статья Понятие греха, раскаяния и воздаяния в религиозных традициях мира
Понятие греха, раскаяния и воздаяния в религиозных традициях мира
Кашин Павел Сергеевич (научный руководитель доцент кафедры философии и гуманитарных наук Петухова Татьяна Николаевна)
Студент 1 курса, Уральского института
Государственной противопожарной службы МЧС РОССИИ
Факультет управления и комплексной безопасности.
Кафедра философии и гуманитарных наук
620062 г.Екатеринбург ул. мира 22
e-mail: kashin.12000@mail.ru
Аннотация. Автор данной статьи анализирует общие положение понятия греха, раскаяния и воздаяния в мировых религиях мира (христианство, ислам, иудаизм). Данная статья демонстрирует как общие, так или специфические положения выше обозначенных религий. В конце статьи приводятся результаты исследования и список использованных источников
Ключевые слова: грех, раскаяние, воздаяние, религия, христианство, ислам, иудаизм.
В каждой религиозной традиции так или иначе мы можем констатировать факт так называемого «уклонения» от нормы. Причём данное уклонение по своему характеру делает жизнь верующего не только хуже, но и нет никакого спасения от Бога или иного трансцендентного сущего. Предварительно, это единственное, что объединяет почти все религии мира. Однако в рамках нашего исследования мы ограничимся только мировыми религиями, а именно, христианством, исламом, иудаизмом. Это связанно с тем, что большая часть населения планеты так или иначе исповедуется в данных конфессиях или, по крайней мере, культуры многих стран и народов фундируются данными религиозными традициями. Даже если человек не религиозный и не верует, то его суждения о добре и зле, о благе, о прекрасном, о справедливом и так далее фундируются той контекстуальностью, которая формировала на протяжении всей истории идентичность. Долгое время идентичность формировала религия, а не государство, что и говорит об укоренённости в нашем мышлении религиозных общих положений без религиозной атрибутики.
Начнём с христианского взгляда на грех раскаяние и воздаяние. Если мы говорим о понятии греха, то мы натыкаемся на доктрину Благодати. Полемика на протяжении всей истории христианства была одной из центральных. В этой связи мы охватим общие положения. Генезис рассмотрению проблематики греха и благодати положили мужи апостольские. Как известно богословской историографии, мужами апостольскими обычно называют ряд христианских писателей, чьи труды сохранились до наших дней с конца первого—начала второго веков. Как справедливо отмечает Б. Хэгглунд, данные люди в своё время не претендовали на доктринальность в строгом смысле слова, в строго теологическом. И, как следствие, они не отражают полную картину вероучения. Не представляя собою особого вклада в развитие богословия, труды мужей апостольских все же проливают свет на само понимание веры и церковные обычаи, преобладавшие в ранних общинах .
Если мы обратим своё внимание на их общую характеристику, то мы обнаружим различия с писаниями Апостолов и Нового Завета: теология мужей апостольских не может быть приписана никому конкретно из плеяды Апостолов, скорее она отражает веру обычных для первых лет истории христианства общин. Сходства между ними и новозаветными текстами не обязательно объясняются прямым заимствованием у канонических авторов. Писания мужей апостольских лишь свидетельствуют о сохранении той же веры .
Грех с точки зрения Мужей грехом выступает всякая отклоненность души человеческой, которое имеет прямую связь с ошибками и ложными побуждениями. При этом вина при совершении греха не фигурируется. Мужи апостольские спасение рассматривали как бессмертие или как просвещение истиною, которая явлена во Христе. В трудах мужей апостольских можно найти и соотношение спасения с прощением или искуплением. Особенно это заметно в Послании Варнавы, но и там оно не имеет такого значения, как в трудах Павла или, например, в протестантской традиции. Спасение связывается с физической жизнью, свободой от смерти и поврежденности. Свет и жизнь, составляющие его содержание, связаны с Законом. Путь послушания есть путь жизни . То есть, грех в некотором смысле этого слова интенционален к смерти, что не следует за Космосом в замысле Божественном. Грех как отклонение в том смысле, что это отклонение от Божественных законов. Эту мысль мы увидим и в позиции Аврелия Августина. Смерть в некотором смысле, на мой взгляд, является манифестацией всего греховного, телесного. «Клетка души» усмиряет божественную искру в человеке как в богоподобном существе.
Позиция Аврелия Августина является авторитетной: несмотря на споры, позиция Блаженного Августина оказалась убедительной, авторитетной и генеральной в христианстве. Что же говорил о грехе Августин? Августин считал, что грех человека имеет под собой волютаринский характер. он верит, что греховные деяния, которыми душа отрезается от Бога, ставят ее под неизбежность зла. В результате того, что грех вошел в мир, человек не может больше желать истинного добра, которое коренится в любви Божией, не сознает своего истинного назначения, но все глубже погружается в рабство. Это не значит, что он потерял чувство Бога, потому что фактически он продолжает воздыхать о Нем . То есть, грех – это нечто чуждое человеческой природе, оно пришло из ниоткуда, человек хоть с нею и рождается, но не является причиной возникновения греха. Это негация добра, а не некое сущее, это ничтожность всего благого, что дано в Любви Всевышнего.
Даже существует позиция, что первый человек превосходил настоящее поколение настолько же, насколько полет птицы превосходит скоростью движение черепахи. Его ум был обращен к Богу и в совершенстве познавал закон Божий. В отношении к своему телу человек был полным господином. Во всех своих физиологических процессах тело подчинялось духу и не вносило в жизнь духа никакого беспорядка или стеснения . Однако это трактовка православная. Всё-таки через органическую связь между Адамом и его потомками первый передает им свою падшую природу, вместе с виной и испорченностью, связанными с нею. Все мы – тело Адама , но и он Богом сотворен, а значит есть надежда на исправление.
Таким образом, мы видим, что грех – это отклонение от Божественного замысла и в целом от спасения души, раскаяние – это признание своих действий в качестве греховных перед Богом, а покаяние – это осознание своей греховности в тех или иных действиях. Причём всё это в контексте личностного отношения. То есть, в первую очередь просит у себя прощения как у богоподобного и свободного существа. Вернее, он должен сам осознать свой грех, а не Бог указать. Бог направляет на спасения, а человек сам в себе усмиряет порочность.
А как дела обстоят в исламе? В исламской антропологии грех не является экзистенциальной потенцией, заключенной в природе человека по замыслу Бога. Здесь грех не экзистенциален, а феноменален. «Согласно Корану, грех имеет нравственную, но отнюдь не онтологическую природу. Добро и зло, как уже отмечалось, вообще не присущи природе людей» . Грех выступает как факт, который совершает человек. Причём этот грех – оскорбление Аллаха. В этом и заключается этичность феномена.
В исламе в природе человека предзадана его миссия – быть наместником Аллаха на земле. «Статус человека в антропологии ислама – наместник Бога. Его задача – устроение дел в тварном мире в соответствии с Божественной волей и со своими нуждами. Критерием выполнения основной задачи является совесть каждого конкретного человека. Человек наделен властью на земле, поэтому он несёт всю полноту ответственности за свои поступки» . Тут мы видим некоторые общие позиции, которые блиски с христианскими положениями. Однако ключевое отличие христианства от ислама заключается в том, что в исламе нет личности, а значит и нет свободы, нет богоподобности в человеке. Человек – покорный субъект Аллаха, грех может быть и субъективным, но не личностным. Человек виноват по отношению к Аллаху в первую очередь, а не перед собой.
В исламе признаются только личные грехи, которые квалифицируются по степени тяжести. Главный грех – неверие в ислам (куфр) или ложная вера, поскольку именно она отвращает человека от праведного пути, предначертанного Аллахом, т. е. от предустановленной Аллахом для человека миссии. Что касается разделения грехов на тяжкие и мелкие, то в исламской теологии эта тема не имеет однозначной интерпретации. Единственное, в чем согласны мусульманские теологии, – это критерий классификации грехов: степень неповиновения воле Аллаха. Существуют различные перечни тяжких грехов в исламе, насчитывающие от 12 до 150 и более грехов .
На фоне этого мы видим, что грех сильнее довлеет над человеком, когда тот его совершает. В это смысле раскаяние приходится тяжко: ведь Аллах и любит всех, но и наказывает всех тех, кто грешен. Он единственный субъект в жизни. В этом смысле воздаяние является получения наказания, а не воспитания в первую очередь.
В иудаизме иная ситуация. В иврите слово «грех» образовано от корня со значением «промахнуться» (хэт-тэт-алеф). Из этого можно понять, что сущность греха — отклонение от правильного пути. Грешник — человек, который «уклонился» от того действия, которое должен был совершить. Большинство людей считает грех в качестве совершения запрещённого действия; человек же, уклонившийся от совершения предписанного действия, грешником обычно не считается. Иудаизм утверждает, что это не так. Тот, кто не сделал того, что был должен, — совершил грех.
Вот что пишется в Торе: «Многие люди в народе полагают, что потеря души ожидает нас, прежде всего, за действия, а тому человеку, который не совершал запрещённых действий, не нарушал Закон, а просто не выполнял заповедей и не делал добрых дел, потеря души не грозит. Поэтому наша обязанность сообщить тем, кто ошибается, что сказали наши мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Хагига 1, 7): «Не взыскал Всевышний за идолопоклонство, и за разврат, и за кровопролитие, но не простил Он пренебрежения к Торе».
То есть грех – это больше чем уклонение как в христианстве. Это ошибка, оставляющая пустоту в части души. Эта пробоина становится всё шире и шире, делая человека в итоге бездушным, без самого себя как духовного субъекта. Он ничем не будет отличаться от камня в итоге.
Если говорить о раскаянии, то следует отметить, что это остановка от совершения греха. Человек должен сам понять, что он совершает и затем прекратить это делать или даже думать об этом. Нужно остановиться . Воздаяние, если мы будем опираться из всего сказанного является как раз таки процессом разъедания души грехом. Чтобы «опухоль» не становилась все больше, нужно прекратить самого себя уничтожать. Тогда и процесс пойдёт в обратную сторону. Причём я должен обратиться к Яхве за помощью, ибо человек уже бессилен из-за «опухоли» в душе. В христианстве человек способен мужественно принять вызов и преодолеть грехи, а Бог сопровождает его. В исламе человек априори беспомощен, и он никто по отношению к Аллаху.
Заключение.
Таким образом, мы видим сходства и различия понятия греха, раскаяния и воздаяния в христианстве, исламе и в иудаизме. Во всех обозначенных конфессиях мы видим сходство в том, что грех – это отклонение от нормы, что раскаяние – это констатация собственной греховности и готовность к исправлению, а воздаяние – это наказание от Абсолюта. Однако разница заключается в степени гуманности к человеку, в степени само-стояния. В христианстве человек в центре, и он способен самого себя вылечить и исправить (разве что с наставлением Бога), в иудаизме – не может, ибо тот болен, а в исламе – человек не субъект. Аллах необходим всегда в спасении, ибо тот абсолютен по отношению ко всему. Стоит не забывать, что слово «ислам» переводится как «покорность». В этом смысле не стоит никак отклоняться от Блага, который заложил в мир Аллах.
Список использованной литературы
1) Беркхов, Л. История христианских доктрин / Л. Беркхов. – 230 с.
2) Богословский словарь Ветхого Завета: Том 14, с. 473 Г. Йоханнес Боттервек, Хельмер Ринггрен, Хайнц-Йозеф Фабри - 2004 «Существительное t'suba встречается в истории Dtr 4 раза, дважды в Истории Летописца и в Книге Иова»
3) Волобуев, А. В. Концепт человека в антропологии ислама : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Волобуев Алексей Викторович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. – Москва, 2012. – 26 с.
4) Мехмед, З. К. Большие грехи: [электронные ресурсы]. – URL: http://www.salam-alejkum.narod.ru/answers_bigsins.html (дата обращения: 30.10.2022)
5) Низаев М. А. Понятие "Свобода воли" в христианстве и исламе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Низаев Михаил Александрович. – URL: http://www.dslib.net/religio-vedenie/ponjatie-svoboda-voli-v-hristianstve-i-islame.html (дата обращения: 30.10.2022)
6) Протоиерей Василий Смагин. Августин и Пелагий: Догматическое содержание и исторические параллели великой полемики V века // Труды Нижегородской духовной семинарии. – 2010. – С. 273-303
7) Хэгглунд, Б. История западного богословия. Минск : «Лютеранское Наследие», 2008. – 468 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Кашин П. С. Понятие греха, раскаяния и воздаяния в религиозных традициях мира // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/108133-osnovy-religioznoj-kultury-i-svetskoj-etiki (дата обращения: 23.12.2024)- Нормы техники чтения по ФГОС в 1-4 классах
- ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
- Использование современных инновационных технологий в обучении изобразительному искусству
- Семья – это место, где ценят, любят, берегут
- Исследовательская деятельность как инновационная педагогическая технология в обучении английскому языку
- Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников
- Искусство родительского общения