Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья ВЗГЛЯДЫ МУСУЛЬМАН НА СОВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

ВЗГЛЯДЫ МУСУЛЬМАН О СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ

MUSLIM VIEWS ABOUT MODERN HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

                                                                                                                                              

Кушеров К.А.

Курсант, Уральский институт ГПС МЧС России

Россия, Екатеринбург

kusherovk19mail.ru

Головачев Е.О.

Курсант, Уральский институт ГПС МЧС России

Россия, Екатеринбург

Петухова Т.Н

Научный руководитель, доцент кафедры философии и гуманитарных наук,

Уральский институт ГПС МЧС России

Россия, Екатеринбург

Kusherov K.A.

 Cadet, Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia

 Russia, Yekaterinburg

 kusherovk19@mail.ru

 Golovachev E.O.

 Cadet, Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia

 Russia, Yekaterinburg

  Petukhova T.N.

 Scientific adviser,

 Associate Professor of the Department of Philosophy and Humanities,

Ural Institute of State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia

Russia, Yekaterinburg

Аннотация.

Автор статьи раскрывает возможности института в процессе духовно-нравственного воспитания и самовоспитания курсантов Уральского института Государственной пограничной службы МЧС России.

.

Abstract

The author of the article reveals the possibilities of the institute in the process of spiritual and moral education and self-education of cadets of the Ural Institute of the State Border Service of the EMERCOM of Russia.

Ключевые слова:  Государство,  образование, духовно-нравственное воспитание, самовоспитание.

Keywords:  State, education, spiritual and moral education, self-education.

Подготовка специалистов для государственной противопожарной службы МЧС России является важной государственной задачей в деле обеспечения безопасности страны. Данный процесс является комплексным и многосторонним.

Стратегия национальной безопасности России указывает на необходимость духовного обновления нации, на защиту нравственного и культурного наследия социума, его исторические традиции, моральное и духовное воспитание населения [3].

В Соглашении о сотрудничестве между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и руководителем централизованной религиозной организации «Региональное духовное управление мусульман Свердловской области в составе Центрального духовного управления мусульман России» имам-ахунд Радифулла (Гиндуллин Радиф Рафаилович) частый и желанный гость в институте. Он проводит большую воспитательную, просветительскую и разъяснительно-информационную работу с личным составом института, исповедующим ислам. Рассказывает об истории ислама, его традициях и обрядах, беседует с курсантами и студентами на важные для них темы.  

Сотрудничество МЧС России в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания не противоречит российскому законодательству. Образование в государственных образовательных учреждениях в соответствии со статьей 9 «Светский характер системы государственного образования» закона «О свободе вероисповеданий»  носит светский характер, и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. Реализуя свое право на свободу вероисповеданий, курсанты и студенты могут свободно, самостоятельно и добровольно выбирать и исповедовать религию [2].

Барьеры и их преодоление. Мы пытались выяснить, как сочетают курсанты-мусульмане элементы учебного процесса и религиозные обязанности, ограничения. В целом барьеры и стратегии выглядели у информантов схоже и касались в основном намаза. Каждый наш информант осведомлен об обстоятельствах, при которых разрешено, например, не читать, намаз, как исправить его пропуск: «по правилам намаз необходимо совершать 5 раз в день, то есть это 5 обязательных молитв. Но из-за учебы мы учимся в дневное время там с 9 и до 6 вечера, и большую часть пропускаю их. Поэтому все 5 молитв обычно совершают вечером, когда уже возвращаются в общежитие».

Благодаря вере познаются явления духовного и нравственного мира. Это дополняет картину мира, формирует особый пласт мировоззрения человека, дает чувство совести, мечту о справедливости и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетичного очищения, острое чувство правды и кривды, добра и зла.

Понятие «духовность», с точки зрения происхождения, - основа, подлинный смысл, сущностное содержание чего-либо или кого-либо; это «уникальное свойство человеческого существа, делающее его человеком, связывающее его с высшим планом бытия (А.В.Мень).

Оно сочетается со словом «дух», производно от него. Духовность есть, в частности, свойствах человека, через которое проявляются действия духовного мира в нем и через него, в идеальном материальном мире. Для мусульман их духовность выражается в старании жить в повиновении Аллаху, по исламским законам (Корана и Шариата). В любой религии ее духовность проявляется в жизни адептов по ее священным нормам. [1].

Верующий человек старается не грешить не потому, что он чувствует наказание, он чувствует наказание в себе как разлучение с Всевышним. (Фа́сик или джа́’ир — грешник и нечестивец, пренебрегающий выполнением основных положений ислама. Фасики не считаются отрекшимися от ислама, но их поступки считаются недопустимыми с позиций мусульманской морали.)

Для курсантов важно помнить, что духовность человека может проявляться  познанием  истины, в общении с Всевышним и послушанием  Ему. Подобное проявление духовности в различных ее видах является фундаментальной основой личности, определяющей ее стрессоустойчивость в трудных жизненных ситуациях и экстремальных профессиональных ситуациях. Это даст возможность человеку сделать правильный нравственной выбор, стоя на службе Отечеству, прийти на помощь нуждающимся, принять профессионально правильные решения, не позволит воспользоваться беспомощностью пострадавших людей.

Создание условий для реализации своих гражданских, и в том числе религиозных, чувств - важная часть работы личного состава в процессе духовно-нравственного воспитания будущих специалистов. Этот вид воспитания будущих специалистов государственной противопожарной службы осуществляется в разных формах.

Учебный план Уральского института ГПС МЧС по всем направлениям подготовки предполагает наличие предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Данный курс способствует развитию представлений курсантов и студентов о значении православных норм, ценностей для достойной жизни личности, семьи общества; формирует готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, знакомит с основными нормами светской и религиозной морали. С целью религиоведческого просвещения библиотека вуза имеет соответствующую литературу для ознакомления.

В целях возрождения культурно-исторической преемственности, духовно-нравственного воспитания, формирования патриотических и гражданских убеждений личного состава Уральского института ГПС МЧС России на постоянной основе проводится работа по взаимодействию с религиозными конфессиями.

Образование во все исторические эпохи представляло собой особую ценность. Образование не только помогает воспитать гармоничного человека и расширить его кругозор, но и дает ценные навыки и компетенции, позволяющие стать специалистом в определенной сфере. Большинство религий поощряет получение образования верующими. Непосредственно внутри религиозных систем формируются свои традиции и формы образовательной деятельности, религиозной педагогики и т.п.

Руководитель централизованной религиозной организации «Региональное духовное управление мусульман Свердловской области в составе Центрального духовного управления мусульман России» имам-ахунд Радифулла (Гиндуллин Радиф Рафаилович) частый и желанный гость в институте. Он проводит большую воспитательную, просветительскую и разъяснительно-информационную работу с личным составом института, исповедующим ислам. Рассказывает об истории ислама, его традициях и обрядах, беседует с курсантами и студентами на важные для них темы.  

Опыт взаимодействия личного состава Уральского института ГПС МЧС России с религиозными  , так как это приносит много положительных эмоций, способствует духовному обогащению и самовоспитанию, повышает морально-нравственный уровень будущих специалистов государственной противопожарной службы,  развивают эрудицию и воспитывают уважение к своим исконным традициям, позволяет принимать деятельное участие в деятельности  на благо безопасности государства.

Список использованной литературы

  1. Набиев P.A., Гафаров A.A. Связи с исламским миром как фактор укрепления единства и традиций российских мусульман (XIX начало XX вв.) // Учен. зап. Казан, ун-та сер. гуманит. науки, 2012. – 20 – 47 с.
  2. Закон о свободе совести и религиозных объединениях. – Электронный ресурс._Режим_доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/
  3. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. – Электронный ресурс: Режим доступа: https://base.garant.ru/401425792/
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (25.17 kB)
Автор:
Курсант , Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
Соавтор: Головачев Евгений Олегович
Курсант , Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
Дата публикации: 23.11.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кушеров К. А. ВЗГЛЯДЫ МУСУЛЬМАН НА СОВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/108704-vzglyady-musulman-o-sovremennom-vysshem-obrazovanii-v-rossii (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию