статья РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ С ПОДРОСТКАМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ
Работа имеет практическую актуальность для всех подростков, включая и обучающихся наравне с ними подростков с особыми образовательными потребностями. По данным исследований Е.А.Кошкиной с соавторами, социальные болезни, связанные с употреблением наркотиков, находятся на первом месте, употребляется также широко табак и алкоголь Причиной этому, согласно наблюдениям М.В.Жуковой и др. становится желание отойти от реальной жизни, возникающего вследствие утраты нравственных ценностей, ростом агрессивности, стресса и т.д. Возникает дезадаптация, проявляемая в употреблении ПАВ [2].
Цель работы: развитие у подростков с особыми потребностями системы нравственных представлений, ответственного отношения к будущему, к своей жизни и здоровью.
Задачи: развитие у данной категории школьников знаний о вреде использования ПАВ; формирование интернального локуса контроля, позитивной «Я-концепции».
Работа включает 3 этапа: ценностно-диагностический; профилактический; повторную диагностику.
1-й этап направлен на изучение ценностей и увлечений подростков с особыми потребностями, их отношения к вредным привычкам, исследование самооценки и уровня притязаний. Изучение ценностей подростков проводится с помощью методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б.Фанталовой [6]. Она позволяет исследовать такие жизненные ценности: активную деятельную жизнь, здоровье, интересную работу и др.
Изучение увлечений подростков целесообразно проводить с помощью «Неоконченных предложений», основанных на технике «Звездная карта моей жизни», описанной Л.Ф.Анн [1], с помощью которой можно проанализировать предпочтения в подростковом возрасте. Здесь предлагается устно или письменно закончить предложения (или нарисовать планеты и от круга с буквой «Я» озаглавить их приведенными ниже предложениями и окончить их). Примеры предложений: «Мое любимое увлечение…», «Мой любимый цвет…», «Моя любимая одежда…», «Мой лучший друг…».
Исследование отношения к вредным привычкам проводится с помощью анкеты М.В.Жуковой и др. [2]. Здесь описаны неоконченные предложения о них.
Самооценка и уровень притязаний изучается с помощью методики Дембо-Рубинштейна [5]. Она позволяет оценивать актуальный и желаемый уровень развития таких свойств, как: здоровье, характер, авторитет в группе и др.
2-й этап – собственно профилактический. Он включает в себя занятия, направленные на профилактику употребления ПАВ.
Форма работы – групповая. Занятия, проводимые 1 раз в месяц, имеют тренинговый характер. Количество участников – 10 человек, включая и подростков с особыми потребностями.
Каждое занятие включает в себя 3 части. 1-я часть – организационный момент. Он начинается с ритуала приветствия, которое нацелено на установление положительного настроя, актуализацию на занятие, установление контакта. Здесь участники, как правило, сами формируют цели занятия.
2-я часть – основная. Она содержит: информацию о вреде употребления ПАВ; в связи с тем, что участниками являются и подростки с особыми образовательными потребностями, в ней преобладают арт-терапевтические методы (сказкотерапия и изотерапия), игры. Применяются также техники когнитивной терапии. В работе используются нетрадиционные изотерапевтические методы (декупаж – техника украшения пластиковых тарелок с помощью вырезанных бумажных мотивов с лаковым покрытием; рисование крупой; эбру – создание картин на воде, в которой добавляется загуститель и последующее накладывание на рисунок бумаги, чтобы он на ней отпечатался; монотипия – техника печатной графики, представляющая собой нанесение красок на стекло с дальнейшим перенесением рисунка на бумагу).
Основными играми являются: игры-соревнования, представляющие собой расшифровку авторских изречений о вреде ПАВ (они зашифровываются цифрами, обозначающими буквы алфавита по типу заданий «Шифровальщик», описанных О.Ю.Машталь [4]). Изречения: курить – значит, годы жизни себе укоротить; станешь пить – здоровым и счастливым никогда тебе не быть; если наркотики принимать начнешь, - то в яму глубокую навеки попадешь.
Используются различные притчи о вреде ПАВ.
Пример авторской притчи для 7-8 класса «Умей ценить».
Жил на свете человек по имени Андрей, которому было 40 лет. С детства он знал любовь и заботу родителей, была у него дружная семья. Не ведал он в жизни трудностей и нищеты. Но была у Андрея ужасная привычка: он курил. Как его не уговаривали родные бросить курить, он этого не делал. Однажды из-за своей пагубной привычки он заболел. Болезнь была тяжелой, и врачи не надеялись, что он выживет. С этого момента Андрей имел одно желание: жить. Он понял, каким глупцом был, что не бросал курить. Но время жизни на Земле каждому дается свое, и сколько его отведено, человек не знает.
Однажды навестил этого человека один странствующий старик по имени Время. Трудно было определить, сколько ему лет. Длинная борода ниспадала до самого пояса. Густые волосы покрывали голову. Одежда его состояла из простой белой рубашки и белых штанов. Однако лицо было не в морщинах, а глаза светились глубокой мудростью и пониманием. Этот старик, придя к Андрею, из кармана вытащил маленькие необычные часы, сделанные подобно песочным. Сначала Андрей подумал, что в них действительно сыпался песок, но когда он присмотрелся, то увидел, что там находятся не простые песчинки, а блестящие жемчужины, причем почти все они были уже внизу, и осталось совсем мало наверху. Понял Андрей, что скоро они совсем перестанут сыпаться. Стенки часов были сделаны из хрусталя. Старик сказал: «Это драгоценные часы твоей жизни. У каждого человека есть такие же часы, как и у тебя. Видишь, как мало у тебя осталось бесценных жемчужин – мгновений жизни. А это получилось из-за того, что ты курил и не мог бросить». «Только сейчас, - ответил Андрей, - я понял, каким глупцом был. Ах, если бы у меня еще было много песчинок, как бы я радовался даже тому, что просто жив! Я бы никогда не курил! Я понял, что курением человек себя убивает». «Хорошо, - ответило Время, - я подарю еще тебе жемчужины жизни». После этого он перевернул часы и вверху жемчуга стало намного больше. «Но, - сказал старик, - с этого момента ты должен больше не курить. Если ты снова начнешь страдать от этой привычки, я переверну часы назад. Помни это».
После встречи со стариком Андрей почувствовал себя лучше. Вскоре, к изумлению врачей, он уже стал полностью здоровым и выглядел на 18. Но будет ли он помнить о словах старика? Об этом только мудрец Время и знал.
Когнитивные техники направлены на формирование конструктивных действий и мышления [3]. Здесь упор делается на работу с образами-представлениями жизни, связанной и не связанной с употреблением ПАВ, такими, к примеру, как:
- «Образы будущего» (например, представьте себе во всех подробностях свое будущее, если будете употреблять алкоголь и не будете это делать и сравните 2 этих образа);
- «Представления о вознаграждении» (например, представьте себе, что вы приобретете, если начнете курить: рак, уменьшение продолжительности жизни) и др.
- «Нивелирующие образы» (например, представьте себе сигарету в грязи, ваши ощущения при виде ее).
3-я часть занятия – рефлексия. Здесь происходит анализ участниками того, понравилось ли им занятие или нет.
Последний этап представляет собой повторную диагностику ценностей и увлечений, самооценки, отношения к вредным привычкам.
Литература
- Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / СПб.: Питер, 2007. – 271 с.
- Жукова, М.В. Профилактика аддиктивного поведения: теоретические аспекты и активные формы работы со школьниками [Текст] / М.В.Жукова, Е.В.Фророва, К.И.Шишкина. – Челябинск: Цицеро, 2017. – 220 с.
- Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога [Текст] / И.Г.Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2007. – 784 с.
- Машталь О.Ю. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений [Электронный ресурс] / О.Ю.Машталь. - URL: twirpx/org/file 2273435/.
- Методика Дембо-Рубинштейна [Электронный ресурс] – URL: https://www.eztests.xyz.
- Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта [Текст] / Е.Б.Фанталова. – Самара: БАХРАХ – М, 2001. – 128 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Хапейшвили С. Т. РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ С ПОДРОСТКАМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/104242-rabota-po-profilaktike-upotrebleniya-pav-s-podrostkami-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-obuchayushchimisya-v-massovoj-shkole (дата обращения: 14.11.2024)- Синдром профессионального выгорания преподавателей
- Методические рекомендации по использованию имеющихся в арсенале учителя средств взаимодействия с родителями учащихся общеобразовательных школ
- Жизнь в движении
- Применение "soft skills" в проектно-исследовательской деятельности учащихся
- Английский язык в современном мире
- Совершенствование деятельности лицея с социальными партнерами СМИ,по созданию условий для развития социально значимых компетенций учащихся
- Формы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования