Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий

Развитие читательской грамотности в начальной школе,

как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся,

с применением современных технологий.

 

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.

И поэтому одной из важнейших задач современной школы становится формирование функционально грамотной личности. В стандартах второго поколения отсутствуют упоминания о функциональной грамотности. А в новых образовательных стандартах понятие появляется в третьем разделе, который характеризует требования к условиям реализации программы НОО и ООО. Так, чтобы реализовать основные образовательные программы, школам необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников.

Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный учитель. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотностьэто умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные образовательные технологии. Для развития читательской грамотности можно использовать следующие технологии:

Технология критического мышления, важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать).
В рамках данной технологии предлагается использование следующих приемов:
1) «Чтение по частям»

 Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
2) «Работа с вопросником»

Этот прием используется при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

3) «Тонкие и толстые вопросы»

 Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
3) «Знаю, узнал, хочу узнать»

 Используется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Детям предлагается таблица с тремя графами «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать», в которой они самостоятельно записывают ответы. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
4) «Составление литературного паспорта героя» - завершающая цикл творческая работа, которая позволяет не только осмыслить прочитанное, но и также интегрировать цифровой и творческий формат работы. Здесь важно предварительно провести беседу о том, что такое паспорт, кому и зачем он выдаётся, какая информация в нём содержится. Такую работу можно переносить на летнее чтение: как итог задать ребятам сделать 5 паспортов любимых героев из прочитанных книг. Например, паспорт героя В.М.Гаршина «Лягушка путешественница» выглядит так:

Имя: лягушка.

Автор: В.М.Гаршин.

Прописка: авторская сказка «Лягушка путешественница».

Внешний вид: зеленая, пучеглазая, маленькая.

Личные качества: хвастливая, любопытная, изобретательная, жизнерадостная.

Заветное желание: побывать на юге.

5) «Написание творческих работ»

Играет большую роль на этапе закрепления изученной темы. Например, младшим школьникам предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Данная работа выполняется учениками в зависимости от уровня их развития.


 Технология проблемного обучения, предполагающая создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления.
Существуют следующие приемы создания проблемных ситуаций:
1) проблемные ситуации между двумя (или более) положениями:
– одновременное предъявление противоречивых фактов, теории или точки зрения;
– «столкнуть» разные мнения школьников с помощью вопроса или практического задания;
2) проблемные ситуации между житейским представлением младших школьников с помощью вопроса или практического задания «на ошибку», а затем предъявляется научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.


 Проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение результата – создание проекта.
Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:
1) написание сочинения-рассуждения на заданную тему;
2) выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;
3) сочинение своего стихотворения, басни, сказки.


Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. На этапе закрепления изученного материала рекомендуется использование следующих приемов:
1) «Мим-театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами одного из героев произведения, а класс отгадывает;
2) Приём «Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы:

а) Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.

б) У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».

3) «Древо мудрости», которое заключается в том, что сначала быстро, но внимательно младшие школьники читают текст. Далее каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Затем по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.


Информационно-коммуникационная технология, которая в рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Применение ИКТ на уроках литературного чтения, дает возможность учителю использовать эффективные педагогические технологии с применением интерактивных средств обучения, разнообразных форм и методов работы по формированию читательской компетенции.

Таким образом, сочетание указанных приемов способствует эффективной организации работы на уроке литературного чтения по формированию читательской грамотности. Рассмотренные приемы обеспечивают развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии, которые являются важнейшими составляющими понятия «читательская деятельность».
Продуманная и целенаправленная работа с текстом дает возможность ученику из большого объема информации получить нужную и полезную, а также сформировать социально-нравственный опыт и познавать окружающий мир.


Литература
1. Гусева Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного
чтения [Текст] / Т.Н. Гусева // ИНТОЛИМП. – 2017. – No 2. – С. 34-37.
2. Исаева О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотно-
сти младшего школьника [Текст] / О.В. Исаева // Научно-методический электронный журнал. «Концепт». – 2014. – No 20. – С. 4056–4060.
3. Колесова О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школь-
ников [Текст] / О.В. Колесова. – Нижний Новгород : НГПУ, 2018. – 54  

4.  Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.

5.http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/year-2015/50-nomer-8-04-2015/

6. Губанова М.И., Лебедева Е.П.// Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы развития /  http://school2100.com/

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (27.53 kB)
Автор:
учитель начальных классов МОУ "Гимназия №2 имени Героя Советского Союза Н.П.Белоусова Красноармейского района Волгограда"
Дата публикации: 25.08.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Вольвич О. Н. Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/106424-statya (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию