статья Основы финансовой грамотности в начальной школе
Сегодня мир нельзя себе представить без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена ещё и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определённого уровня финансовой грамотности.
В этом учебном году со 2 четверти я веду кружок «Финансовая грамотность».
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приумножать, своевременно определять сомнительные ситуации, мошеннические действия, правильно подбирать финансовый продукт или услугу.
Цель программы:
- формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Задачи программы:
- формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
- обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
- формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
- показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества.
При отборе содержания образования, представленного в УМК, учитывались возрастные особенности учащихся, личный социальный опыт учащихся и их интересы.
Учитель имеет возможность определить свой вариант работы с предложенными материалами в конкретном классе, на конкретном занятии, используя потенциал как урочной, так и внеурочной деятельности учащихся.
Весь учебный материал сгруппирован в 5 модулей. В содержание каждого модуля вошли доступные возрасту младших школьников аспекты финансовой грамотности, отражаемые в темах отдельных занятий.
Темы занятий от первого до четвёртого класса выстроены в определённой содержательной преемственности. Каждая тема занятия представлена во всех элементах учебно-методического комплекса: в пособии, практикуме, рабочей тетради.
Каждый модуль в УМК имеет свою цветовую маркировку, в соответствии с которой та или иная тема занятия в пособии, практикуме и рабочей тетради даётся определённым цветом (см. таблицу 1).
Таблица 1. Модули УМК по финансовой грамотности
№ п/п | Модуль | Содержание модуля (аспекты финансовой грамотности) | Цветовая маркировка |
1 | Зачем нужны деньги и как они появились | Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разных странах | фиолетовый |
2 | Доходы и расходы семьи | Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Заработная плата родителей | синий |
3 | Учимся копить и тратить | Личные денежные средства. Товары и покупки | зелёный |
Финансовые цели и планы | |||
4 | Осторожно! Финансо- во опасно! | Опасности финансового рынка (финансовый обман) | красный |
Защита от мошенничества | |||
5 | Своё дело | Основы предпринимательства в игровой форме | жёлтый |
На страницах Пособия описываются ситуации, в которых действуют ровесники-школьники, а также сказочные герои и лесные жители. Найти выход из различных жизненных ситуаций им не всегда легко без знаний о финансах.
Каждое занятие заканчивается выводом, который полезно помнить, чтобы увереннее действовать в мире финансов.
Кроме Пособия, авторами написаны задания для работы в классе и дома. Эти задания даются в Практикуме и Рабочей тетради.
При работе с учащимися используют следующие формы работы:
познавательные беседы;
интегрированные занятия;
тематический диспут;
деловые игры;
коллективно-творческое дело.
Способы организации занятий.
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями.
Учащиеся с удовольствием посещают занятия.
Ожидаемые результаты
По мере освоения курса финансовой грамотности в школе учащиеся научаться решать финансовые задачи. Сумеют находить оригинальные решения, делать выводы о тратах и сбережениях. Смогут участвовать в обсуждении финансовых вопросов семьи, помогать родителям принимать решения о расходах семейного бюджета, планировать его, сравнивать доходы и расходы семьи, осуществлять простые вычисления в области семейных финансов, бережно относиться к деньгам, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, понимать и правильно использовать экономические термины.
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если курс финансовой грамотности будет проходить систематически.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Панова Ю. В. Основы финансовой грамотности в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/103531-osnovy-finansovoj-gramotnosti-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 14.11.2024)- Обучение детей правилам дорожного движения в детском саду
- Воспитание толерантной личности в процессе личностно-ориентированного обучения
- ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ТУРОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Вред пива! Кто спаивает Россию
- Как бороться с детской тревожностью и страхами
- Педагогические условия развития лексической стороны речи с использованием технологии анимации
- Все работы хороши
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 11494 пользователя.
Отзывы