статья Военно-спортивная подготовка студентов на уроках физической культуры в системе среднего профессионального образования
Военно-спортивная подготовка студентов - это прямая подготовка молодежи к армейской жизни. Студенты должны прийти в армию физически и морально подготовленными, тогда они быстрее адаптируются к армейской жизни. В спорте юноша, а затем молодой человек, кроме возможности совершенствоваться физически, получает еще и духовные навыки мужества, терпения, преодоления себя, что так необходимо в современной и зачастую довольно жесткой жизни.
На уроках физической культуры в процессе физкультурно-спортивной деятельности у студентов формируются такие компетентности, как служба в армии и выполнение воинского долга; овладение знаниями оздоровления и формирования физических способностей; формирование спортивно-патриотических качеств; владение способами психофизической регуляции организма; способность самостоятельно осваивать знания, помогающие повысить двигательные и функциональные возможности организма человека.
Физическая культура в юношеском возрасте имеет особенно большое значение для формирования необходимых в жизни двигательных умений, навыков, овладения основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности. Приобретенные в юношеском возрасте двигательные умения и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие качества становятся базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования.
В ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» города Мичуринска имеются все условия для проведения занятий по физической культуре: игровой спортивный зал, зал борьбы, тренажерный зал, лыжная база, современное оборудование и инвентарь. В процессе физического воспитания осуществляется развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Эти качества определяют степень развития различных физических и двигательных способностей человека (силовые, скоростные, координационные и т.д.).
Особое внимание уделяется целенаправленному развитию и совершенствованию силовых способностей (максимальной силы); скоростно-силовых способностей (взрывной силы); силовой выносливости.
Средствами развития силовых способностей на уроках физической культуры являются такие упражнения как подтягивания на высокой перекладине, отжимания на брусьях, лазание по канату. Упражнения скоростно-силовой направленности, которые проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений, например, при отталкивании во время преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий, при метании гранаты на дальность. Для развития силовой выносливости используются многократное сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания с отягощением, подъем туловища лежа, переход из упора присев в упор лежа и др..
На уроках физической культуры широко применяется игровой метод, где различные игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. Это игры: требующие удержания внешних объектов (например, удержание партнера в игре «Всадники»); с преодолением внешнего сопротивления (например, игры «Перетягивание каната»); с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, эстафеты с переноской грузов различной массы).
Скоростные способности имеют большое прикладное значение. От уровня их развития зависит успех выпускников колледжа в определенных видах профессиональной и военной деятельности. Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной скоростью (т.е. скоростные упражнения) бег на короткие дистанции, прыжки в длину и в высоту, метания. Для тренировки быстроты реакции применяют эстафеты с неожиданными препятствиями, преодоление которых возможно с помощью спортивных игр: баскетбол, гандбол, футбол (быстрое нападение с преодолением защитника).
В физической подготовке первоочередное внимание уделяется целенаправленному развитию и совершенствованию координационных способностей. Основным средством развития и совершенствования всех этих способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. К ним относятся гимнастические и акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры, единоборства, кроссовый бег, комбинированные эстафеты, полосы препятствий и т.д.
Для развития гибкости применяют простые движения (наклоны, повороты, выпрямление); пружинистые движения (пружинистые наклоны и выпрямление); маховые движения.
Большое прикладное значение имеет общая выносливость. Она необходима в производственной и военной деятельности.
Средствами развития общей выносливости являются разнообразные физические упражнения преимущественно циклического характера: бег в равномерном темпе, бег с изменением скоростей («фартлек» - игра скоростей), марш-бросок, лыжные гонки.
Особенности и характер служебно-боевой деятельности предъявляют сегодня повышенные требования к физической и психологической подготовке будущих призывников. Поэтому в занятия по физической подготовке с юношами включаются специальные упражнения для развития не только физических способностей, но и волевых качеств, обеспечивающих психологическую готовность к деятельности в неблагоприятных и опасных условиях. К ним относятся: целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.
Для воспитания моральных и волевых качеств на уроках физической культуры используются различные методы – убеждение, принуждение, метод постепенно повышающихся трудностей, соревновательный метод. Умелое их использование приучает будущих призывников к дисциплине, воспитывает у них требовательность к себе, настойчивость и упорство в достижении цели, способность к преодолению трудностей, уверенность в своих силах, смелость, решительность, чувство коллективизма, волю к победе, способность к предельной мобилизации сил в условиях тренировочных занятий и соревнований.
В зависимости от психологических особенностей каждого студента с целью воспитания волевых качеств, применяется индивидуальное или групповое выполнение упражнений. С теми, кто не обладает достаточным упорством и настойчивостью, рекомендуется проводить занятие групповым методом. Совместное выполнение заданий с более сильными студентами позволяет выполнить больший объем упражнений.
При проведении занятий широко используют соревновательный метод. Для этого в занятие включаются упражнения, которые требуют максимальной концентрации усилий для достижения поставленной цели. Например, соревнования в выполнении упражнений «до отказа» - «кто больше подтянется на перекладине (отожмется в упоре лежа)», «кто быстрее преодолеет дистанцию или выполнит большее число повторений» и т.п. Вместе с тем такие упражнения-задания повышают эмоциональный фон урока, способствуют выполнению большего объема при меньшей психологической перегрузке.
В тоже время участие в соревнованиях на различные дистанции является одним из самых важных средств развития волевых качеств в борьбе за победу, а в случае неудачи дает мощный толчок для дальнейшей подготовки. Редко встречаются студенты, которые не стремятся взять реванш и смиряются с поражением.
Задание для каждого занимающегося должно быть индивидуальным – трудным, но выполнимым. В этом плане большое значение имеют изучение своих воспитанников и правильная оценка их возможностей. Каждое из заданий должно быть таким по сложности, чтобы студенты могли его выполнить при полной мобилизации своих умений, сил и возможностей. Следует особенно внимательно относиться к увеличению нагрузки при освоении сложных упражнений, соблюдать принцип постепенности и обеспечивать безопасность занимающихся.
Важную роль в воспитании волевых качеств и в подготовке студентов, как будущих призывников, играют самовоспитание и самостоятельность в проведении занятий и участии в соревнованиях. Самостоятельное проведение занятий во многом будет способствовать воспитанию уверенности в своих силах, позволит познать себя, выявить (в результате анализа) недочеты, слабости для того, чтобы научиться их активно преодолевать.
В образовательную программу по физической культуре входит изучение таких видов спорта, как легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка.
Основная задача легкой атлетики и лыжной подготовки – воспитание выносливости, способность длительное время выполнять тяжелую работу, что, в свою, очередь, приучает будущих призывников к выдержке, умению терпеть. Для этого рекомендуется проводить кроссы и марш-броски, изменяя длину дистанции, при высокой и низкой температуре, в ветреную погоду, устанавливают контрольное время прохождения дистанции и т.д.
На занятиях по лыжной подготовке студенты постоянно сталкиваются с трудностями самого различного характера – низкими температурами, сложным рельефом, плохим скольжением, выполнение большой физической нагрузки, несмотря на нарастающее утомление, преодоление чувства страха и неуверенности при больших спусках, переживание неудач, неуверенность в своих силах и т.п.
Преодоление названных трудностей уже способствует воспитанию волевых качеств. Во время тренировок и соревнований приходится проявлять качества, которые во многом решают задачи повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Это настойчивость и упорство в преодолении трудностей и в достижении поставленной цели, способность к максимальным напряжениям, смелость и решительность, уверенность в своих силах и др.
В процессе занятий гимнастикой развиваются такие морально-волевые качества личности, как самоконтроль, смелость и решительность, мужество и упорство, настойчивость и целеустремленность в преодолении трудностей, возникающих при обучении различным упражнениям. Организованное выполнение групповых упражнений, соревнования, праздники имеют большое значение для воспитания чувства дружбы, товарищества, коллективизма.
Спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол, ручной мяч) являются также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Кроме этого, игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между играющими определенных отношений, что способствует активному общению установлению контакта с товарищами. Правила и двигательные действия игры закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.
Для подготовки будущих призывников к военной службе, на занятиях по физической культуре используются военно-прикладные физические упражнения (метание гранаты, прыжок в длину, прыжок в высоту, бег на различные дистанции, челночный бег, лазание по канату, подтягивание, подъем переворотом, кувырки, передвижение на лыжах и др.). С помощью этих упражнений совершенствуется физическая подготовленность студентов и ее военно-прикладная направленность. Поэтому за весь период обучения необходимо проверить и оценить каждого юношу по военно-прикладной физической подготовке.
Большое значение при подготовке студентов к военной службе имеют внеклассные мероприятия – соревнования, игры, экскурсии, походы. В настоящее время наблюдается возрождение «зарничного движения», предлагаются новые игры, проводятся различные соревнования военно-спортивной направленности. Как игра, военно-спортивная игра носит познавательный характер, ей присущи разнообразие мотивов, активность действия, высокая эмоциональность. Вместе с тем она имеет свои характерные особенности: наличие элементов героики и романтики; военно-прикладная направленность действий; использование специального военного оборудования.
Разнообразные упражнения, применяемые в военно-спортивной игре, такие как: бег, прыжки, метание гранаты, являются по духу спортивными и проводятся в соревновательной форме. Умения применять в процессе игры учебное оружие, противогазы, совершать передвижения и маневры на местности; осуществлять маскировку и ориентирование на местности по различным признакам, носят военную направленность и также проходят в соревновательной форме.
Кроме того, военно-спортивная игра является одним из важных средств патриотического воспитания призывной молодежи, формирования высоких нравственных и физических качеств.
Преподаватели физической культуры Промышленно-технологического колледжа регулярно осуществляют подготовку студентов по физической и военной прикладной подготовке. Совместно с преподавателем ОБЖ проводятся спортивные мероприятия с военно-прикладной направленностью: кросс по пересеченной местности, марш-бросок, соревнования по гиревому спорту, пулевая стрельба из пневматической винтовки, легкоатлетическое многоборье, лыжные гонки.
Студенты Промышленно-технологического колледжа участвуют в различных военно-спортивных соревнованиях: открытая областная военно-спортивная игра «Звезда»; областной фестиваль «Казачья удаль»; областная открытая военно-спортивная игра «Одиночная подготовка воина-разведчика»; областные соревнования по военно-спортивной подготовке. Участие в подобных мероприятиях способствует моральной и физической подготовке юношей к выполнению воинской обязанности, помогает им быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской жизни, учит не бояться трудностей и не уклоняться от призыва в армию.
Выпускники колледжа, отслужившие в армии, отмечают, что быть защитником Отечества – тяжёлый труд, этому надо учиться, воспитывая в себе силу воли, терпение, трудолюбие, физическую выносливость. И первым шагом к этому стали годы учёбы в колледже. Юноши рассказывают, как им пригодились занятия по физической культуре, участие в спортивных и военных соревнованиях, занятия в спортивных секциях рукопашного боя, легкой атлетики, гиревого спорта, лыжного спорта и др. Ведь в армии постоянно приходится сталкиваться с трудностями, где требуется физическая выносливость, ловкость, сила, смелость и решительность.
Список использованной литературы
- Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с.
- Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
- Денисов, Р. А. Подготовка молодежи к военной службе: учеб. - метод. пособие / Р. А. Денисов, С. В. Михайлова; Арзамас. гос. пед. ин-т им. А. П. Гайдара. – Арзамас: СГТ, 2010. – 161 с.
- Собянин Ф. И. Физическая культура. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Феникс, 2020. 221 с.
- Сосницкий, В. Н. Физическая подготовка допризывной молодежи с учетом типологии двигательных способностей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. Н. Сосницкий; Волгоград. гос. акад. физ. культуры. – Волгоград, 2000. – 172 с
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Болдырева Т. В. Военно-спортивная подготовка студентов на уроках физической культуры в системе среднего профессионального образования // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/107090-voenno-sportivnaya-podgotovka-studentov-na-urokakh-fizicheskoj-kultury-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 03.12.2024)- Факторы повышения качества обучения русскому языку в условиях применения Дальтон-плана
- Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развитие финансовой политики предприятия
- УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
- Большая и малая Родина
- Проблемы школьного образования
- Применение ИКТ на уроках географии
- Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания как основа успешности детей
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2930 пользователей.
Отзывы