Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Педагогические аспекты в развитии физкультурно-спортивной деятельности обучающихся

  Еремеев С.Н.

Педагогические аспекты в развитии физкультурно-спортивной деятельности обучающихся.

        В условиях современной системы основного образования и в рамках национальных проектов Российской федерации, уделяется большое внимание вопросам обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В значительной мере это относится и к повышению качества основного образования обучающихся, предполагая переход школ к новой образовательной парадигме. Развитие личности школьников, адаптивность основного образования к уровню и особенностям их подготовки составляют принципы государственной образовательной политики на современном этапе. Качество образования принято определять такими показателями, как процентный коэффициент и умение выпускников реализовывать свои знания и умения к профессиональной деятельности специалиста. Для того чтобы эти показатели не расходились, необходимо на протяжении всего обучения осуществлять диагностику и контроль, связь теории с практикой и формировать развитую личность. Это становится фактором активизации научной деятельности в данном направлении. В современной науке одними из наиболее продуктивных для решения задач подготовки специалистов являются положения, раскрывающие субъектную позицию личности как особое положение человека во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др.) Понятие “субъект” в психологии и педагогике рассматривается в двух значениях: во-первых, как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать; во-вторых, как субъект собственной жизни, своего внутреннего мира, способный планировать, выстраивать, критически относиться к своим действиям, поступкам, к стратегии и тактике своей жизни.В соответствии с этим субъектность понимается как качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности. В понимании субъектности мы основываемся на том, что:                                                                                                                               - субъектность является уровневой характеристикой человека, субъектные свойства появляются только на определенном уровне развития и определяются балансом процессов экстериоризации и интериоризации;                                                                                                                     - субъектность выявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в отношении к людям;                                                                                                                                           - субъектность – высший уровень активности, целостности, автономности человека;                                                                                                                       - природа субъектности раскрывается через совокупность отношений к миру, стратегию жизни;                                                                                                                                                                           - в педагогическом плане важна не только включенность человека в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности .                                                                                              Мы разделяем мнение П.М. Постникова о том, что субъектность – это системное качество студента, овладевающего разнообразными новыми видами и формами деятельности и социальных отношений. Субъект обладает индивидуальным комплексом личностно-психологических функций, которые определяют и отражают результативность осуществляемой деятельности, одновременно развиваясь в ней, и детерминируют его сущностную, интегральную характеристику. Суть этой характеристики: общая способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных способностей и свойств в социально значимые и профессионально важные качества. Субъектность обучающегося проявляется в его учебно-познавательной деятельности общении, самопознании. Она характеризует достигаемый обучающимся уровень продуктивности и успешности в реализуемых им видах деятельности. Этот уровень отражает его возможности по достижению целей и решению конкретных задач. Во внутриличностном плане для обучающегося ощущение субъектности заключается в осознании значимости собственной роли в достижении успеха.Анализ сущностных характеристик субъекта и субъектности позволяет в качестве основных функций обучающегося как субъекта деятельности выделить следующее: самопознание (рефлексия, осознание себя самостоятельной, самоуправляемой личностью); самореализация (выявление, раскрытие и опредмечивание своих сущностных сил); самоутверждение (осознание себя и отношение к себе через предъявление своего “конкретного Я” другим людям); самооценка (сопоставление потенциала, стратегии, процесса и результата своей и других учебно-профессиональной деятельности); саморегуляция (управление е своим собственным развитием); самодетерминация (“формирование смысловой системы представлений о себе”); самоактуализация (“полное использование своих способностей и возможностей”).Становление субъектности является определяющим фактором личностного развития, осуществляющегося по мере того, как человек овладевает компонентами субъектности в той или иной деятельности. Степень сформированности субъектности представляет собой целостную, устойчивую индивидуальную характеристику, обладающую определенной внутренней структурой взаимосвязанных компонентов, проявляющихся в деятельности человека. Практически все педагогические школы и направления признают, что присвоение субъектных свойств и качеств индивидом происходит поэтапно. Индивид выступает носителем субъектности как всеобщего человеческого свойства; однако субъектом активного действия, реализующим свою субъектность в воспроизводстве социальной деятельности, индивид становится лишь на определенном этапе онтогенетического развития.Формирование своей субъектной позиции обязательно предполагает обладание определенным уровнем самосознания. Будучи изначально активным, человек, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов активности. Субъект – не нечто пассивное, только воспринимающее воздействие извне и перерабатывающее их способом, производным от его “природы”, а носитель активности, т.е. самоутверждающаяся индивидуальность. Субъектность – это единство индивидуально-личностных свойств человека: нельзя утверждать свою самость, не будучи выделенным из среды; но также не представляется возможным конструктивное самоутверждение без идентификации со средой. В результате самоопределения человек выстраивает свою ценностно-смысловую сферу или субъектное пространство. Поэтому так важна организация этого пространства в педагогическом взаимодействии: при этом, педагогический процесс реализуется не как созидаемая извне целостность, а как созидающая изнутри. Становление субъекта учебно-профессиональной деятельности, фактически, является важнейшим механизмом профессионально-личностного развития специалиста, а важнейшей задачей современного образования является расширение субъектных функций обучающихся, прежде всего, за счет построения схемы продуктивного совместного взаимодействия преподавателя и учащихся.Субъектное становление будущего человека может быть представлено несколькими основными стадиями.                                                                                                                                Первая стадия – адаптация к условиям школы, принятие нового социального статуса, самореализация в образовательном процессе.                                                                       Вторая стадия заключается в активном освоении обучающегося своей роли и сознательном руководстве своей деятельностью на основе осознанных мотивов и целей.                                                                                                         Третья стадия ориентирована на целенаправленное формирование личностных качеств и умений. На этой стадии обеспечивается взаимосвязь мотивов и целей, внутренних интенций с внешним педагогическим влиянием, увеличивается роль самодетерминации и саморегуляции.  

Четвертая стадия – проявление субъектности обучающегося, который осуществляет самостоятельное преобразование личностных свойств в социально и профессионально значимые качества, необходимые для успешного выполнения предстоящей деятельности. Весьма перспективным в данном отношении представляется такой механизм субъектного включения обучающегося в систему образования как обеспечение непосредственного участия в обсуждении общих и личных целей образования, корректировке его содержания, решении организационных вопросов и т.д. Следует отметить, что создание условий для реализации субъектных функций обучающегося способствует более широкому понятию ответственности за процесс собственного образования и повышает уровень удовлетворенности учебой.Таким образом, понятие субъектности конкретизируется и раскрывается в многообразных субъектных проявлениях личности. В целях определения уровня субъектного развития обучающегося школы, на наш взгляд, целесообразно ориентироваться на такие показатели, как сформированность функций субъекта в учебной деятельности, а также субъектных характеристик, наиболее емко выражающих, с нашей точки зрения, самоощущение человека как активного субъекта деятельности; его готовность прилагать усилия, опираться на внутренние и внешние ресурсы с целью достижения успеха.Педагогическое обеспечение, направленное на развитие субъектности обучающих, предполагает прежде всего, создание условий для максимальной реализации субъектных функций в образовательном процессе, а также оснащение студентов необходимым технологическим арсеналом позволяющим реализовать эти функции индивидуально, “авторски” и наиболее эффективно.

Список литературы:                                                                                                                                        1. Борытко Н. М., Мацкатова О.А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока /Н.М. Борытко, О.А. Мацкатова - [под ред. Н.К. Сергеева]                                                                                                                                                        2. Исаков М.В. Субъектность как высшая психическая функция // Современные гуманитарные исследования. - 2007. - №6 (19).                                                                               3. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета.  Автореф. дис. док. пед. наук.- Оренбург, 2007- 45с.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (46.00 kB)
Автор:
Учитель физической культуры
Дата публикации: 25.10.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Еремеев С. Н. Педагогические аспекты в развитии физкультурно-спортивной деятельности обучающихся // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/107885-pedagogicheskie-aspekty-v-razvitii-v-razvitii-fizkulturno-sportivnoj-deyatelnosti-obuchayushchikhsya (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию