Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. В статье раскрыты подходы логопедической коррекционной работы по формированию словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Рассмотрены идеи отечественных и зарубежных специалистов, выделены психолого-педагогические условия эффективного формирования навыков словообразования в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: дошкольный возраст, коррекционная работа, логопедия, недоразвитие речи, общее речевое развитие, словообразование.

Речь любого человека является одним из первых компонентов индивидуальности и возможности заявить о себе как о культурной, интеллектуально развитой личности. Поэтому с раннего детства окружающие ребёнка взрослые пытаются сделать все возможное, чтобы их ребёнок как можно раньше и хорошо научился ползать, ходить, и, конечно же, говорить.

С 3 до 4 лет ребёнок с нормой в развитии уже овладевает связной речью. Под связной речью мы понимаем последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях [8]. Однако данный процесс не у всех детей проходит успешно. Своевременное формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольника является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития и способствует развитию мыслительных операций, логического мышления, налаживанию коммуникативных связей и социализации в обществе.

Психологические представления о процессе порождения речи как сложном, многооперационном процессе рассматривали в своих работах Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Л.А. Чистович, В.А. Кожевников, В.В. Алякринский. Логопеды, изучавшие проблематику общего недоразвития речи (ОНР), приходили к выводу о трудностях и порой отсутствии у детей навыков образования новых слов (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова).

У дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня процесс словообразования в результате нарушения дифференциации фонем недостаточно развит, что вызывает у детей затруднения при различении форм слов при словообразовании.

Актуальность научной проблемы определяется своевременным развитием культуры речи дошкольника, возможностью развёрнутого высказывания сложными грамматическими конструкциями и развитием высших психических функций, составная частью которого является формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

В логопедии под общим недоразвитием речи (ОНР) понимается нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом [5].

При ОНР процесс формирования словообразования осложнён из-за многозначности слов, переносных значений, сложностями в грамматике, так как в русском языке много правил правописания и говорения. Высказывания детей затруднены, они преимущественно строят простые предложения, используют недостаточно прилагательных и наречий, допускают ошибки в применении нужного предлога, согласовании частей речи, падежных окончаний и правильном ударении на звук. Именно эти факторы усложняют процесс усвоения правильной речи в дошкольном возрасте.

Основой красивой речи и показателем ясного мышления выступают целостность, логика рассуждений, взаимосвязь частей, именно поэтому усвоение правильных процессов словообразования и словоизменения является залогом успешности устной речи дошкольника и правильной орфографической составляющей в начальной школе.

Словообразование – это процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц [1]. Полноценное овладение процессом словообразования зависит от состояния лексической системы языка ребёнка, от уровня развития языковой компетенции и речевой коммуникации в целом [9]. 

Специалисты логопедического профиля выделяют направления формирования словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью преобразования форм глаголов, существительных и прилагательных (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Работа строится от лёгкого к сложному и поэтому коррекционный процесс начинается с добавления необходимых суффиксов к словам для получения уменьшительно-ласкательных существительный, например, кот – котик. Затем ребёнку предлагается изучать глаголы действия с добавлением к каждому множества приставок, например, котик пришёл, ушёл, вышел, зашёл. В конце начинается работа с прилагательными, ребёнка просят добавить слово в предложение, описывающее предмет или явление, например, задумчивый маленький котик зашёл в дверь. Таким образом, ребёнок по окончанию поэтапной систематической коррекционной работы умеет «работать» с существительными, глаголами, прилагательными и объединять их все вместе в предложения и строить целые тексты.

Так, Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова [4] предлагают свое видение последовательности логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. По их мнению, логопедическая работа у дошкольников с ОНР направлена на формирование словообразования глаголов, существительных и прилагательных, а развитие остальных частей речи происходит самостоятельно и параллельно с коррекционной работой с ребёнком по развитию навыков словообразования и словоизменения.

Авторы выделяют 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи:

I этап –  закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Процесс словообразования происходит путём образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -к-, -ик-: стол – столик, мост – мостик, карандаш – карандашик, а затем отрабатывается более сложный суффикс -чик-: стул – стульчик, рукав – рукавчик. Данный способ словообразования называется суффиксальным.

Затем коррекционно-образовательный процесс направлен на отработку глаголов:

  1. Дифференциация совершенного (пришёл, положил, закрыл) и несовершенного вида (играть, танцевать, видеть).
  2. Возвратных (взять – браться, играть – наиграться) и невозвратных глаголов (разговаривать, мечтать, думать).

Завершающим звеном первого этапа является отработка прилагательных путём образования притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-, -ий-: Ольга – Ольгин, Донецк – донецкий, кошка – кошкин (хвост).

Далее материал усложняется. Идёт работа по образованию и применению на практике (в речи) качественных (размер, вес, цвет и т.д.) и относительных (отношение к материалу, из которого сделан предмет, ко времени, к месту) прилагательных, например, стульчик – коричневый стульчик, столик – большой красивый столик.

II этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей. Отрабатываются снова три вида частей речи:

  1. Существительные:
  • образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами –оньк-, -еиък-, -ъииек-, -ышк-;
  • образование существительных с суффиксом -ниц-: сахарница, хлебница;
  • образование существительных с суффиксом -инк: пылинка, малинка, с суффиксом -ин-: виноградина, баранина;
  1. Глаголы:
  • глаголы с приставками в-, вы-, на-: выйти, найти;
  • глаголы пространственного значения с приставкой при-: прилететь, присесть, присмотреть;

3. Прилагательные:

  • притяжательные прилагательные с суффиксом -и- без чередования: лисий, медвежий;
  • относительные прилагательные с суффиксами -и-, -ан-, -ян-, -енн-: ветряная, тяжеленный, медленный;
  • качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

III этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. Работа также строится на трёх видах частей речи, но при этом процесс словообразования усложняется:

  1. Существительные: образование названий профессий (учить – значит профессия учитель, петь – певец, дирижировать – дирижёр, танцевать – танцор). Таким образом, данная категория словообразования усложняется большим количеством суффиксов, которые необходимо использовать при словообразовании: -тель, -ёр, -ец, -щиц, -чиц, - щик, -чик, -ач, -ник;
  2. Глаголы: глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-,
    от-, за-, под-, пере-, до-: подъехать, отойти, подойти, перейти, дойти;

3. Прилагательные:

  • притяжательные прилагательные с суффиксом -и с чередованием: волчий, лисий;
  • относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-: ветряная, тяжеленный, медленный;
  • качественные прилагательные с суффиксом -оват-, -енък- [4].

Таким образом, для формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР III уровня учителю-логопеду необходимо проводить систематическую, последовательно усложняющуюся коррекционную работу. Стоит учесть, что работа должна вестись в разрезе тематик, предусмотренных общим календарным планом дошкольного образовательного учреждения, а в самом процессе рекомендуется использовать игровые приёмы для привлечения внимания ребёнка, различные дидактические пособия, игры на развитие мелкой и общей моторики и т.п.

Зарубежные специалисты, рассматривая проблему словообразования, отталкиваются от идеи комбинирования морфем. Так, согласно Л. Блумфилду, морфема – это наименьшая единица языка, имеющая некоторый смысл [2]. Примером может служить любое слово, которое имеет одинаковую основную часть при словообразовании: во всех вариантах основной частью остаётся «-беж-» или «-бег-», но при видоизменении, то есть при словообразовании, имеет уже немного другой смысл, который получается при помощи приставок, суффиксов и окончаний, например, «я бегу, он бежит, она прибежала». Данный способ словообразования называется приставочным и имеет свои особенности. Обучать детей словообразованию и словоизменению стоит от самых лёгких и уже хорошо знакомых им слов и их значений. Затем, после преобразования знакомого слова, ребёнку необходимо сравнить ранее знакомое ему слово и новое, выделить сходные части звучания и отличительные, а также необходимо логопеду рассказать ребёнку о смысловом значении слова и путём примеров объяснить ребёнку применение новых слов в устной речи. В отечественной логопедии примером такого подхода является альбом по развитию речи «Говорим правильно» С.В. Володиной [3], в котором ребёнку ориентируясь по картинкам, предлагается рассказать, что сделали изображённые персонажи, например, «он пришёл домой, он ушёл на работу, он обошёл камень, он вошёл в автобус». Данный способ словообразования называется «образование глаголов с помощью приставок». В процессе дальнейшей работы по словообразованию с ребёнком можно усложнять данный способ, прибавляя другие приставки и окончания. Путём такого вида практических упражнений ребёнок также будет усваивать род и число употребляемого глагола.

Ещё одним подходом формирования навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня является наглядное моделирование. Применение наглядных моделей может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций, например, для образования уменьшительно-ласкательных существительных «дом – домик» ребёнку необходимо будет схематично зарисовать два дома: один больше, другой меньше. Облегчить этот процесс формирования словообразования, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка с ОНР III уровня поможет метод наглядного моделирования. Так, Л.Ф. Обухова отмечает, что наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности [6].

Следовательно, можно провести параллель между наглядным моделированием и методом наглядности. Ребёнку для осуществления речевого акта необходимы зрительные опоры, выстраивая которые будет происходить стимуляция речи. Так как, ребёнок, играя, достаточно рано овладевает использованием предметов-заменителей, ему не составит особых трудностей использования наглядного моделирования, в основе которого лежит принцип замещения: предмет реальной действительности может быть замещён в игровой деятельности детей другим предметом, изображением, знаком, звуковым сопровождением действия предмета.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе. Отсюда, можно выделить следующие этапы наглядного моделирования:

  1. Усвоение и анализ сенсорного материала.
  2. Перевод его на знаково-символический язык.
  3. Работа с моделью.

Эти этапы решают следующие дидактические задачи:

- знакомство с графическим способом представления информации;

- формирование навыка дешифровки модели;

- формирование навыка самостоятельного моделирования;

- формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребенку в его учёбе в школе [7].

Таким образом, применяя в работе метод наглядного моделирования для формирования навыков словообразования у дошкольников улучшится процесс запоминания, скорректируется сосредоточенность внимания при выполнении словесных заданий, при помощи опоры на наглядно-образную форму получится сложить полноценную картину действий о рассказываемом им или ими информации (стихотворение, рассказ, сказку и др.), дети смогут рассказать характерные особенности и необходимые качества персонажей и предметов с опорой на продукт наглядного моделирования, научатся зарисовке элементами мнемотехники, разовьют мелкую моторику пальцев рук, ориентацию на листе бумаги, концентрацию внимания, усидчивость, силу нажатия на карандаш, улучшится запоминание и припоминание словесных высказывания с опорой на свои зарисовки.

Проанализировав различные подходы к логопедической коррекционной работе по формированию словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня, мы полагаем, что процесс словообразования будет эффективным в случае соблюдения учителем-логопедом, воспитателем и другими специалистами, взаимодействующими с ребёнком, следующего ряда правил:

  • сравнение знакомого слова для ребёнка с новым;
  • коррекционный процесс должен быть последовательно поэтапно усложняющимся: от существительных и глаголов до прилагательных, от словообразования суффиксальным способом до приставочного;
  • автоматизация и дифференциация новых знаний в процессе специально подобранных упражнениях в устной речи;
  • разнообразие подачи коррекционно-образовательного материала.

Перспективы дальнейшей работы в данном направлении состоят в усовершенствовании коррекционного процесса у старших дошкольников с III уровнем ОНР путём привлечения в работу новых нетрадиционных форм и других различных видов деятельности, которые будут способствовать дальнейшему развитию словообразования. Однако, на данный момент, одной из важнейших перспективных целей является процесс предупреждения развития несформированности навыка словообразования, заключающийся в проведении своевременной профилактики с дошкольниками не только в старшем дошкольном возрасте, а в период формирования процесса словообразования у нормально развивающихся 3-4-летних дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL : https://clck.ru/SpAwK (дата обращения: 03.04.2021)
  2. Блумфилд Л. Язык / Под ред. М.М. Гухман. – М.: Прогресс, 1968. – 608 с.
  3. Володина В.С. Альбом по развитию речи «Говорим правильно». – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 95 с.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
  5. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. М.: НИИД АПН РСФСР, 1967. – 122 с.
  6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст]. – М.: Тривола, 1996. – 374 с.
  7. Панфиленко Г.И., Кудрина Л.В., Кислинская Н.П., Лагоша Г.Е. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2015. – с. 74-77
  8. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
  9. Туманова Т.В. Нарушение процессов словообразования в устной и письменной речи (у младших школьников с общим недоразвитием речи). – М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2005. – 144 с.
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (30.81 kB)
Автор:
Студент ГОУ ВПО "ДонНУ"
Соавтор: Чечель Екатерина Олеговна
к. психол. н. ГОУ ВПО "ДонНУ"
Дата публикации: 05.04.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Крюкова В. О. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/103654-statya (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию