статья Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе
Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться с учётом их возрастных и психологических особенностей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: (портрет выпускника начальной школы): - любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.
Ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина – строителя и защитника Отечества.
Большие возможности в реализации гражданско-патриотического воспитания дают нам не только внеурочная учебная и воспитательная деятельность, но и уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и технологии, музыки, физкультуры. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, программный материал данных предметов позволяет приобщить учащихся к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории нашего государства, культурное наследие нашего народа. Задача учителя начальных классов развить познавательный интерес к изучаемому материалу. Сформированные учебно-познавательные мотивы в значительной мере стимулируют необходимую деятельность школьников.
Всё это призвано решать ряд следующих задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Русский язык.
Одной из дисциплин, направленных на патриотическое воспитание детей в школе, является русский язык. Чтобы сформировать у младшего школьника чувство патриотизма (любовь к своей Родине и своему народу, гордость и уважение к событиям исторического прошлого), необходимо показать богатство и разнообразие языка, на котором он говорит, привить любовь к родному языку, научить детей понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, выработать у них внимание к своей и чужой речи.
Здесь важное место отводится изучению лексики. Цель – расширить знания учащихся о русском языке, привить интерес к изучению языка, подвести учащихся к осмыслению своего словаря, обогатить словарный запас.
Так, например, тексты упражнений по русскому языку кратко рассказывают нам о великой России, о неповторимой столице нашей Родины, о красоте городов нашего государства. На уроках мы часто используем пословицы о труде, Родине, дружбе. На уроках русского языка работу по патриотическому воспитанию начинаю проводить уже с минуток чистописания.
Например: прописываем букву Ж, затем записываем пословицу Ж..ть-Родине служ..ть. Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого, переносного значения, заучивание пословиц. После работы над смысловым значением даю задание списать, вставить пропущенные буквы.
При изучении новых словарных слов, например: Родина, герой, Москва предлагаю детям объяснить лексическое значение этих слов, записать, составить предложения.
На этапе закрепления нового материала по теме « Разделительный мягкий знак» после сопоставления разделительного мягкого знака и ь знака- показателя мягкости дети получают задание: сначала выписать слова с разделительным ь знаком, а потом пословицы с ь - показателем мягкости. 1.Любовь к Родине сильнее смерти. 2.Ручьи сольются - река, люди соединятся - сила. 3.Береги землю родимую как мать любимую.
Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество провожу на текстах, содержащих сведения о России, о Москве, о выдающихся людях нашей страны. Например, отрывок из рассказа Ушинского. «Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина». (К. Д. Ушинский). Сначала работаю над содержанием, над понятиями «Отечество», «Родина», «Россия». Затем, включаю задания по русскому языку. 1. Можно ли данный набор предложений назвать текстом? Почему? 2. Какие предложения по цели высказывания встречаются в тексте?
На уроках русского языка использую такой вид работы, как сочинения на темы «Моя Родина – Россия», «Кем я хочу быть?», «Моя семья», «Откуда я родом», «Традиции моей семьи» способствуют воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
Литературное чтение
«Литературное чтение» содержат богатейший материал гражданско-патриотическому воспитанию; в них рассматриваются такие нравственные понятия, как Отечество, Родина, общество, гордость, доблесть, подвиг, смелость, защитник, честь, составляющие основу гражданских знаний, содержательный материал – разнообразный по жанру: легенды, сказки, пословицы, поговорки, художественные произведения отечественной классики; учебники, которые могут формировать не только необходимые представления, понятия, но и отношения к стране, народу, нации, выработки гражданской позиции.
Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе. Анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое значение. В произведениях И. Бунина, С. Есенина, А Пушкина и других таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у младших школьников собственное понимание жизненных ценностей. К стихотворениям дети учатся самостоятельно делать выводы, выражать свое отношение к природе и передавать в рисунке.
Например: при изучении раздела « Поэтическая тетрадь» мы знакомились с творчеством Есенина, Блока. Учащиеся не только слышат правильную русскую речь, но и видят яркие, образные картины русской природы, узнают о любви и привязанности русских поэтов к местам, где они родились, которые помнят всю жизнь и делятся с нами своими чувствами. Далее предлагаю детям рассказать о своем любимом уголке природы, о цветке, который поразил воображение, т.е. привлечем внимание детей к красоте и неповторимости своей малой Родины.
В разделе « Люби живое» при работе над произведением М. Пришвина « Моя Родина» дети определяют основную мысль рассказа, думают, почему писатель объединил в своём рассказе слова «солнце», «мама», «природа», «Родина», подбирают однокоренные слова к слову Родина, высказывают своё отношение к родной природе и родине.
Математика. При работе над задачами беру задания, основанные на краеведческом материале. Например: 1)Длина реки Днепр 2201 км, а реки Десна 1130 км. На сколько км длина Днепра больше, чем Десны. 2) В Смоленском зоопарке есть млекопитающие: 1 примат, 1 хищник и 4 грызуна. Сколько всего млекопитающих?
Окружающий мир. Так, изучая предмет “Окружающий мир”, в первом-втором классах на уроках больше провожу очные экскурсии “Вот и осень пришла”, “Как из зерна получилась булка”, и заочные, используя презентации, “Наша страна-Россия”, “Жизнь животных зимой”, “День космонавтики” и другие. Знакомясь с государственными символами России, с Конституцией Российской Федерации, с государственным устройством нашей страны, проводим игру: “Имею право”. Ученики вместе с помощью учителя и родителей выполняли проекты по следующим темам: «Наша Родина—Россия», «Города-герои», «Моя семья», «Моя родословная», «Красная Книга России» и др.), коллективные дела, экскурсии.
Использование произведений на уроках изобразительного искусства: репродукций работ известных художников отражающие подлинные исторические события, помогают учащимся в конкретизации и углублении знаний. Мы представляем поделки, рисунки на выставки, конкурсы (муниципальные, региональные, всероссийские, международные). Дети становятся победителями и призерами.
- Я хочу закончить выступление словами Сухомлинского:
«Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества».
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Панова Ю. В. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/103530-grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokakh-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 23.11.2024)- Методы семейного воспитания
- Формирование адекватной самооценки младших школьников на внеурочных занятиях технического направления
- Самоанализ профессиональной деятельности
- Система упражнений по подготовке учащихся 4 класса к ВПР по русскому языку
- Естественнонаучная грамотность на уроках математики
- Эбру – нетрадиционная техника рисования. Материалы и инструменты. Способы выполнения
- Экологическая составляющая уроков физической культуры