статья Не трудно видеть, что игра в мяч может развивать свойства души и тела до той высокой степени, к достижению которой стремятся люди
Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию. Основная задача любого учебного заведения сегодня - это воспитание полноценного, здорового, физически и морально устойчивого подрастающего поколения. К сожалению, на сегодняшний день мы сталкиваемся с очень серьёзной проблемой - поголовного ослабления школьников. В своём большинстве они не энергичны, физически слабы, анемичны, страдают различными видами нарушения здоровья. В последнее время у многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, дефицит или избыток массы тела - акселерация, ускоренное развитие организма подростка в период полового созревания, все это влияет на состояние здоровья.
Основная масса современных учеников практически не увлекается спортом, их не интересуют уроки физической культуры. Здоровье 80% учеников ослаблено, наблюдается нарушение осанки, недоразвитость мышечной массы, ожирения и дистрофия. Двигательная активность детей школьного возраста очень низкая, они сонливы, с трудом справляются с учебной программой. Психика большинства из них не устойчива, дети вспыльчивы, обидчивы, неадекватно реагируют на замечания.
К сожалению, сегодня многие школьники большее предпочтение отдают компьютерным играм и просмотру телепередач, вместо того, чтобы выйти во двор, побегать и поиграть, например, с тем же мячом.
В настоящее время существует множество спортивных игр, обладающих широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности.
Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, сумевший за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным. Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм и воспитание молодёжи.
В основе баскетбола лежат естественные движения — бег, прыжки, броски, передачи. Им легко обучать детей, подростков и взрослых. Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с детских садов, а игры с мячами — с двухлетнего возраста. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности и целеустремлённости.
Систематические занятия баскетболом укрепляют здоровье, содействуют всестороннему физическому развитию, воспитывают волю, упорство, смелость. Он привлекает обилием разнообразных технико-тактических приёмов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом, и к тому же является, по нашему мнению и многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития.
Теоретические основы изучения
занятий баскетболом на развитие школьников
История развития современного баскетбола
Игры с мячом были популярны всегда. Многие из современных игр имеют свои аналоги у древних цивилизаций, существовавших задолго до нашей эры. Так, например, у индейцев Майя существовала культовая игра, носившая название «пок та пок». Она достаточно подробно описана в художественном произведении «Воин из Киригуа» а суть ее заключается в следующем: игроки делятся на две команды, целью которых является забрасывание тяжелого мяча, изготовленного из цельного каучука в каменное кольцо, прикрепленное к стене. Причем, диаметр отверстия, в которое нужно было попасть мячом, был практически таким же, как и мяч.
Доподлинно известно, что основателем современного баскетбола является Джеймс Нейсмит, который, конечно, и стал человеком, начавшим популяризацию этого вида спорта. Игра была изобретена в декабре 1891 года с целью занять учеников колледжа Ассоциации молодых христиан США в холодные снежные зимы, которые так часто бывают в городе Спрингфилд штата Массачусетс, где в то время и преподавал Джеймс Нейсмит. Принципы и первые правила доктор Нейсмит сформулировал во время представления игры своим ученикам в гимнастическом зале колледжа. Они не изменились и по сей день:
- для игры нужен мяч: большой и легкий, с которым удобно обращаться;
- бежать с мячом в руках запрещено
- во время игры мячом может владеть любой игрок любой команды
- обе команды могут скапливаться в любом месте площадки, но физическая борьба запрещена
- кольцо находится в горизонтальной плоскости и подвешено высоко над головами игроков.
Игра, изобретенная Нейсмитом, быстро приобрела известность: ведь его ученики, разъезжаясь по домам на рождественские каникулы, знакомили с ней всех своих приятелей. Прошел только один год, а в баскетбол уже играли все Соединенные Штаты. А поскольку среди учеников Нейсмита были 5 канадцев и 1 японец – то баскетбольная эпидемия охватила и эти страны
На протяжении лет правила баскетбола менялись, благодаря чему игра становилась открытой, быстрой и динамичной.
Влияние занятий баскетболом на физическое развитие
и здоровье школьников
Баскетбол относится к тем средствам физического воспитания, которые наиболее существенно влияют на всестороннее развитие человека, совершенствуя его физиологические показатели. Движения в баскетболе заставляют организм во время игры работать слаженно, как часы
1.Влияние на опорно - двигательный аппарат
В этой игре очень активно работают практически все виды мышц, так как мы прыгаем, бегаем, ходим, наклоняемся и распрямляемся. От этого часто меняется интенсивность работы, так как ускорения и замедления движения, а также прыжки постоянно чередуются с игрой в медленном темпе. За одну игру человек в среднем преодолевает 7 км.
Некоторые упражнения современного баскетбола настолько полезны, что были включены во многие курсы лечебно-оздоровительной физкультуры. К примеру, такое упражнение для баскетбола как бросок мяча в корзину развивает кисти рук, мышцы ног и спины, что может быть хорошей профилактикой болезни суставов. Интересная и подвижная игра с
постоянными перемещениями поможет ослабленным и малоподвижным людям почувствовать себя намного лучше после регулярных тренировок.
2.Влияние на дыхательную систему
Регулярные тренировки способствуют увеличению жизненной ёмкости лёгких. Занятия баскетболом приводят к повышению частоты дыхательных движений, она достигает 50-60 циклов за минуту с объёмом в пределах 120-150 литров. Это оказывает благоприятное влияние на здоровье человека, который становится более выносливым и энергичным, постепенно развивая дыхательные органы.
3.Влияние на кровеносную систему
Число сердечных сокращений в процессе матча колеблется в пределах 160-230 уд/мин, в среднем -199 уд/мин. Внешняя работа сердца возрастает в 4 раза а индекс минутного объема сердца- в 7 раз.
Увеличение относительного объема сердца (13000-1400 см) наблюдается у баскетболистов более чем в 50% случаев по сравнению с нетренированными мужчинами. Это явление они связывают со спецификой спортивной деятельности. Взаимосвязь между величиной объема сердца и физической работоспособностью у спортсменов носит линейный характер. Чем больше объем спортивного сердца, тем выше физическая работоспособность спортсмена. Из всех игровых видов спорта у баскетболистов этот показатель самый высокий.[5]
4.Влияние на пищеварительную систему
Благодаря длительной двигательной активности и интенсивному дыханию хорошо тренируются не только легкие (увеличивается их объем), но и органы пищеварительной системы.
Немалые энергетические затраты для одной продуктивной игры в баскетбол составляют приблизительно 900-1200 килокалорий. В результате для потребления недостающей энергии работающие мышцы используют значительное количество жировых отложений, постепенно избавляя человека от лишних килограммов. Стройные люди в этом случае продолжают укреплять и поддерживать великолепную фигуру. Сегодня этот факт мотивирует многих мужчин и женщин, страдающих от лишнего веса начать оздоровительные тренировки по баскетболу, для получения красивой фигуры в процессе увлекательной игры.
Взаимосвязь между занятиями баскетболом и
умственной деятельностью
Во время игры в баскетбол активно действует нервная система, которая постоянно контролирует и регулирует активность всех органов, координирует движения. Необходимость переключения с одного уровня деятельности на другой определяет особый характер протекания нервных процессов. Такая большая нагрузка в тренировочном и соревновательном процессах совершенствует всю центральную нервную систему.
Быстрое освоение широкого диапазона меняющейся информации во время непосредственной борьбы с соперником при постоянном дефиците времени связано с повышенной активностью и совершенствованием функций зрительного анализатора. Периферические элементы сетчатки обеспечивают контроль за перемещениями партнеров и соперников на площадке, а центральные элементы держат в поле зрения мяч. Считается, что ответная реакция на сигналы с периферии поля зрения ниже, чем с центрального. По отношению к баскетболистам некоторые отвергают эту точку зрения, считая, что они в равно высокой степени реагируют на сигналы как в центре, так и в периферии поля зрения. Человек, занимающийся баскетболом, улучшает своё периферическое зрение, а это большой плюс, оказывающий значительное влияние на эффективность зрительного восприятия. Исследования показали, что сегодня регулярные занятия баскетболом увеличивают в среднем на 40% чувствительность зрительного восприятия световых импульсов.
Пространственное (глубинное) зрение совершенствуется во время передач мяча движущемуся партнеру, ловли, ведения мяча.
Двигательный анализатор испытывает большую нагрузку в процессе дифференцированных усилий, связанных с высокой точностью движений при бросках, передачах мяча.
А. П. Лаптев, исследуя время двигательной реакции (максимальная частота движений за 10, 20 с), точность мышечных усилий при действиях руками, дифференцировку времени в коротких интервалах (1,5-3,0 с), скорость просмотра корректурного текста, установил, что у баскетболистов показатели значительно лучше по сравнению с представителями других видов спорта
Незаменимым средством умственного воспитания детей школьного возраста являются подвижные игры, в частности, баскетбол, где в процессе игры активизируется память, развивается мышление, пополняется словарный запас, т.е. обогащается речь детей.
И.М. Сеченов указывал на то, что мышечные движения имеют огромное значение для развития деятельности мозга. В этом процессе двигательному анализатору принадлежит особая роль. Двигательный анализатор обеспечивает восприятие и анализ информации о перемещении и положении тела в пространстве.
При сокращении мышц в кору головного мозга поступает поток нервных импульсов, повышается их тонус. Двигательный анализатор является связующим звеном в межанализаторных отношениях и рассматривается современной наукой как механизм сенсомоторной интеграции наряду с лобными долями.
Наряду с большим влиянием двигательных действий на интеллектуальное развитие детей формирование двигательных навыков, совершенствование их моторики находятся в прямой зависимости от характера умственной деятельности школьников.
Проблема взаимосвязи умственной и физической деятельности особенно актуальна в настоящее время, исходя из задач воспитания творчески мыслящего подрастающего поколения.
Для нормальной умственной работоспособности организма необходимо оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к снижению возбудительного процесса и торможению в коре больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.
Учебная нагрузка в условиях сниженной физической активности и переработки большого объема информации нередко приводит к умственным перенапряжениям. Ежедневный дефицит движения и умственные перегрузки нередко приводят к нарушению сна и аппетита, раздражительности, головным болям и другим нарушениям, таким как неврозы, застойные явления в легких и полости живота, нижних конечностях, атония кишечника, снижение или повышение артериального давления.
Двигательная активность снижает чрезмерный тонус мозговых сосудов, улучшает мозговой кровоток, способствует снабжению нервных клеток кислородом, выводу из них «шлаков».
В повышении общей умственной работоспособности, сопротивляемости организма утомлению на протяжении недели, четверти, года наибольшее содействие оказывают регулярные занятия в спортивных секциях и кружках. Качественные и количественные показатели умственной работоспособности у занимающихся спортом выше, чем у тех, кто посещает только уроки физической культуры.
После кратковременных интенсивных нагрузок память и внимание в наибольшей степени улучшаются примерно через два часа, мышление – сразу после нагрузки и спустя три-четыре часа.
Баскетбол и формирование личности
Баскетбол оказывает положительное влияние не только на физическое и умственное развитие, но и формирует личность в целом. Наряду с влиянием на здоровье, занятия баскетболом развивают волевой характер, самообладание и устойчивую психику. Процесс соревнования приводит к мотивации поиска креативных решений в трудных ситуациях. Командная игра способствует развитию тактики на пути к цели, улучшает коммуникабельность и инициативность личности. Систематические тренировки ведут также к формированию самостоятельности, настойчивости и целеустремлённости.
Дети, занимающиеся в секции баскетбола, воспитывают у себя такие черты характера, как выдержка, сила воли, дисциплинированность, смелость, настойчивость и самообладание. Они дорожат временем.
|
В наше время дети не имеют идеалов, достойных подражания. У детей, занимающихся спортом, идеалы есть. Им хочется подражать лучшим спортивным «звездам», своим тренерам, героям литературных книг и кинопроизведений.
Баскетбол – монетка в копилку личностного роста, уверенности в себе, ресурс как способность выживать, преодолевать сложности, взрослеть. Практика показывает, что опыт, приобретенный в стенах ДЮСШ, в спортивных секциях, помогает вчерашним спортсменам и во взрослой жизни добиваться поставленной цели. Занятия баскетболом способствуют так же воспитанию целого ряда положительных качеств и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощи, уважение к партнерам и соперникам в игре, сознательной дисциплины, активности, чувства ответственности, пунктуальности, спортивной этики.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шваб Г. И. Не трудно видеть, что игра в мяч может развивать свойства души и тела до той высокой степени, к достижению которой стремятся люди // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/108076-ne-trudno-videt-chto-igra-v-myach-mozhet-razvivat-svojstva-dushi-i-tela-do-toj-vysokoj-stepeni-k-dostizheniyu-kotoroj-stremyatsya-lyudi (дата обращения: 15.11.2024)- НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
- Проблемное обучение на уроках по физической культуре
- Развитие оперативной памяти по технологии В.Н.Зайцева
- Познавательная активность студентов
- Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе
- Основы буддийской культуры
- Гиподинамия и её профилактика ПРОФИЛАКТИКА