статья Развитие познавательной и творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности
Сегодня в Российском образовании проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей приобретает особую актуальность и значимость. Для развития современного общества важны идеи, открытия, изобретения, сделанные талантливыми людьми, обладающими высоким интеллектуальным потенциалом, способными принимать нестандартные решения, умеющими творчески мыслить. В этой связи, организация системной работы по выявлению и развитию способных и талантливых детей является одной из приоритетных задач современной школы и образовательной практики, которая начинается уже в начальных классах, где закладываются основы творческой деятельности, развиваются таланты и способности детей.
Для проявления способностей в той или иной области каждому ребенку необходимо создать максимально благоприятные условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных способностей, поддержки его талантов. Одним из таких условий является внеурочная деятельность, которая в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует выявлению и развитию способных и одарённых школьников.
Во внеурочной деятельности у обучающихся развиваются стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, творческие способности, воспитываются самостоятельность, инициативность, ответственность, приобретаются навыки проектно-исследовательской деятельности, умение работать в коллективе.
В рамках внеурочной деятельности разработана авторская программа курса «Юный экономист», которая направлена на поддержку и развитие способных, талантливых детей, обеспечения их личностной социальной самореализации, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни, ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых реальных условиях. Главная особенность и принципиальное отличие данного курса - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей (жизнь, труд, семья, природа и др.), воспитание нравственных качеств, развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся.
Программа включает четыре взаимосвязанных раздела «Будем знакомы - Экономика» (1 класс); «Семь «я» и экономика» (2 класс); «В мире экономики» (3 класс); «Край, в котором мы живём» (4 класс) и ориентирована на специфику возрастных особенностей учащихся.
Целью программы является формирование адекватных представлений об окружающем мире, элементарных экономических знаний, умений и навыков, становление нравственных убеждений и поведения, содействие интеллектуальному, личностному, социальному развитию обучающихся, создание условий для развития творческих способностей, воспитания нравственных качеств.
В основе построения программы курса – деятельностный подход к обучению. Основой обучения при этом является не только запоминание учениками экономической информации, которой в изобилии их снабжает учитель, но и участие самих школьников в процессе её приобретения. Идея деятельностного подхода к обучению учащихся реализована посредством систематического выполнения детьми заданий и упражнений, решения экономических задач, участия в различных играх и т.п. Через практическую деятельность учащиеся осознают важность и необходимость экономических знаний и умений, приобретают опыт применения знаний, учатся делать самостоятельные логические выводы, выявляют элементарные экономические взаимосвязи, проявляют творческое мышление, активность, организаторские навыки.
Как показала практика, задания, предлагаемые в курсе «Юный экономист», понятны учащимся, так как учитывают их жизненный опыт, отражают проблемы, ситуации и явления, с которыми дети уже имели дело. Это обусловило и выбор методов, форм проведения занятий по экономике: беседы, ролевые и деловые игры, экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, практикумы, интересные познавательные задания (расшифровка ребусов, кроссвордов, анаграмм), творческие работы, конкурсы, викторины, турниры, экономические игры, просмотр слайдов, видеофильмов, выполнение проблемных заданий и др., которые способствуют ознакомлению детей с основами экономических знаний, развитию интеллекта, познавательного интереса, творческих способностей.
На занятиях курса дети знакомятся с содержанием труда родителей, с различными профессиями, с историей возникновения денег, их значением в жизни человека и общества, с различными видами рынков, способами торговли, с рекламой товаров, механизмом ценообразования и многим другим; учатся выполнять несложные расчеты семейного бюджета, вести учет доходов и расходов, осуществлять расчеты при организации своего питания в школьной столовой, использовать права потребителей в случае приобретения товара с недостатком и при обмене качественных товаров, т.е. получают те базовые навыки, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.
Программа курса предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера, которые способствуют развитию любознательности, творческой активности учащихся. Так, значительная часть времени на занятиях отводится практическим работам, способствующим овладению экономической терминологией, деловым языком: обучение в процессе занятий работе со словарями, энциклопедиями, справочниками; чтение газетных и журнальных статей, научно-популярной литературы по экономическим вопросам; составление словарика слов по экономической тематике.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, которая включает поиск дополнительной литературы по теме занятия, осмысление и анализ фактов, написание сообщений, докладов на экономические темы, выполнение творческих работ, рассматривание иллюстраций, рисование рекламы, объектов экономической деятельности, чтение детских книг по экономике, что благоприятствует развитию индивидуальных склонностей и способностей учащихся, творческих потенций личности, ее эмоционально-нравственной сферы.
На занятиях учащиеся пишут различные сочинения («Что значит быть ответственным?», «Моя будущая профессия», «Мне очень хотелось заработать деньги…», «Не ошибается тот, кто не работает», «Если бы я был богатым человеком…», «Почему о некоторых работниках говорят «золотые руки» и др.); экономические сказки («Трудяга - бобёр», «Приключение монетки», «О том, как Заяц с Лисой договор заключили» и др.).
Подобные виды творческих работ заставляют детей задуматься над той или иной нравственной и экономической проблемой, сформулировать свою точку зрения, выразить своё отношение к данной проблеме, развивают творческие способности.
В рамках творческой деятельности у обучающихся формируется способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Этому способствует метод проектов, который является эффективным средством личностного развития школьника.
Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на занятиях знания; создает условия для творческой самореализации личности, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, прививает навыки самообразования и саморазвития. Дети выполняют такие проекты, как «Вещи первой необходимости в доме», «Изготовление рекламы», «Эскиз упаковки», «Семейный бюджет» и др.
Развитию теоретического мышления, воспитанию нравственных качеств (бережливости, ответственности) способствует решение математических задач с экономическим содержанием, которое вызывает у детей повышенный интерес, помогает активизировать мыслительную деятельность. Дети обучаются элементарным экономическим расчётам: сравнивают стоимость различных товаров, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, определяют цену, стоимость вещей при решении задач, выбирают наиболее рациональный способ решения. Такая работа обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление учащихся об окружающем мире и экономический словарный запас, закладывает экономические знания, развивает способность рассуждать, самостоятельно мыслить.
Для активизации деятельности обучающихся на занятиях и расширения их кругозора активно используются малые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки), способствующие формированию у учащихся нравственных представлений (о доброте, дружбе, честности и т.д.), нравственных качеств личности (трудолюбия, бережливости и др.). Детям предлагаются следующие задания: объяснить смысл пословиц, поговорок с нравственной и экономической точек зрения; распределить пословицы по темам (о труде, о цене, о купле – продаже, о бережливости, о добре, о богатстве и бедности, о качествах человека).
Чтение и анализ рассказов, стихотворений, сказок на занятиях курса помогают школьникам понять и оценить нравственные поступки людей, мотивы их поведения. Дети читают и обсуждают тексты, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы справедливости, честности, товарищества, дружбы, верности. Например, «Честный мальчик» (корейская сказка), А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», рассказы Е. Пермяка «Чужая калитка», Л. Воронковой «Что сказала бы мама?», Н. Артюховой «Совесть заговорила» и др.
Анализ поведения литературных героев, их эмоциональных действий и суждений способствует более глубокому пониманию общественных отношений и экономических сторон жизни, как в прошлом, так и в настоящем.
Любая тема по экономике (виды хозяйств, потребности, ресурсы, товары, услуги, деньги, доходы, расходы) хорошо усваивается детьми при использовании на занятиях показа мультфильмов. Например, к теме «Виды хозяйств» дети смотрят мультфильм «Бабушкины очки», к теме «Потребности» - «Пустомеля», к теме «Ресурсы» - «Горшочек каши» и т.д. Анализируя мультфильмы, дети рассматривают их с разных экономических сторон. Происходит развитие аналитического мышления, словарного запаса детей, умения преподносить и отстаивать свою точку зрения, что ребятам пригодится в будущей жизни.
Значительное место в младшем школьном возрасте продолжает занимать игровая деятельность. Игра способствует развитию интереса к изучению экономических явлений, повышению экономической грамотности учащихся, формированию нравственных качеств (ответственности, обязательности, инициативности, бережливости), то есть качеств, необходимых для успешной деятельности в условиях рыночной экономики. В курсе разработаны игры различных типов: сюжетно-ролевые («Бюджет семьи», «Как распределить семейные обязанности» (Домашнее хозяйство); «Умные руки», «Фермер», (Профессии); «Ярмарка», «Конкуренция», «Магазин» (Рынок); «Давай меняться» (Бартер); «Хочу - надо» (Потребности); «День зарплаты», «Таинственный производитель» (Предприятие); деловые игры («Бартер и торговля», «Если бы я был мэром города...», «Создаём газету сами»); игры-путешествия («Игра - путешествие по городу Здоровейску», «В страну Экономики», «Путешествие на остров «Алокш» и др.);игры-конкурсы, игры-викторины, игры-соревнования, настольные игры. Применение игровой технологи во внеурочной деятельности позитивно влияет не только на формирование познавательного интереса, но и на развитие способностей и одарённости младших школьников.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Поэтому в содержание курса «Юный экономист» включён краеведческий материал с целью формирования у учащихся краеведческого мировоззрения, воспитания патриотизма, гражданственности, ответственности за место, где они родились и живут, за каждый уголок своей малой родины.
При изучении раздела «Край, в котором мы живём» (4 класс) на материале краеведческого характера дети изучают экономические особенности Смоленского края, традиционные промыслы, потребности населения и возможности местного хозяйства в их удовлетворении, мир труда и профессий родного края, культуру Смоленщины.
На занятиях широко используется справочный материал краеведческого характера, отражающий этнические особенности региона, социально-экономические тенденции его развития. В увлекательной форме младшие школьники знакомятся с экономическими особенностями местности, в которой они живут, узнают об истории, культурных традициях, знаменитых людях их родного края.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка [1].
На занятиях используются групповые, индивидуальные, коллективные формы работы, которые способствуют выработке у детей умений и навыков работать в паре или в группе, распределять роли и обязанности, сотрудничать и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в соответствии с общепринятыми нравственными нормами (готовность слушать собеседника и вести диалог, соблюдая нормы этикета; считаться с мнением других, признавать возможность существования различных точек зрения; быть доброжелательным и вежливым в общении).Общность интересов школьников на занятиях создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психику и характер одаренных детей.
Таким образом, представленный опыт работы по программе курса «Юный экономист» позволяет констатировать, что внеурочная деятельность является важным условием для выявления, развития способностей и творческой активности у детей в начальной школе, способствует повышению качества их знаний, развитию одаренности, воспитанности.
В результате изучения курса происходят качественные изменения личности каждого обучающегося. Дети осознают важность и необходимость экономических знаний и умений, владеют ими и применяют на практике (в играх, учебной, трудовой деятельности, в быту), проявляют творческое мышление, познавательную активность, инициативность, любознательность, организованность, коммуникабельность, самостоятельность и самоконтроль в ситуации выбора и принятия решений в процессе трудовых и учебных действий, соотносят и координируют свои действия с действиями других людей; у них проявляются нравственные качества (трудолюбие, ответственность, дисциплинированность и др.) в поведении и деятельности, ценностное отношение к труду, стремление к саморазвитию и самообразованию.
Литература
1.Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / А.И. Савенков. - М.: Сентябрь, 2001. - 208 с.
2.ШевыреваТ.П. Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания / Т.П. Шевырева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск. - 2011. - № 6. - С. 146-153.
3. Шевырева Т.П. Программа факультативного курса «Юный экономист»(1-4классы) / Т.П. Шевырева. – Смоленск: ОАО «Смоленская городская типография»,2012. – 40с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шевырева Т. П. Развитие познавательной и творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/104195-razvitie-poznavatelnoj-i-tvorcheskoj-aktivnosti-mladshikh-shkolnikov-vo-vneurochnoj-deyatelnosti-iz-opyta-raboty-po-programme-kursa-yunyj-ekonomist (дата обращения: 21.11.2024)- Необоснованное применение операции кесарева сечения
- Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету
- Применение игровых технологий на разных этапах урока по социально-бытовой ориентировке
- Понятие и характеристика объекта недвижимости
- Информационное общество как новая социокультурная реальность
- Лучше знать лишнее, чем ничего не знать
- Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитательной работы музея Центра детского творчества
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6313 пользователей.
Отзывы