест города Череповца |
3.Правовое воспитание, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних | 25.04.22 Просмотр презентации «Основные права, обязанности и ответственность детей» | 16.05.22 Беседа-диспут «Что можно, а что нельзя» |
4.Спортивно-оздоровительная работа | 05.04.22 Мозговой штурм «Неполезные привычки» | 23.05.22 Конкурсы «Веселые старты» |
5.Трудовое воспитание | 12.04.22 Беседа – обсуждение с педагогом психологом «Путешествие по миру профессий» | 03.05.22 Игра «Опиши профессию» |
6.Экологическое воспитание | 19.04.22 Викторина «Растительный мир города Череповца» | 13.05.22 Акция «Посади дерево» |
7.Художественно-эстетическое воспитание, культура и досуг | 26.04.22 Анкета-опрос «Особенности моего характера» | 18.05.22 Диспут «надо ли любить всех?» |
8.Работа органов классного самоуправления | 06.04.22 Игра «Весенние именинники класса» | 12.05.22 Фотовыставка «Итоги учебного года» |
9. Профориентация | 13.04.22 Круглый стол «Мне родители сказали, что я буду….» | 25.05.22 Квест «Моя будущая профессия!» |
10. Пропаганда ЗОЖ, правильное питание | 20.04.22 Просмотр социальных роликов «Твоя безопасность – в твоих руках.» | 26.05.22 Круглый стол «Здоровье-мой выбор» |
11. Пропаганда ПДД | 27.94.22 Кроссворд «Основные понятия и термины ПДД». | 30.05.22 Игровой час «Мы в пути» |
12. Профилактика безопасности жизни (ОБЖ) | 22.04.22 Игра «Мир вокруг меня» | 20.05.22 Викторина «Знаток безопасности» |
Тематика классных часов ( еженедельно, пятница)
Дата проведения | Тема |
Сентябрь | 1.День знаний (праздник) 2.Культура поведения в школе(деловая игра) 3.Планета друзей(ролевая игра) 4.Памяти детей – жертв Беслана (беседа) |
Октябрь | 1.Кем хотите стать, вы, дети? (Игра, беседа) 2.Шалость и проступок (беседа) 3.Толерантность (деловая игра) 4. Доброта и милосердие в нашей жизни (игра) |
Ноябрь | 1.Настоящий друг-кто он? (тренинг) 2.Вместе весело шагать(тренинг) 3.Осенние посиделки (игровая программа) 4.На природу за позитивом (поход в парк) |
Декабрь | 1.Человеческие ценности (беседа, обсуждение) 2.Мы такие разные (диагностика) 3.Инструктаж по предупреждению детского травматизма 4.Беседа о поведении в общественных местах |
Январь | 1.Азбука общения (игра, беседа) 2.Круглый стол «ты и твое свободное время» 3.Урок мужества «Безвестные защитники страны» 4«Нравственные корни добрых и злых дел» мастерская общения. |
Февраль | 1.Конкурс «А ну-ка, парни!». Поздравление юношей с Днем Защитника Отечества 2.Беседа «Пожелаем друг другу добра» 3.«Вредные привычки-это не для нас». Профилактика табакокурения. 4.Круглый стол «Что мне мешает учиться?» |
Март | 1.Конкурс «А ну-ка, девчонки!» поздравление девочек с международным Женским Днем. 2.Урок здоровья. «Здоровым быть модно!» 3.«ПДД-закон для всех!» игра 4.«Творим добро»-акция, помощь нуждающимся 5.«Ответственность за свои поступки». Круглый стол. |
Апрель | 1.«Покорители космоса», ко дню космонавтики. 2.Классный час «Все об этикете» 3.Классный час «Имею право, но обязан» 4.«Вредные привычки и их влияние на организм». Профилактика употребления ПАВ, алкоголя и табака. |
Май | 1.Есть такая профессия-Родину защищать! (беседа,обсуждение) 2.Классный час «Твое здоровье в твоих руках» 3.«Совсем скоро летние каникулы» . инструктаж по ТБП на летних каникулах. 4.Подведение итогов учебного года «Год прошел, мы повзрослели» |
Тематика родительских собраний на 2021- 2022учебный год
Четверть | Дата | Тема собрания |
I | Сентябрь | Адаптация пятиклассников. Трудности и пути их решения. |
II | Ноябрь | Особенности подросткового возраста. |
III | Январь | Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности. Как уберечь детей от вредных привычек. |
IV | Март | Мама, папа, научите меня трудиться. Трудовое воспитание как основа развития личности ребенка. |
V | Май | Год прошел, мы повзрослели. Подведение итогов учебного года. |
Таким образом, при составлении плана работы классного руководителя я руководствовалась рабочей программой воспитания, модулем «Классное руководство», разработанной в моем образовательном упреждении. Моя работа как классного руководителя отражена во всех направлениях: ндивидуальная работа с обучающимися; работа с классным коллективом; работа с учителями-предметниками; работа с родителями или их официальными представителями.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Морозова А. Г. Анализ содержания модуля «Классное руководство» в программе воспитания в общеобразовательной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/101027-analiz-soderzhaniya-modulya-klassnoe-rukovodstvo-v-programme-vospitaniya-v-obshcheobrazovatelnoj-shkole (дата обращения: 22.12.2024)- Использование цифрового образования в образовательном процессе
- Темперамент
- Полезные и вредные привычки
- ПУТЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
- Формы и методы развития УУД учащихся на уроках ОБЖ
- Вебинар по диалоговому обучению на уроках истории
- Принцип внутреннего различия Г. Лейбница как основания для теории развития
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5189 пользователей.
Отзывы