статья СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация. В статье раскрыты подходы логопедической коррекционной работы по формированию словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Рассмотрены идеи отечественных и зарубежных специалистов, выделены психолого-педагогические условия эффективного формирования навыков словообразования в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: дошкольный возраст, коррекционная работа, логопедия, недоразвитие речи, общее речевое развитие, словообразование.
Речь любого человека является одним из первых компонентов индивидуальности и возможности заявить о себе как о культурной, интеллектуально развитой личности. Поэтому с раннего детства окружающие ребёнка взрослые пытаются сделать все возможное, чтобы их ребёнок как можно раньше и хорошо научился ползать, ходить, и, конечно же, говорить.
С 3 до 4 лет ребёнок с нормой в развитии уже овладевает связной речью. Под связной речью мы понимаем последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях [8]. Однако данный процесс не у всех детей проходит успешно. Своевременное формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольника является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития и способствует развитию мыслительных операций, логического мышления, налаживанию коммуникативных связей и социализации в обществе.
Психологические представления о процессе порождения речи как сложном, многооперационном процессе рассматривали в своих работах Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Л.А. Чистович, В.А. Кожевников, В.В. Алякринский. Логопеды, изучавшие проблематику общего недоразвития речи (ОНР), приходили к выводу о трудностях и порой отсутствии у детей навыков образования новых слов (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова).
У дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня процесс словообразования в результате нарушения дифференциации фонем недостаточно развит, что вызывает у детей затруднения при различении форм слов при словообразовании.
Актуальность научной проблемы определяется своевременным развитием культуры речи дошкольника, возможностью развёрнутого высказывания сложными грамматическими конструкциями и развитием высших психических функций, составная частью которого является формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В логопедии под общим недоразвитием речи (ОНР) понимается нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом [5].
При ОНР процесс формирования словообразования осложнён из-за многозначности слов, переносных значений, сложностями в грамматике, так как в русском языке много правил правописания и говорения. Высказывания детей затруднены, они преимущественно строят простые предложения, используют недостаточно прилагательных и наречий, допускают ошибки в применении нужного предлога, согласовании частей речи, падежных окончаний и правильном ударении на звук. Именно эти факторы усложняют процесс усвоения правильной речи в дошкольном возрасте.
Основой красивой речи и показателем ясного мышления выступают целостность, логика рассуждений, взаимосвязь частей, именно поэтому усвоение правильных процессов словообразования и словоизменения является залогом успешности устной речи дошкольника и правильной орфографической составляющей в начальной школе.
Словообразование – это процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц [1]. Полноценное овладение процессом словообразования зависит от состояния лексической системы языка ребёнка, от уровня развития языковой компетенции и речевой коммуникации в целом [9].
Специалисты логопедического профиля выделяют направления формирования словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью преобразования форм глаголов, существительных и прилагательных (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Работа строится от лёгкого к сложному и поэтому коррекционный процесс начинается с добавления необходимых суффиксов к словам для получения уменьшительно-ласкательных существительный, например, кот – котик. Затем ребёнку предлагается изучать глаголы действия с добавлением к каждому множества приставок, например, котик пришёл, ушёл, вышел, зашёл. В конце начинается работа с прилагательными, ребёнка просят добавить слово в предложение, описывающее предмет или явление, например, задумчивый маленький котик зашёл в дверь. Таким образом, ребёнок по окончанию поэтапной систематической коррекционной работы умеет «работать» с существительными, глаголами, прилагательными и объединять их все вместе в предложения и строить целые тексты.
Так, Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова [4] предлагают свое видение последовательности логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. По их мнению, логопедическая работа у дошкольников с ОНР направлена на формирование словообразования глаголов, существительных и прилагательных, а развитие остальных частей речи происходит самостоятельно и параллельно с коррекционной работой с ребёнком по развитию навыков словообразования и словоизменения.
Авторы выделяют 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи:
I этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Процесс словообразования происходит путём образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -к-, -ик-: стол – столик, мост – мостик, карандаш – карандашик, а затем отрабатывается более сложный суффикс -чик-: стул – стульчик, рукав – рукавчик. Данный способ словообразования называется суффиксальным.
Затем коррекционно-образовательный процесс направлен на отработку глаголов:
- Дифференциация совершенного (пришёл, положил, закрыл) и несовершенного вида (играть, танцевать, видеть).
- Возвратных (взять – браться, играть – наиграться) и невозвратных глаголов (разговаривать, мечтать, думать).
Завершающим звеном первого этапа является отработка прилагательных путём образования притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-, -ий-: Ольга – Ольгин, Донецк – донецкий, кошка – кошкин (хвост).
Далее материал усложняется. Идёт работа по образованию и применению на практике (в речи) качественных (размер, вес, цвет и т.д.) и относительных (отношение к материалу, из которого сделан предмет, ко времени, к месту) прилагательных, например, стульчик – коричневый стульчик, столик – большой красивый столик.
II этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей. Отрабатываются снова три вида частей речи:
- Существительные:
- образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами –оньк-, -еиък-, -ъииек-, -ышк-;
- образование существительных с суффиксом -ниц-: сахарница, хлебница;
- образование существительных с суффиксом -инк: пылинка, малинка, с суффиксом -ин-: виноградина, баранина;
- Глаголы:
- глаголы с приставками в-, вы-, на-: выйти, найти;
- глаголы пространственного значения с приставкой при-: прилететь, присесть, присмотреть;
3. Прилагательные:
- притяжательные прилагательные с суффиксом -и- без чередования: лисий, медвежий;
- относительные прилагательные с суффиксами -и-, -ан-, -ян-, -енн-: ветряная, тяжеленный, медленный;
- качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
III этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. Работа также строится на трёх видах частей речи, но при этом процесс словообразования усложняется:
- Существительные: образование названий профессий (учить – значит профессия учитель, петь – певец, дирижировать – дирижёр, танцевать – танцор). Таким образом, данная категория словообразования усложняется большим количеством суффиксов, которые необходимо использовать при словообразовании: -тель, -ёр, -ец, -щиц, -чиц, - щик, -чик, -ач, -ник;
- Глаголы: глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-,
от-, за-, под-, пере-, до-: подъехать, отойти, подойти, перейти, дойти;
3. Прилагательные:
- притяжательные прилагательные с суффиксом -и с чередованием: волчий, лисий;
- относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-: ветряная, тяжеленный, медленный;
- качественные прилагательные с суффиксом -оват-, -енък- [4].
Таким образом, для формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР III уровня учителю-логопеду необходимо проводить систематическую, последовательно усложняющуюся коррекционную работу. Стоит учесть, что работа должна вестись в разрезе тематик, предусмотренных общим календарным планом дошкольного образовательного учреждения, а в самом процессе рекомендуется использовать игровые приёмы для привлечения внимания ребёнка, различные дидактические пособия, игры на развитие мелкой и общей моторики и т.п.
Зарубежные специалисты, рассматривая проблему словообразования, отталкиваются от идеи комбинирования морфем. Так, согласно Л. Блумфилду, морфема – это наименьшая единица языка, имеющая некоторый смысл [2]. Примером может служить любое слово, которое имеет одинаковую основную часть при словообразовании: во всех вариантах основной частью остаётся «-беж-» или «-бег-», но при видоизменении, то есть при словообразовании, имеет уже немного другой смысл, который получается при помощи приставок, суффиксов и окончаний, например, «я бегу, он бежит, она прибежала». Данный способ словообразования называется приставочным и имеет свои особенности. Обучать детей словообразованию и словоизменению стоит от самых лёгких и уже хорошо знакомых им слов и их значений. Затем, после преобразования знакомого слова, ребёнку необходимо сравнить ранее знакомое ему слово и новое, выделить сходные части звучания и отличительные, а также необходимо логопеду рассказать ребёнку о смысловом значении слова и путём примеров объяснить ребёнку применение новых слов в устной речи. В отечественной логопедии примером такого подхода является альбом по развитию речи «Говорим правильно» С.В. Володиной [3], в котором ребёнку ориентируясь по картинкам, предлагается рассказать, что сделали изображённые персонажи, например, «он пришёл домой, он ушёл на работу, он обошёл камень, он вошёл в автобус». Данный способ словообразования называется «образование глаголов с помощью приставок». В процессе дальнейшей работы по словообразованию с ребёнком можно усложнять данный способ, прибавляя другие приставки и окончания. Путём такого вида практических упражнений ребёнок также будет усваивать род и число употребляемого глагола.
Ещё одним подходом формирования навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня является наглядное моделирование. Применение наглядных моделей может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций, например, для образования уменьшительно-ласкательных существительных «дом – домик» ребёнку необходимо будет схематично зарисовать два дома: один больше, другой меньше. Облегчить этот процесс формирования словообразования, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка с ОНР III уровня поможет метод наглядного моделирования. Так, Л.Ф. Обухова отмечает, что наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности [6].
Следовательно, можно провести параллель между наглядным моделированием и методом наглядности. Ребёнку для осуществления речевого акта необходимы зрительные опоры, выстраивая которые будет происходить стимуляция речи. Так как, ребёнок, играя, достаточно рано овладевает использованием предметов-заменителей, ему не составит особых трудностей использования наглядного моделирования, в основе которого лежит принцип замещения: предмет реальной действительности может быть замещён в игровой деятельности детей другим предметом, изображением, знаком, звуковым сопровождением действия предмета.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе. Отсюда, можно выделить следующие этапы наглядного моделирования:
- Усвоение и анализ сенсорного материала.
- Перевод его на знаково-символический язык.
- Работа с моделью.
Эти этапы решают следующие дидактические задачи:
- знакомство с графическим способом представления информации;
- формирование навыка дешифровки модели;
- формирование навыка самостоятельного моделирования;
- формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребенку в его учёбе в школе [7].
Таким образом, применяя в работе метод наглядного моделирования для формирования навыков словообразования у дошкольников улучшится процесс запоминания, скорректируется сосредоточенность внимания при выполнении словесных заданий, при помощи опоры на наглядно-образную форму получится сложить полноценную картину действий о рассказываемом им или ими информации (стихотворение, рассказ, сказку и др.), дети смогут рассказать характерные особенности и необходимые качества персонажей и предметов с опорой на продукт наглядного моделирования, научатся зарисовке элементами мнемотехники, разовьют мелкую моторику пальцев рук, ориентацию на листе бумаги, концентрацию внимания, усидчивость, силу нажатия на карандаш, улучшится запоминание и припоминание словесных высказывания с опорой на свои зарисовки.
Проанализировав различные подходы к логопедической коррекционной работе по формированию словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня, мы полагаем, что процесс словообразования будет эффективным в случае соблюдения учителем-логопедом, воспитателем и другими специалистами, взаимодействующими с ребёнком, следующего ряда правил:
- сравнение знакомого слова для ребёнка с новым;
- коррекционный процесс должен быть последовательно поэтапно усложняющимся: от существительных и глаголов до прилагательных, от словообразования суффиксальным способом до приставочного;
- автоматизация и дифференциация новых знаний в процессе специально подобранных упражнениях в устной речи;
- разнообразие подачи коррекционно-образовательного материала.
Перспективы дальнейшей работы в данном направлении состоят в усовершенствовании коррекционного процесса у старших дошкольников с III уровнем ОНР путём привлечения в работу новых нетрадиционных форм и других различных видов деятельности, которые будут способствовать дальнейшему развитию словообразования. Однако, на данный момент, одной из важнейших перспективных целей является процесс предупреждения развития несформированности навыка словообразования, заключающийся в проведении своевременной профилактики с дошкольниками не только в старшем дошкольном возрасте, а в период формирования процесса словообразования у нормально развивающихся 3-4-летних дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL : https://clck.ru/SpAwK (дата обращения: 03.04.2021)
- Блумфилд Л. Язык / Под ред. М.М. Гухман. – М.: Прогресс, 1968. – 608 с.
- Володина В.С. Альбом по развитию речи «Говорим правильно». – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 95 с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
- Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. М.: НИИД АПН РСФСР, 1967. – 122 с.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст]. – М.: Тривола, 1996. – 374 с.
- Панфиленко Г.И., Кудрина Л.В., Кислинская Н.П., Лагоша Г.Е. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2015. – с. 74-77
- Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
- Туманова Т.В. Нарушение процессов словообразования в устной и письменной речи (у младших школьников с общим недоразвитием речи). – М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2005. – 144 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Крюкова В. О. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/103654-statya (дата обращения: 21.11.2024)- Модульная технология обучения
- ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
- Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
- Черепаха и Заяц ("Ташбака белән Куян")
- Шкалирование как один из методов математической обработки психологических данных
- Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС
- Использование ИКТ на уроках физической культуры
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6970 пользователей.
Отзывы